Конспект открытого занятия (НОД, старшая группа) "ЗИМНИЕ "ЯБЛОЧКИ"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Хакимова Людмила Нейноровна

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы".

 

Цель: В занимательной форме способствовать развитию представлений детей о мире людей, отличных от мира российского народа по культуре, традициям, истории.

Содействовать развитию у детей умения создавать выразительный образ снегиря из разнообразных материалов, точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: В занимательной форме способствовать развитию представлений детей о мире людей, отличных от мира российского народа по культуре, традициям, истории.

Содействовать развитию у детей умения создавать выразительный образ снегиря из разнообразных материалов, точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.

Задачи:

- Способствовать созданию игровой ситуации для развития интереса к русским и японским традициям, развития способности уметь выделять общее между культурами разных народов мира;

- уточнить представление о мелких зимующих птицах, их строении, внешних признаках;

- содействовать определению детьми места птиц в жизни человека;

- способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в процессе создания образа героя;

- стимулировать речевое творчество детей, развитие логического мышления;

- содействовать развитию творчества и фантазии дошкольников в процессе создания образов; наблюдательности и образного восприятия мира; координации глаза и руки; мелкой моторики руки; способности сосредоточиться;

- формировать последовательность работы над объемной аппликацией;

- обогащать  опыт использования детьми разнообразных материалов: ваты, цветной бумаги; показать возможность лепки птиц из ваты; расширить представление детей о способах создания пластичных образов;

- развивать умение слушать и слышать музыку, способность творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

- воспитывать любовь к книге, способствуя углублению читательских интересов;

- создать условия для стимулирования положительного эмоционального опыта;

- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни;

- приобщать детей к здоровому образу жизни через применение здоровье-сберегающих технологий и системного чередования нагрузок и отдыха.


Оборудование и материалы:

Демонстрационные:

  1. Ноутбук.
  2. Столик.
  3. Мольберт.
  4. Карточки с изображением снегиря, воробья, синицы.
  5. Кормушка с веточками деревьев.
  6. Картинка с изображением колядующих.
  7. Картинка с изображением кормушки.
  8. Рождественская открытка с изображением снегиря.
  9. Мультимедийная презентация «Праздник Снегирей (Япония)».

Раздаточные:

  1. Подставки-стаканчики для ножниц, ножницы, клей ПВА, коробочки для обрезков, клеевые кисточки с жесткой щетиной, кисточки для рисования, вата, подставка для птиц (квадраты и прямоугольники из картона), густая гуашь (красная), цветная бумага (черного цвета – для головы, крыльев, хвоста птицы), обрезки бумаги разного цвета – для глаз птицы, салфетки, палитры (розетки для красок), баночки с водой, клеенки на стол, разносы для раздаточного материала.

Аудиозаписи:

  1. Диск с музыкой: голоса птиц (снегиря); рождественские песни, колядки; японская народная музыка; запись «Песенки друзей» (комп. Старокадомский М., автор Михалков С. для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).

Предварительная работа:

  1. Чтение художественных произведений: сказок, стихов, загадок; прослушивание музыкальных произведений о птицах, колядок, музыки разных народов мира.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением зимующих и оседлых птиц, наблюдение на прогулке за птицами.
  3. Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.
  4. Беседа на занятии по экологии о зимующих птицах (в частности: снегирях, синицах, воробьях), выделение особенностей цвета оперения каждого вида птиц, экспериментальная деятельность с пластическими материалами (пластилин, снег) и художественными инструментами (стеки, кисточки) для передачи особенностей покрытия тела разных животных, птиц.

ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Двигательная

игровые упражнения, физминутки

Продуктивная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Коммуникативная

беседа, ситуативный разговор;

отгадывание загадок;

Музыкально-художественная

слушание

Труд

самообслуживание (уборка рабочих мест)

Чтение (восприятие) художественной литературы

чтение стихотворения, загадок


План проведения занятия:

  1. Вводная часть (3-5 мин.)

- Беседа о проведенных каникулах, праздничных днях;

- прослушивание рождественских песен и колядок, рассматривание иллюстраций.

II. Основная часть (12-14 мин.)

- Загадки о птицах;

- чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Снегирь»;

- прослушивание записи голоса снегиря;

- рассматривание рождественской открытки с изображением снегиря;

- чтение Алтайской легенды «Филин и снегирь»;

- физминутка (под «Песенку друзей» («Мы едем, едем, едем…»);

- прослушивание японской народной музыки;

- мультимедийная презентация «Праздник снегирей (Япония)»;

III. Переход к практической части деятельности (1-2 мин.)

         - пальчиковая гимнастика: катаем шарик из ваты (подготавливаем материал к практической работе);

IV. Практическая часть (7-10 мин.)

 - как сделать снегиря? (обсуждение процесса изготовления поделки)

 - изготовление крыльев, хвоста;

- окрашивание ватного шарика в красный цвет;

 - дополнение недостающих деталей (глаз, клюва);

          - приведение детьми рабочего места в порядок;

V. Заключительная часть (2-3 мин.)

        - подведение итогов совместной деятельности;

- выставка птиц на кормушках;

        - перспектива на будущее.


Ход занятия:

  1. Вводная часть (3-5 мин.)

(дети с воспитателем сидят на кубиках вокруг столика)

Воспитатель: «Вот и прошли новогодние каникулы! Ребята, вы хорошо отдохнули на каникулах?»

Дети: (рассказывают о своих впечатлениях)

Воспитатель: «Какие праздники отмечали во время каникул?»

Дети: «Новый год, Рождество Христово!»

Воспитатель: «1 января жители нашей страны отмечали  Новый год, а 7 января – Рождество Христово. Ночь накануне Рождества издревле считалась волшебной. Все люди славили Бога нашего – Иисуса Христа, пели рождественские песни. Закройте глаза и прислушайтесь!».

(дети прослушивают рождественскую песню «Небо и земля»)

Воспитатель: «Что вы чувствуете, когда слушаете эту песню?»

Дети: (выражают свое мнение) «Радость, торжество, нежность и т.д.»

Воспитатель: «Правильно! Эти песни радостные, светлые, и вместе с тем  - торжественные».  

«А еще на Рождество всегда колядовали. Кто знает, что такое «колядки»?»

Дети: (отвечают)

Воспитатель: «Колядки — это песни, которыми поющие (колядовщики) поздравляют с праздником всех и  расхваливают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки».

(воспитатель показывает картинку «Колядовщики»)

Воспитатель: «Эти песни могут быть как торжественные, одну из которых мы прослушали сейчас, так и шуточные»:

Приходила коляда                                   Кто не даст пирога,
Накануне Рождества                            Тому куричья нога,
Кто даст пирог                                      Пест, да лопата,
Тому п  скота,                                         Корова горбата.
Овин с овсом, жеребца с хвостом!

Маленький мальчик

сел на стаканчик,

а стаканчик на бочок –

пожалуйте пятачок!

II. Основная часть (12-14 мин.)

Воспитатель: «Как можно еще поздравить близких нам людей с праздником?»

Дети: (предлагают свои варианты)

Воспитатель: «Уже очень давно люди стали поздравлять с праздником с помощью открыток. Как вы думаете – какую птицу часто изображают на Рождественских открытках?»

Дети: (делают предположения)

Воспитатель: «У меня есть 3 загадки – отгадайте их, и выберите 1 правильный ответ!»

(дети отгадывают загадки)

( воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением названных птиц)

  1.          Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

                                         (Синица)      

  1.          Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! 

                                                 (Снегирь)

  1.          Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

По полям кочует, коноплю ворует.

                                                   (Воробей)

Воспитатель: «Кого из этих птиц вы выбираете?»

(дети выбирают правильный ответ и правильную картинку)

(звучит запись голоса снегиря)

Воспитатель: «Очень часто на поздравительных открытках изображали красивого яркого красногрудого снегиря!»

(воспитатель показывает рождественскую открытку с изображением снегиря)

Воспитатель: «Как выглядит снегирь? Опишите его».

Дети: «Небольшая перелетная птица, прилетает к нам только зимой. «Шапочка», хвостик и крылышки черного цвета и ярко-алая грудка».

Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Глядя на эту яркую птицу хочется вспомнить стихотворение Агнии Львовны Барто "Снегирь": (читает)

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла…

(воспитатель показывает фотографию с изображением снегиря)

Воспитатель: «Людей всего мира всегда привлекал образ снегиря. Для них было загадкой: почему у него (снегиря) такая алая грудка, и придумывали для объяснения разные истории. У разных народов – своя история».

Воспитатель: «Есть своя история и у нашего алтайского народа. Послушайте»:

Мифы и легенды Алтая

ФИЛИН И СНЕГИРЬ (Юн-южек ле Шарлыйак)

Филин и снегирь украшали друг друга. Хотели, чтоб каждый из них был красивым — красивое платье, глаза, лицо, волосы. Сначала филин украшал снегиря: оперенье разукрасил яркими красками, голову причесал красиво, глаза обвел, чтоб выглядели красиво. Получилась яркая птица. Потом снегирь украшал филина. В темно-серый цвет покрасил оперенье, на голове сделал хохолочек, красиво расчесал волосы, усадил удобно ушки. А глаза вывел в круглое ядрышко обвел черным цветом. Глаза у филина получились круглые и глубокие. Филин рассердился, что глаза ему снегирь посадил глубоко и сделал слишком круглые. Схватил снегиря и сунул его голову в огонь и опалил окраску. Поэтому грудка у снегиря осталась красной, а глаза у филина круглыми и глубокими.

Воспитатель: «Российские люди так любит и уважают снегиря, что даже создали единственный в мире «Музей снегиря».

Воспитатель: «А вы знаете, что есть такая страна, в которой устраивают большой праздник в честь красногрудого красавца? Хотите узнать, что это за страна? Тогда мы отправляемся в далекое путешествие!»

«Готовы?! Поехали! Подпевайте – с песней веселей!»

Физминутка

(звучит «Песенка друзей» (комп. Старокадомский М., автор Михалков С.

 для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).

(дети вместе с воспитателем передвигаются по группе, выполняя движения)

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Веселые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая! 

(Двигаются по группе по кругу друг за другом, изображая паровоз)


(Останавливаются и пританцовывают (выполняют движения ногами)



(изображают кота, птицу, собаку, петуха, обезьяну, попугая)


(разводят руками в стороны, показывая на всех собравшихся)

Воспитатель: «Приехали! Проходите на места!»

(все садятся на свои места)

(звучит японская народная музыка)

Воспитатель: «Вы слышите? Какая красивая музыка звучит! Куда мы попали, кто-нибудь знает?»

Дети: (высказывают свои предположения)

Воспитатель: «Мы попали в далекую восточную страну – Японию.»

(воспитатель показывает на глобусе расположение Японии относительно России)

 Воспитатель: «В этой стране восходящего Солнца в тот же день, когда мы отмечаем Рождество – 7 января – отмечают праздник снегирей…»

(воспитатель представляет мультимедийную презентацию

«Праздник снегирей»)

Воспитатель: «Так что не только в России снегирь символ зимы и Рождества. Но и в Японии приносит он удачу!»

«Нам пора отправляться домой! Занимаем места согласно купленным билетам! Поехали!»

(звучит «Песенка друзей» (комп. Старокадомский М., автор МихалковС.

 для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).

(дети вместе с воспитателем передвигаются по группе, выполняя движения, за столы)

Воспитатель: «Вот мы и дома! Присаживайтесь за столы!»

«В гостях хорошо, а дома лучше! Сколько снега намело кругом! Красота!..»

III. Переход к практической части деятельности (1-2 мин.)

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: «Посмотрите, ребята! Даже к нам в группу залетел снег!»

Дети: (опровергают) «Это вата».

Воспитатель: (держит в руках ватный шар) «На что похожа вата?»

Дети: (высказывают свои предположения, воспитатель направляет к тому, чтобы дети сделали нужный вывод) «На снег – такая же пушистая и белая, только теплая, не холодная».

Воспитатель: «Значит, мы можем поиграть с ней в «снежки», и наши ручки не замерзнут. Поиграем?!»

 (воспитатель показывает, дети повторяют движения)

С утра морозный ветер дул,

Морозом щеки жег.

Я снег в ладошки зачерпнул

И – вылепил снежок.

По снегу я катал снежок.

Старался я как мог…

И постепенно стал расти

Малюсенький комок…

(Яков Шабловский «Снежный дом»)

(Машут руками на лицо, изображая дуновение ветра)

(Трут ладошками щечки)

(Берут большой кусочек ваты)

(Катают в ладошках «снежок»)

(Катают ватный шарик по столу)


(Показать руками – какой «большой» стал комок)

Воспитатель: «Что же у нас получилось?»

Дети: (рассматривают получившийся шарик из ваты) « Шарик».

Воспитатель: «Что же можно из него сделать?»

Дети: (предлагают свои варианты, если не прозвучит нужный ответ, то воспитатель помогает детям: выслушивает предложения детей)

IV. Практическая часть (7-10 мин.)

Воспитатель: «На что похож наш ватный шарик?»

Дети: «На животик птички, только шарик белого цвета, а у снегиря – красная грудка».

Воспитатель: «Как нам сделать, чтобы он стал похож на снегиря?»

Дети: (высказывают свои предположения) «Можно покрасить в красный цвет, а крылышки и хвостик вырезать из черной бумаги и приклеить».

Воспитатель: «Молодцы! Вы правильно все сказали! На прошлых занятиях мы, для того чтобы показать «пушистость» птиц из пластилина – рисовали на них стекой, когда мы рисовали воробьев – использовали метод «тычка», чтобы показать объем перышек. А сейчас: снегирь наш пушистый – и вата пушистая и мягкая. Из нее мы уже сделали тело снегиря».

(воспитатель сопровождает свои действия показом, дети совершают аналогичные действия)

  1. «Из полосок черной бумаги вырежем крылышки и хвостик. Для этого берем длинный прямоугольник черного цвета, складываем пополам и вырезаем как радугу дугу, чтобы получилась спинка с двумя крылышками сразу (серединка – это спинка, по бокам – это крылья)».
  2. «Второй прямоугольник из черной бумаги понадобиться для хвоста: складывает его пополам по длине, и срезаем уголок на сгибе. Разворачиваем… и у нас получается вот такой фигурный хвост, похожий на флажок».
  3. «Хвостик приклеим сзади, а крылья – сверху».
  4. «В красную гуашь мы добавили немного клея  ПВА, чтобы вата держала форму.  Получившихся снегирей переворачиваем кверху грудкой и, придерживая, покрываем смесью весь комочек, то есть закрашиваем «грудку» снегирю».

 Воспитатель: «Посмотрите».

(рассматривает вместе с детьми)

Воспитатель: «Чего-то не хватает?»

Дети: «Нет глазок и клюва».

Воспитатель: «Что мы можем сделать?»

Дети: «Вырезать из обрезков черной бумаги и приклеить там, где у снегиря голова».

(вырезают из обрезков птице глаза, клюв)

Воспитатель: «Закончили? Молодцы! Поместите ваших снегирей на подставку из картона для высыхания. Вытрите руки салфетками. Промойте кисточки и поставьте в стаканчики».

(дети наводят порядок на своем рабочем месте)

V. Заключительная часть (2-3 мин.)

Воспитатель: «Посмотрите, кто у нас получился?»

Дети: «Снегирь».

Воспитатель: «Каким он у нас получился?»

Дети: «Пушистым, ярким, красивым, веселым…».

 Воспитатель: «Наши снегири такие же яркие, как яблочки!»

(воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Снежок»)

Снежок порхает, кружится, на улице бело,

И превратились лужицы в холодное стекло.

Где летом пели зяблики, сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

«Как мы сделали таких замечательных снегирей?»

Дети: (описывают процесс изготовления птиц)

Воспитатель: «Наши снегири, наверное, проголодались!? А у нас есть для них подарок!»

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

Воспитатель: «Что это за подарок?»

Дети: «Кормушка».

Воспитатель: «Молодцы! Вы не зря вместе с родителями старались! Давайте отнесем снегирей к нашей кормушке?!»

 (дети и воспитатель перемещаются к столу с кормушками

и «усаживают» там своих птичек)

Воспитатель: «Теперь мы знаем, что не только у нас в России почитают (уважают) снегирей. В какой стране существует  даже целый праздник – День снегирей?»

Дети: «В Японии».

Воспитатель: «Как отмечают этот праздник наши восточные соседи?»

Дети: «Обмениваются снегирями, сделанными из дерева и золота».

Воспитатель: «Правильно! Вы хорошо запомнили! И кому попадется позолоченный снегирь – тому будет сопутствовать удача».

«Нам тоже будет сопутствовать удача, ведь у нас теперь есть свои замечательные снегири – из ваты! Но, надеюсь, ребята, вы никогда не будете забывать и о настоящих снегирях в такое нелегкое для них время – будете подкармливать их на протяжении зимы. И они вам отплатят своими веселыми песнями!»

«В следующий раз мы отправимся в путешествие в другие страны и узнаем, что есть общего между нашими народами».

«А способ изготовления птиц из ваты, которому мы сегодня научились, в будущем поможет нам не раз. Дома вы можете сделать различных птиц и не только! А свои работы принести к нам в группу и мы устроим целую выставку!»

«Спасибо за работу!»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ:

Литература:

- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 46с.

- Волина В.В. Загадки от А до Я. С.-Пб: Издательство Дидактика Плюс, 1997.-352с.

- Волина В.В. Зимние забавы. С.-Пб: Издательство Дидактика Плюс, 1997. – 336с.

- Голованова Э.Н. Птицы возле дома. Л.: Гидрометеоиздат, 1990,- 184с.

- Кодиненко Г. Ф. 100 загадок от А до Я для детей 4-6 лет. М.: Айрис-пресс, 2009. – 112с.

- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 208с.

- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для студентов пед. факультета по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – Барнаул, 2007.

Музыка (записи):

-  Запись звуков природы: (голоса птиц: снегирь).

     - «Песенка друзей» (комп. Старокадомский М., автор Михалков С. для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).

     - Запись японской народной мелодии (автор и исполнитель неизвестен).

    - Рождественские песни, колядки (автор и исполнитель неизвестен).

Ресурсы интернета:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9

http://www.ourkids.ru/Logopedia/a12.shtml

http://www.eco-hotel.ru/museum

http://www.liveinternet.ru/users/4513657/post204391410

http://actravel.ru/japan.html

http://www.eco-hotel.ru/museum.html

http://bibliotekar.ru/rusSaharov/212.htm

http://strana-sovetov.com/miscellaneous/holidays/3661-kolyadki.html

muzofon.com

get-tune.net


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник Усокаэ Праздник снегирей (Япония)

Слайд 2

Ежегодно 7 января в храме Дадзайфу Теммангу в префектуре Фукуока (Япония), проводится старинный праздник Усокаэ ,

Слайд 3

Главный обычай праздника - обмен фигурками снегирей. .

Слайд 4

Люди верят, что вместе с маленькой птицей дарят другому человеку удачу.

Слайд 5

Обмениваясь амулетами-снегирями, все участники церемонии надеются получить специальное Усо , амулет, который для праздника специально готовят монахи храма - это позолоченная фигурка снегиря.

Слайд 6

Вся церемония проходит следующим образом: вечером люди собираются возле тлеющих угольков костров со своими « усокаэ » (« usokae »), или « киусо » (« kiuso »), – простыми деревянными фигурками снегирей (« усо »). В темноте киусо передаются из рук в руки участниками фестиваля, но периодически между обычными фигурками проскакивают позолоченные – их предоставляют священники храма Дайдзафу ( Dazaifu ).

Слайд 7

Суть ритуала состоит в том, что кому-то из участников повезёт и ему достанется позолоченный снегирь, который, как считается, является посланцем богов и будет приносить своему владельцу удачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»

Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Цели: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников за пройденный учебный год. Задачи : Формировать у детей элементарные математические представления, сове...