Конспект открытого занятия (НОД, старшая группа) "ЗИМНИЕ "ЯБЛОЧКИ"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы".
Цель: В занимательной форме способствовать развитию представлений детей о мире людей, отличных от мира российского народа по культуре, традициям, истории.
Содействовать развитию у детей умения создавать выразительный образ снегиря из разнообразных материалов, точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: В занимательной форме способствовать развитию представлений детей о мире людей, отличных от мира российского народа по культуре, традициям, истории.
Содействовать развитию у детей умения создавать выразительный образ снегиря из разнообразных материалов, точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
Задачи:
- Способствовать созданию игровой ситуации для развития интереса к русским и японским традициям, развития способности уметь выделять общее между культурами разных народов мира;
- уточнить представление о мелких зимующих птицах, их строении, внешних признаках;
- содействовать определению детьми места птиц в жизни человека;
- способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в процессе создания образа героя;
- стимулировать речевое творчество детей, развитие логического мышления;
- содействовать развитию творчества и фантазии дошкольников в процессе создания образов; наблюдательности и образного восприятия мира; координации глаза и руки; мелкой моторики руки; способности сосредоточиться;
- формировать последовательность работы над объемной аппликацией;
- обогащать опыт использования детьми разнообразных материалов: ваты, цветной бумаги; показать возможность лепки птиц из ваты; расширить представление детей о способах создания пластичных образов;
- развивать умение слушать и слышать музыку, способность творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
- воспитывать любовь к книге, способствуя углублению читательских интересов;
- создать условия для стимулирования положительного эмоционального опыта;
- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни;
- приобщать детей к здоровому образу жизни через применение здоровье-сберегающих технологий и системного чередования нагрузок и отдыха.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные:
- Ноутбук.
- Столик.
- Мольберт.
- Карточки с изображением снегиря, воробья, синицы.
- Кормушка с веточками деревьев.
- Картинка с изображением колядующих.
- Картинка с изображением кормушки.
- Рождественская открытка с изображением снегиря.
- Мультимедийная презентация «Праздник Снегирей (Япония)».
Раздаточные:
- Подставки-стаканчики для ножниц, ножницы, клей ПВА, коробочки для обрезков, клеевые кисточки с жесткой щетиной, кисточки для рисования, вата, подставка для птиц (квадраты и прямоугольники из картона), густая гуашь (красная), цветная бумага (черного цвета – для головы, крыльев, хвоста птицы), обрезки бумаги разного цвета – для глаз птицы, салфетки, палитры (розетки для красок), баночки с водой, клеенки на стол, разносы для раздаточного материала.
Аудиозаписи:
- Диск с музыкой: голоса птиц (снегиря); рождественские песни, колядки; японская народная музыка; запись «Песенки друзей» (комп. Старокадомский М., автор Михалков С. для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений: сказок, стихов, загадок; прослушивание музыкальных произведений о птицах, колядок, музыки разных народов мира.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением зимующих и оседлых птиц, наблюдение на прогулке за птицами.
- Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.
- Беседа на занятии по экологии о зимующих птицах (в частности: снегирях, синицах, воробьях), выделение особенностей цвета оперения каждого вида птиц, экспериментальная деятельность с пластическими материалами (пластилин, снег) и художественными инструментами (стеки, кисточки) для передачи особенностей покрытия тела разных животных, птиц.
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: | ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: |
Двигательная | игровые упражнения, физминутки |
Продуктивная | мастерская по изготовлению продуктов детского творчества |
Коммуникативная | беседа, ситуативный разговор; отгадывание загадок; |
Музыкально-художественная | слушание |
Труд | самообслуживание (уборка рабочих мест) |
Чтение (восприятие) художественной литературы | чтение стихотворения, загадок |
План проведения занятия:
- Вводная часть (3-5 мин.)
- Беседа о проведенных каникулах, праздничных днях;
- прослушивание рождественских песен и колядок, рассматривание иллюстраций.
II. Основная часть (12-14 мин.)
- Загадки о птицах;
- чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Снегирь»;
- прослушивание записи голоса снегиря;
- рассматривание рождественской открытки с изображением снегиря;
- чтение Алтайской легенды «Филин и снегирь»;
- физминутка (под «Песенку друзей» («Мы едем, едем, едем…»);
- прослушивание японской народной музыки;
- мультимедийная презентация «Праздник снегирей (Япония)»;
III. Переход к практической части деятельности (1-2 мин.)
- пальчиковая гимнастика: катаем шарик из ваты (подготавливаем материал к практической работе);
IV. Практическая часть (7-10 мин.)
- как сделать снегиря? (обсуждение процесса изготовления поделки)
- изготовление крыльев, хвоста;
- окрашивание ватного шарика в красный цвет;
- дополнение недостающих деталей (глаз, клюва);
- приведение детьми рабочего места в порядок;
V. Заключительная часть (2-3 мин.)
- подведение итогов совместной деятельности;
- выставка птиц на кормушках;
- перспектива на будущее.
Ход занятия:
- Вводная часть (3-5 мин.)
(дети с воспитателем сидят на кубиках вокруг столика)
Воспитатель: «Вот и прошли новогодние каникулы! Ребята, вы хорошо отдохнули на каникулах?»
Дети: (рассказывают о своих впечатлениях)
Воспитатель: «Какие праздники отмечали во время каникул?»
Дети: «Новый год, Рождество Христово!»
Воспитатель: «1 января жители нашей страны отмечали Новый год, а 7 января – Рождество Христово. Ночь накануне Рождества издревле считалась волшебной. Все люди славили Бога нашего – Иисуса Христа, пели рождественские песни. Закройте глаза и прислушайтесь!».
(дети прослушивают рождественскую песню «Небо и земля»)
Воспитатель: «Что вы чувствуете, когда слушаете эту песню?»
Дети: (выражают свое мнение) «Радость, торжество, нежность и т.д.»
Воспитатель: «Правильно! Эти песни радостные, светлые, и вместе с тем - торжественные».
«А еще на Рождество всегда колядовали. Кто знает, что такое «колядки»?»
Дети: (отвечают)
Воспитатель: «Колядки — это песни, которыми поющие (колядовщики) поздравляют с праздником всех и расхваливают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки».
(воспитатель показывает картинку «Колядовщики»)
Воспитатель: «Эти песни могут быть как торжественные, одну из которых мы прослушали сейчас, так и шуточные»:
Приходила коляда Кто не даст пирога,
Накануне Рождества Тому куричья нога,
Кто даст пирог Пест, да лопата,
Тому п скота, Корова горбата.
Овин с овсом, жеребца с хвостом!
Маленький мальчик
сел на стаканчик,
а стаканчик на бочок –
пожалуйте пятачок!
II. Основная часть (12-14 мин.)
Воспитатель: «Как можно еще поздравить близких нам людей с праздником?»
Дети: (предлагают свои варианты)
Воспитатель: «Уже очень давно люди стали поздравлять с праздником с помощью открыток. Как вы думаете – какую птицу часто изображают на Рождественских открытках?»
Дети: (делают предположения)
Воспитатель: «У меня есть 3 загадки – отгадайте их, и выберите 1 правильный ответ!»
(дети отгадывают загадки)
( воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением названных птиц)
- Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
- Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
По полям кочует, коноплю ворует.
(Воробей)
Воспитатель: «Кого из этих птиц вы выбираете?»
(дети выбирают правильный ответ и правильную картинку)
(звучит запись голоса снегиря)
Воспитатель: «Очень часто на поздравительных открытках изображали красивого яркого красногрудого снегиря!»
(воспитатель показывает рождественскую открытку с изображением снегиря)
Воспитатель: «Как выглядит снегирь? Опишите его».
Дети: «Небольшая перелетная птица, прилетает к нам только зимой. «Шапочка», хвостик и крылышки черного цвета и ярко-алая грудка».
Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Глядя на эту яркую птицу хочется вспомнить стихотворение Агнии Львовны Барто "Снегирь": (читает)
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла…
(воспитатель показывает фотографию с изображением снегиря)
Воспитатель: «Людей всего мира всегда привлекал образ снегиря. Для них было загадкой: почему у него (снегиря) такая алая грудка, и придумывали для объяснения разные истории. У разных народов – своя история».
Воспитатель: «Есть своя история и у нашего алтайского народа. Послушайте»:
Мифы и легенды Алтая
ФИЛИН И СНЕГИРЬ (Юн-южек ле Шарлыйак)
Филин и снегирь украшали друг друга. Хотели, чтоб каждый из них был красивым — красивое платье, глаза, лицо, волосы. Сначала филин украшал снегиря: оперенье разукрасил яркими красками, голову причесал красиво, глаза обвел, чтоб выглядели красиво. Получилась яркая птица. Потом снегирь украшал филина. В темно-серый цвет покрасил оперенье, на голове сделал хохолочек, красиво расчесал волосы, усадил удобно ушки. А глаза вывел в круглое ядрышко обвел черным цветом. Глаза у филина получились круглые и глубокие. Филин рассердился, что глаза ему снегирь посадил глубоко и сделал слишком круглые. Схватил снегиря и сунул его голову в огонь и опалил окраску. Поэтому грудка у снегиря осталась красной, а глаза у филина круглыми и глубокими.
Воспитатель: «Российские люди так любит и уважают снегиря, что даже создали единственный в мире «Музей снегиря».
Воспитатель: «А вы знаете, что есть такая страна, в которой устраивают большой праздник в честь красногрудого красавца? Хотите узнать, что это за страна? Тогда мы отправляемся в далекое путешествие!»
«Готовы?! Поехали! Подпевайте – с песней веселей!»
Физминутка
(звучит «Песенка друзей» (комп. Старокадомский М., автор Михалков С.
для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).
(дети вместе с воспитателем передвигаются по группе, выполняя движения)
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Веселые друзья. Нам весело живется, Мы песенку поем, И в песенке поется О том, как мы живем. Красота! Красота! | (Двигаются по группе по кругу друг за другом, изображая паровоз) (Останавливаются и пританцовывают (выполняют движения ногами) (изображают кота, птицу, собаку, петуха, обезьяну, попугая) (разводят руками в стороны, показывая на всех собравшихся) |
Воспитатель: «Приехали! Проходите на места!»
(все садятся на свои места)
(звучит японская народная музыка)
Воспитатель: «Вы слышите? Какая красивая музыка звучит! Куда мы попали, кто-нибудь знает?»
Дети: (высказывают свои предположения)
Воспитатель: «Мы попали в далекую восточную страну – Японию.»
(воспитатель показывает на глобусе расположение Японии относительно России)
Воспитатель: «В этой стране восходящего Солнца в тот же день, когда мы отмечаем Рождество – 7 января – отмечают праздник снегирей…»
(воспитатель представляет мультимедийную презентацию
«Праздник снегирей»)
Воспитатель: «Так что не только в России снегирь символ зимы и Рождества. Но и в Японии приносит он удачу!»
«Нам пора отправляться домой! Занимаем места согласно купленным билетам! Поехали!»
(звучит «Песенка друзей» (комп. Старокадомский М., автор МихалковС.
для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).
(дети вместе с воспитателем передвигаются по группе, выполняя движения, за столы)
Воспитатель: «Вот мы и дома! Присаживайтесь за столы!»
«В гостях хорошо, а дома лучше! Сколько снега намело кругом! Красота!..»
III. Переход к практической части деятельности (1-2 мин.)
(пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: «Посмотрите, ребята! Даже к нам в группу залетел снег!»
Дети: (опровергают) «Это вата».
Воспитатель: (держит в руках ватный шар) «На что похожа вата?»
Дети: (высказывают свои предположения, воспитатель направляет к тому, чтобы дети сделали нужный вывод) «На снег – такая же пушистая и белая, только теплая, не холодная».
Воспитатель: «Значит, мы можем поиграть с ней в «снежки», и наши ручки не замерзнут. Поиграем?!»
(воспитатель показывает, дети повторяют движения)
С утра морозный ветер дул, Морозом щеки жег. Я снег в ладошки зачерпнул И – вылепил снежок. По снегу я катал снежок. Старался я как мог… И постепенно стал расти Малюсенький комок… (Яков Шабловский «Снежный дом») | (Машут руками на лицо, изображая дуновение ветра) (Трут ладошками щечки) (Берут большой кусочек ваты) (Катают в ладошках «снежок») (Катают ватный шарик по столу) (Показать руками – какой «большой» стал комок) |
Воспитатель: «Что же у нас получилось?»
Дети: (рассматривают получившийся шарик из ваты) « Шарик».
Воспитатель: «Что же можно из него сделать?»
Дети: (предлагают свои варианты, если не прозвучит нужный ответ, то воспитатель помогает детям: выслушивает предложения детей)
IV. Практическая часть (7-10 мин.)
Воспитатель: «На что похож наш ватный шарик?»
Дети: «На животик птички, только шарик белого цвета, а у снегиря – красная грудка».
Воспитатель: «Как нам сделать, чтобы он стал похож на снегиря?»
Дети: (высказывают свои предположения) «Можно покрасить в красный цвет, а крылышки и хвостик вырезать из черной бумаги и приклеить».
Воспитатель: «Молодцы! Вы правильно все сказали! На прошлых занятиях мы, для того чтобы показать «пушистость» птиц из пластилина – рисовали на них стекой, когда мы рисовали воробьев – использовали метод «тычка», чтобы показать объем перышек. А сейчас: снегирь наш пушистый – и вата пушистая и мягкая. Из нее мы уже сделали тело снегиря».
(воспитатель сопровождает свои действия показом, дети совершают аналогичные действия)
- «Из полосок черной бумаги вырежем крылышки и хвостик. Для этого берем длинный прямоугольник черного цвета, складываем пополам и вырезаем как радугу дугу, чтобы получилась спинка с двумя крылышками сразу (серединка – это спинка, по бокам – это крылья)».
- «Второй прямоугольник из черной бумаги понадобиться для хвоста: складывает его пополам по длине, и срезаем уголок на сгибе. Разворачиваем… и у нас получается вот такой фигурный хвост, похожий на флажок».
- «Хвостик приклеим сзади, а крылья – сверху».
- «В красную гуашь мы добавили немного клея ПВА, чтобы вата держала форму. Получившихся снегирей переворачиваем кверху грудкой и, придерживая, покрываем смесью весь комочек, то есть закрашиваем «грудку» снегирю».
Воспитатель: «Посмотрите».
(рассматривает вместе с детьми)
Воспитатель: «Чего-то не хватает?»
Дети: «Нет глазок и клюва».
Воспитатель: «Что мы можем сделать?»
Дети: «Вырезать из обрезков черной бумаги и приклеить там, где у снегиря голова».
(вырезают из обрезков птице глаза, клюв)
Воспитатель: «Закончили? Молодцы! Поместите ваших снегирей на подставку из картона для высыхания. Вытрите руки салфетками. Промойте кисточки и поставьте в стаканчики».
(дети наводят порядок на своем рабочем месте)
V. Заключительная часть (2-3 мин.)
Воспитатель: «Посмотрите, кто у нас получился?»
Дети: «Снегирь».
Воспитатель: «Каким он у нас получился?»
Дети: «Пушистым, ярким, красивым, веселым…».
Воспитатель: «Наши снегири такие же яркие, как яблочки!»
(воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Снежок»)
Снежок порхает, кружится, на улице бело,
И превратились лужицы в холодное стекло.
Где летом пели зяблики, сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
«Как мы сделали таких замечательных снегирей?»
Дети: (описывают процесс изготовления птиц)
Воспитатель: «Наши снегири, наверное, проголодались!? А у нас есть для них подарок!»
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Воспитатель: «Что это за подарок?»
Дети: «Кормушка».
Воспитатель: «Молодцы! Вы не зря вместе с родителями старались! Давайте отнесем снегирей к нашей кормушке?!»
(дети и воспитатель перемещаются к столу с кормушками
и «усаживают» там своих птичек)
Воспитатель: «Теперь мы знаем, что не только у нас в России почитают (уважают) снегирей. В какой стране существует даже целый праздник – День снегирей?»
Дети: «В Японии».
Воспитатель: «Как отмечают этот праздник наши восточные соседи?»
Дети: «Обмениваются снегирями, сделанными из дерева и золота».
Воспитатель: «Правильно! Вы хорошо запомнили! И кому попадется позолоченный снегирь – тому будет сопутствовать удача».
«Нам тоже будет сопутствовать удача, ведь у нас теперь есть свои замечательные снегири – из ваты! Но, надеюсь, ребята, вы никогда не будете забывать и о настоящих снегирях в такое нелегкое для них время – будете подкармливать их на протяжении зимы. И они вам отплатят своими веселыми песнями!»
«В следующий раз мы отправимся в путешествие в другие страны и узнаем, что есть общего между нашими народами».
«А способ изготовления птиц из ваты, которому мы сегодня научились, в будущем поможет нам не раз. Дома вы можете сделать различных птиц и не только! А свои работы принести к нам в группу и мы устроим целую выставку!»
«Спасибо за работу!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ:
Литература:
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 46с.
- Волина В.В. Загадки от А до Я. С.-Пб: Издательство Дидактика Плюс, 1997.-352с.
- Волина В.В. Зимние забавы. С.-Пб: Издательство Дидактика Плюс, 1997. – 336с.
- Голованова Э.Н. Птицы возле дома. Л.: Гидрометеоиздат, 1990,- 184с.
- Кодиненко Г. Ф. 100 загадок от А до Я для детей 4-6 лет. М.: Айрис-пресс, 2009. – 112с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 208с.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для студентов пед. факультета по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – Барнаул, 2007.
Музыка (записи):
- Запись звуков природы: (голоса птиц: снегирь).
- «Песенка друзей» (комп. Старокадомский М., автор Михалков С. для кинофильма «Веселые путешественники» (1939).
- Запись японской народной мелодии (автор и исполнитель неизвестен).
- Рождественские песни, колядки (автор и исполнитель неизвестен).
Ресурсы интернета:
http://www.ourkids.ru/Logopedia/a12.shtml
http://www.eco-hotel.ru/museum
http://www.liveinternet.ru/users/4513657/post204391410
http://www.eco-hotel.ru/museum.html
http://bibliotekar.ru/rusSaharov/212.htm
http://strana-sovetov.com/miscellaneous/holidays/3661-kolyadki.html
muzofon.com
get-tune.net
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ежегодно 7 января в храме Дадзайфу Теммангу в префектуре Фукуока (Япония), проводится старинный праздник Усокаэ ,
Главный обычай праздника - обмен фигурками снегирей. .
Люди верят, что вместе с маленькой птицей дарят другому человеку удачу.
Обмениваясь амулетами-снегирями, все участники церемонии надеются получить специальное Усо , амулет, который для праздника специально готовят монахи храма - это позолоченная фигурка снегиря.
Вся церемония проходит следующим образом: вечером люди собираются возле тлеющих угольков костров со своими « усокаэ » (« usokae »), или « киусо » (« kiuso »), – простыми деревянными фигурками снегирей (« усо »). В темноте киусо передаются из рук в руки участниками фестиваля, но периодически между обычными фигурками проскакивают позолоченные – их предоставляют священники храма Дайдзафу ( Dazaifu ).
Суть ритуала состоит в том, что кому-то из участников повезёт и ему достанется позолоченный снегирь, который, как считается, является посланцем богов и будет приносить своему владельцу удачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»
Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...
конспект музыкальной нод "Как мы лечили петушка" и Конспект открытого занятия в старшей группе «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!» с использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий
два конспекта нод "Как мы лечили петушка" и «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!»...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»
Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Тема: «В поисках сюрприза»Цели: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников за пройденный учебный год. Задачи : Формировать у детей элементарные математические представления, сове...