Художественное творчество. Лепка И.В.Маслова
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Серегина Евгения Александровна

 

Цель: развитие творческой активности детей в процессе лепки

 

Задачи:

1.      Продолжить знакомство детей с различными изобразительными материалами, особенностями их обработки, необходимыми инструментами и их применением;

2.      Развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук;

3.      Помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя;

4.      Учить детей организовывать собственную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество. Лепка

Актуальность

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста-новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

 Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

Виды лепки в детском саду

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

•        предметную;

•        сюжетную;

•        декоративную.

Предметная лепка  предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать гуашью.

Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.

Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

Цель: развитие творческой активности детей в процессе лепки

 

Задачи:

1.        Продолжить знакомство детей с различными изобразительными материалами, особенностями их обработки, необходимыми инструментами и их применением;

2.        Развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук;

3.        Помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя;

4.        Учить детей организовывать собственную деятельность.

Краткая характеристика программы

1.        Программа подготовлена для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

2.        Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.

Принципы построения программы:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и  самостоятельность.

Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

И.В. Маслова

ЛЕПКА. Часть 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные задачи:

1)         знакомить детей с различными изобразительными материалами, особенностями их обработки, необходимыми инструментами и их применением;

2)         развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук;

3)        помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя;

4)        учить детей организовывать собственную деятельность.

В этом возрасте дети совершенствуют знания, умения и навыки, полученные в прошлом году. При этом от простого копирования (работа по образцу) следует постепенно отойти. Дети в состоянии выполнять работу по замыслу.

Появляются новые приемы лепки и крепления деталей. Дети учатся лепить предметы конусообразной формы, путем «вдавливания» создавать полые формы, лепить «оттягиванием» и «защипом» кончиками пальцев; украшать работу с помощью стека, палочки и путем «налепа»; передавать простейшие движения человека и животных. Как одно из требований выдвигается умение сглаживать поверхность при креплении отдельных деталей и в работе в целом «примазыванием».

Педагогу следует отказаться от пошагового показа. Сначала необходимо провести полный анализ предстоящей работы, возможен частичный показ малознакомых этапов работы. Затем должна следовать самостоятельная работа детей. Только незнакомые операции показываются и комментируются подробно. Показ могут осуществлять взрослые или дети, владеющие нужной техникой, при этом проговаривается каждый этап выполнения незнакомой работы.

Дети учатся объединять свои индивидуальные работы в общую композицию («Грибы», «Птица», «Дерево» и др.).

В занятии важно опираться на знания, умения и навыки, полученные на занятиях по окружающему миру, синтезу искусств, ознакомлению с художественной литературой, математике и т.п., показывая тем самым значимость каждого занятия, каждой работы, создавая целостную картину мира и понимания своей роли в нем ребенка.

При объяснении нужно убедиться, что дети все поняли правильно, а при выполнении заданий не торопить их. Следует добиваться строгого соблюдения последовательности всех операций. В конце обязательно проверить, все ли правильно выполнено. Если ребенок допустил ошибку, вместе обсудить, в чем она состоит, как ее можно исправить, и обязательно сделать это.

На протяжении всего занятия  надо сохранять терпение, доброжелательность и хорошее настроение. Обязательно надо подбадривать детей: помнить, что им, возможно, очень трудно, ведь лепка требует определенной сноровки. Ни в коем случае нель¬зя использовать занятия как наказание за провинности или за¬менять ими любимые ребенком игры и другие мероприятия! Плохой настрой и принуждение будут служить лишь препятствием, и нужный эффект не будет достигнут.

Необходимо учитывать общие рекомендации ко всем занятиям:

•        Любое из занятий  нужно начинать с пальчиковой гимнастики. В середине занятия провести физкультминутку, т.к. дети засиделись за столами.

•        Занятие можно проводить следующим образом: начать беседу с сюжетной картинки. Рассмотреть ее, уточнить, чем будем заниматься на этом занятии. Рассмотреть готовую работу и фрагменты, из которых состоит работа. С помощью карточек из приложения к плакатам по лепке необходимо уточнить все шаги при изготовлении каждой детали конкретной работы, так, чтобы дети смогли справиться. При необходимости вспомнить, как выполняли ту или иную операцию (нужно сделать так, чтобы именно ребенок озвучил это).

•        Желательно учить детей делать шарики и «колбаски», катая их между ладонями. К этому стоит приучать детей еще с трехлетнего возраста. Наглядность будет служить подспорьем в работе, но нельзя забывать о непосредственном показе незнакомых приемов работы.

Основные материалы: пластилин, глина или пластическая масса. А также природный материал (желуди, шишки, каштаны и т.п.).

Инструменты и приспособления: доска (клеенка), стек, па¬лочки разного диаметра, мокрая тряпочка (для глины).

Содержание деятельности. Учить лепить предметы конусообразной формы, путем «вдавливания», создавать полые формы, соединять детали «примазыванием», лепить «оттягиванием» и «защипом» кончиками пальцев; украшать работу с помощью стека, палочки и путем «налепа»; передавать простейшие движения животных.

В результате работы дети знакомятся:

-        с новыми для них приемами лепки и крепления деталей (лепка предметов конусообразной формы, создание полых форм путем «вдавливания», соединение деталей «примазыванием», лепка «оттягиванием» и «защипом» кончиками пальцев;

-        с приемами составления узоров на плоских и объемных формах;

-        с историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами.

Дети учатся:

-        лепить по памяти, представлению, с натуры;

-        передавать впечатления, полученные из наблюдений;

-        поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Дети умеют:

-        под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

-        лепить конусообразные формы, лепить, используя «защип» и «оттягивание», соединять детали путем «примазывания»;

-        изготавливать объемные изображения животных, передавая их простейшие движения;

-        объединять изображенные предметы в общую композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

И.В. Маслова

ЛЕПКА. Часть 3

Основные задачи:

1)        продолжить знакомство детей с различными изобразительными материалами, особенностями их обработки, необходимыми инструментами и их применением;

2)        развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук;

3)        помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя;

4)        учить детей организовывать собственную деятельность.

В этом возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с лёгкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счёт дополнительных деталей. Дети могут создавать различные полые формы способом «вдавливания»; получать мелкие детали «оттягиванием» и «защипом»; украшать работу с помощью стека, палочки и путём «налепа». Добавляются но¬вые способы крепления элементов: крепление в углубление основной детали, прикрепление тонкой полосы к основанию (изготовление посуды и т.п.). Дети должны уметь сглаживать поверхность «примазыванием» как при креплении отдельных деталей, так и в работе в целом. Декоративные элементы, имитирующие росписи, характерные для народных промыслов (дымковский, городецкий и т.п.), складываются у каждого ребёнка в свой, отличный от других узор.

У детей достаточно развит глазомер, мелкая моторика, чтобы довольно точно передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы. Они учатся создавать целые композиции, объединённые сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур. При этом педагог показывает только ту часть работы, где возможны затруднения, после чего дети выполняют всю работу.

Важно опираться на знания, умения и навыки, полученные на занятиях по окружающему миру,  ознакомлению с художественной литературой, математике и т.п. Это подчеркнёт значимость каждого занятия, поможет создать у ребёнка целостную картину мира и понять свою роль в нём.

Любое занятие следует начинать с пальчиковой гимнастики. В середине занятия нужно провести физкультминутку, так как дети засиделись за столами.

Занятие можно проводить следующим образом: начать беседу с сюжетной картинки. Рассмотреть её, уточнить, чем будем заниматься на этом занятии. Изучить готовую работу и отдельные фрагменты, из которых она состоит. Необходимо уточнить все шаги при изготовлении каждой детали конкретной работы так, чтобы дети смогли с ней справиться.

При необходимости напомнить, как выполняется та или иная операция (нужно стараться сделать так, чтобы именно ребёнок озвучил это).

Желательно учить детей лепить детали двумя руками (между ладонями). К этому стоит приучать детей ещё с трёхлетнего возраста. Плакаты будут служить подспорьем в работе педагога, но нельзя забывать о непосредственном показе незнакомых приёмов работы.

Основные материалы: пластилин, глина, пластическая масса, а также природный материал (жёлуди, шишки, каштаны и т.п.).

Инструменты и приспособления: доска (клеёнка), стек, палочки разного диаметра, мокрая тряпочка (для глины) и т.п.

Содержание деятельности: учить новым способам крепления элементов изображения (в углублении основной детали, прикрепление тонкой полосы к основанию — изготовление посуды; добавлять роспись, характерную для каждого из промыслов (дымковский, филимоновский). Учить создавать целые композиции, объединённые сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур.

В результате работы дети знакомятся с:

-        правилами передачи движений человеческой фигуры и животных;

-        правилами составления узоров на плоских и объёмных формах;

-        новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и украшения работы;

-        историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами.

Дети учатся:

-        лепить по памяти, представлению, с натуры;

-        передавать впечатления, полученные в наблюдениях;

-        новым способам крепления деталей (в углублении и ленточным) и украшения работы;

-        поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Дети умеют:

-        под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

-        объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

-        изготавливать объёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

-        дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

-        использовать знания и опыт, полученные на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество - лепка. Занятие по лепке в подготовительной группе « В гостях у повара».Тема «Профессии»

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть , как...

Конспект занятия. Художественное творчество. Лепка. 2-ая мл. Тема: Плоды фруктовых деревьев. Лепка по замыслу.

Конспект занятия. Художественное  творчество.  Лепка. 2-ая мл.Тема: Плоды фруктовых деревьев.  Лепка по замыслу.Цели: Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления. Учить...

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Мир искусства и художественное творчество. Лепка. Тема: «Лепка по замыслу».

Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеМир искусства и художественное творчество. Лепка.Тема: «Лепка по замыслу». Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина,...

Мир искусства и художественное творчество. Лепка План — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)

Мир искусства и художественное творчество. ЛепкаПлан — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)Воспитатели: Малкова Л.П., Ветро...

Художественное творчество ( лепка). 2-я младшая группа. Тема: «Колобок (сюжетная лепка )».

Художественное творчество ( лепка).2-я младшая группа.Тема: «Колобок (сюжетная лепка )».Задачи: продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями; ...