Образовательная среда ДОО как фактор детского развития
статья
В пособии раскрываются особенности создания образовательной среды дошкольной организации, модель организации образовательного пространства ДОО в современных условиях.
Представленные методические материалы будут интересны педагогам, работающим в дошкольных организациях, реализующих программу дошкольного образования, а также студентам психологических и педагогических факультетов вузов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
Методическое пособие для педагогов ДОУ
Образовательная среда ДОО как фактор детского развития
©Устинова С.А.
Петропавловск-Камчатский,
2023 г.
Аннотация.
В пособии раскрываются особенности создания образовательной среды дошкольной организации, модель организации образовательного пространства ДОО в современных условиях.
Представленные методические материалы будут интересны педагогам, работающим в дошкольных организациях, реализующих программу дошкольного образования, а также студентам психологических и педагогических факультетов вузов.
Предисловие
Новая педагогика утверждает приоритет индивидуального в человеке, неповторимость и уникальность человеческой личности, чуткое и внимательное отношение к её природе. Стало привычным употребление новой терминологии в педагогической литературе: «личностно ориентированное» образование и воспитание, в противовес «знанио-ориентированному»; «аксиологическая педагогика» и т.д.
Одной их характерных примет современности стало многообразие подходов к проблеме цели, содержания и принципов воспитания человека культуры, личности, способной к самоопределению в социокультурном пространстве; воспитание ребенка как субъекта социализации; воспитание человека-творца радости других.
Все авторы этих идей единодушны в том, что человек является и целью, и результатом, и критерием педагогического процесса нового типа. Ребенок – абсолютная ценность. Гуманистическая педагогика, в отличие от авторитарной, способствует раскрытию творческого потенциала личности, так как она призвана развивать самостоятельность, чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим людям.
Поэтому одной из главных задач воспитания в настоящий момент должно стать формирование гуманистических идеалов и прежде всего отношение к человеку как ценности.
Начинать же эту работу необходимо ещё в дошкольном образовательном учреждении, когда ребенок включается в разнообразную среду социальных отношений и особенно бурно начинает развиваться его самосознание.
Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности, способствует развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала, овладению нормами взаимоотношений.
Впервые приходя в детский сад, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.
Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога.
Данное пособие представляет собой интеграцию опыта педагогов, психологов, работающих в дошкольном образовательном учреждении над проблемой организации образовательной среды ДОУ как фактора детского развития. Актуальность его мы видим в следующем. Формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Когда маленький человек впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами ситуации, в которой он находится, и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения, он уже встал на путь формирования личности. Так давайте, мы взрослые, не будем мешать, а сделаем все возможное, чтобы ребенок стремился выйти за пределы ситуации, в которой он находится. На это и ориентировано данное пособие.
Создание образовательной среды дошкольной организации
Эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс.
Восприятие человеком среды осуществляется в результате постоянного взаимодействия с ней. При этом среда выполняет двойную роль: во-первых, выступает источником информации, которая позволяет человеку предсказать возможные последствия альтернативных способов действия; во-вторых, является «ареной», на которой осуществляется деятельность человека. Последствия деятельности человека в значительной мере являются результатом не только его намерений, но и воздействия среды.
В словаре В.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой среда трактуется:
1) как вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-либо;
- как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организаций;
- как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Для эффективности воспитания необходимо для каждой личности создавать особую развивающую среду, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а вынуждена добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта.
В современных психолого-педагогических исследованиях, посвящённым особенностям развития личности в условиях разных типов учреждений, используется термин «образовательная среда». При этом подчеркивается, что понятие «образовательная среда» определяется профессионально-деятельностной (управленческой) позицией, так как её специфическим свойством является насыщенность образовательными ресурсами.
В то же время, следует обратить внимание на то, что образовательная среда, являясь сложным по структуре целостным образованием, содержит в себя следующие составляющие:
- между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния;
- в результате взаимодействия и преобразования культурной и природной среды предоставляется возможность видоизменения и развития способностей и задатков человека;
- преобразуя среду жизнедеятельности, индивид приобретает новые функциональные структуры сознания;
- изменения среды могут благотворно или пагубно влиять на процесс развития человека.
Поэтому среда должна отвечать потребностям и возможностям всех участников образовательного процесса: как обучающихся, так и педагога.
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия «социальное развитие в пространстве — времени Детства» (Д.И. Фельдштейн), исследуется культурно-творческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова).
Становление в науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется.
Дошкольное учреждение является одной из таких форм, которая показала свою жизнеспособность в различные историко-культурные периоды, а также способность соответствовать требованиям государства и общества к общественному воспитанию и, одновременно, учитывать особенности и потребности развития ребенка дошкольного возраста.
Как отмечает М.С. Мириманова, образовательная среда современного дошкольного учреждения – феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания ряда дисциплин, однако проблема безопасности учреждений данного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований.
В течение последних лет исследователи все чаще обращаются к понятиям «образовательное пространство» и «образовательная среда» при решении педагогических, организационно-управленческих задач.
Эти понятия стали обсуждаемыми категориями не только среди ученых, но и среди педагогов образовательных учреждений. Следует отметить, что эти понятия являются близкими, но не синонимичными.
Как указывают Л.М. Голубева, Т.В. Молчанова, термин «пространство» имеет длительную историю употребления в социально-гуманитарных дисциплинах: философии, социологии, психологии, социальной психологии. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов.
Понятие «образовательного пространства» ввели И. Фрумин и Б. Эльконин еще в 90-ые годы XX века.
Но сам Б.Д. Эльконин говорил о том, что понятие необходимо «обновить». Поскольку в той работе речь в большей степени шла об образовательных средах, а не об образовательном пространстве. И до настоящего времени понятие образовательного пространства в научных исследованиях наполняется различным содержанием.
Так, например, по утверждению Р.Е. Пономарева, «…образовательное пространство человека представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося».
По мнению В.А. Журавлева, В.А. Харитоновой, О.В. Санниковой, И.В. Меньшикова, образовательное пространство, является сферой взаимодействия трех его субъектов - учителя, ученика и среды между ними, что подтверждает и С.К. Гураль: «Структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса назовем образовательным пространством».
В то же время, В.А. Козырев утверждает: «Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.
Таким образом, заключают Л.М. Голубева, Т.В. Молчанова, «образовательное пространство» - это то место (условия), где (или при которых) может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.
А в том случае, если «пространство» может трактоваться как определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности, появляется его название: образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т.д. (С.К. Болдырева, Н.Л. Селиванова, Е.В. Бондаревская и др.).
Характеризуя понятие «образовательная среда», следует отметить, что оно стало интенсивно исследоваться в отечественной педагогике лишь с 90-х годов XX века. Вместе с тем, к настоящему времени понятие образовательной среды применяется очень широко в самых различных аспектах.
Рассматривая характеристики образовательной среды, Л.М. Голубева, Т.В. Молчанова отмечают следующее. Образовательная среда должна способствовать обеспечению комфортности существования и развития детей и взрослых, личностному росту субъектов среды.
Создание среды возможно только там, где происходит овладение разными способами действия, где каждый субъект среды оказывает влияние на другой субъект и в связи с этим может изменить собственную позицию, выработать новый способ взаимодействия или своими суждениями, действиями оказать влияние на изменение позиций других субъектов.
Среда - это продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках действующей коммуникации, поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от событий, в которых она воспроизводится и тех новых эффектов, которые возникают в процессе ее рождения.
Среда – это момент непосредственного участия всех ее субъектов в создании образовательной ситуации. Среда помещает в себя практику всех субъектов, которые в ней находятся. Она вмещает множество практик, которые вступают в некоторые отношения друг с другом.
Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), выполняет систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования образовательного результата. Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность локальных сред, обеспечивающих ребенку познание и развитие. Любая образовательная среда определяется совокупностью локальных сред, в которых функционирует ребенок:
- я – ситуация;
- семья;
- класс (группа);
- учреждение образования;
- двор, микрорайон и др.
При этом такое понятие как «образовательное пространство» можно рассматривать как одну из характеристик образовательной среды.
Среда как источник разнообразного культурного опыта представляет собой совокупность определенных влияний. Элементы культуры в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания преобразуются в образовательный ресурс для среды. Чем большее число фрагментов культуры будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда.
Каждый педагог, ребенок, руководитель учреждения, родитель организует, принимает участие в создании образовательной среды.
Все субъекты оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
При анализе системы «человек – среда» положение человека («субъекта», «организма») рассматривается как центральное. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, во взаимоотношении организма со средой «два члена отношения уже не равноправны»; субъект является первичным и исходным; среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость для организма.
Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
Соответственно, под образовательной средой понимается система (или совокупность) педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как еще непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации, причем последнее предполагает учет не только особенностей возрастной периодизации развития детей и взрослых, но и социальный заказ на продукт системы образования.
Как отмечает М.Б. Калашникова, образовательная среда дошкольного учреждения – особый тип среды. Эта особенность определяется несколькими факторами.
Во-первых, временем нахождения в ней – ребенок пребывает в детском саду до 8-10 часов ежедневно.
Во-вторых, интенсивностью деятельности – во время нахождения в данной среде малыш посещает логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие и другие занятия.
В-третьих, это информационно насыщенная среда.
В-четвертых, среда детского сада весьма многообразна в плане общения. Ребенок общается с большим количеством взрослых (как правило, на группе работают два воспитателя и один помощник, при ходят и другие специалисты) и сверстников.
В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. Этим определяется значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания дошкольника.
Образовательная среда дошкольного учреждения относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными показателями. Образовательная среда дошкольного учреждения представляет собой совокупность локальных образовательных сред, которые находятся во взаимодействии друг с другом («встроены»).
В структуре образовательной среды дошкольного учреждения можно выделить два основных уровня и вида локальных образовательных сред: на уровне деятельности образовательного учреждения – педагогическая среда дошкольного учреждения; на уровне индивидуальной деятельности педагога – среда профессионального функционирования педагога.
По мнению М.С. Миримановой, образовательная среда дошкольного учреждения должна рассматриваться как система влияний и условий, необходимых для социального развития личности.
Если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то дошкольное учреждение, сохраняя, учитывая это, акцентирует воспитание социальное.
В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и Другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). Осваивая это социальное пространство, нарождающаяся личность осознанно и неосознанно строит свое отношение к будущему, обществу, к жизни в целом.
Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие установки, нормы, ценности), будет зависеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.
Создание образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного воспитания, обучения и развития должно способствовать обнаружению и реализации способностей детей, а обучение строиться в соответствии с их природными задатками и интересами.
При этом, несомненно, должны учитываться и потребности общества, социальный запрос, ориентирующий на будущие профессиональные выборы. Однако успешность дошкольных учреждений, как и других образовательных учреждений, должна определяться, прежде всего, тем, какие качества превалируют в данной личности – созидательные или деструктивные. Центральной категорией для дошкольного учреждения является общение.
Общность, общение (поиск общего), общительность (способность к общению, единению) являются определяющими характеристиками, а их отсутствие ведет к социогенным заболеваниям.
Модель организации образовательного пространства ДОУ в современных условиях
В ряде исследований понятие «образовательное пространство» определяется через понятие «среда». Так, например, М.И. Корнева определяет «образовательное пространство» как социокультурную образовательную среду, Р.И. Туктарова – как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка, Г.А. Ферапонтов – как педагогически организованную среду, в которой происходит становление духовно-нравственной творческой личности ребенка.
Таким образом, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.
В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
Целью реализации модели развивающей образовательной среды является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты.
Задачи:
- создание условий для организации современного образовательного пространства в ДОУ;
- организация деятельности ДОУ в инновационном режиме;
- внесение изменения в систему управления ДОУ в соответствии с изменением содержания образовательного процесса.
При работе над моделью мы опирались на ряд принципов, среди которых можно назвать:
- Принцип деятельности, который заключается в том, что ребенок, получая знания не только в готовом виде, но, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и умений.
- Принцип целостности, который предполагает формирование у ребенка обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
- Принцип минимакса, заключающийся в следующем: детский сад должен предложить ребенку возможность освоения содержания программы на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Представленная модель развивающей образовательной среды нашего дошкольного образовательного учреждения состоит из нескольких компонентов:
- образовательного,
- коррекционного,
- информационного,
- предметно-пространственного,
- социального.
Рассмотрим эти компоненты. Ядром модели являются участники образовательных отношений (педагоги ДОУ, воспитанники, родители, администрация ДОУ), принимающие активное участие в создании и преобразовании среды.
Содержание пяти образовательных областей реализуется во всех видах детской деятельности (игровой, поисково-исследовательской, продуктивной и в двигательной активности).
Наполнение образовательного компонента представлено следующим обеспечением: основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, парциальными программами.
Информационный компонент представлен следующим наполнением: сайтом учреждения, также имеется переносное интерактивное оборудование, которое используется при проведении учебных занятий с детьми, при проведении родительских собраний, утренников и праздников для детей.
Помимо этого, в детском саду создана локальная сеть, установлен роутер для обеспечения общего интернет-покрытия через Wi-Fi.
Кроме этого, информационное обеспечение участников образовательных отношений проводится через всевозможные информационные стенды, доски объявлений, папки-передвижки и т. п.
Предметно-пространственный компонент осуществляется через создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала пространства, оборудования, материалов; для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; безопасности жизнедеятельности детей и взрослых.
Социальный компонент представлен окружением детского сада и социальными партерами нашего учреждения.
Перспективы реализации модели развивающей образовательной среды нашего дошкольного образовательного учреждения мы видим в следующем: в создании и регулярном обновлении сайта учреждения с учетом текущих изменений для обеспечения открытости дошкольного образования; в пополнении и обогащении предметной среды групповых ячеек и других помещений, где осуществляется образовательная деятельность; создании условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада; внесении изменений в развивающую предметно-пространственную среду с учетом современных требований, новых нормативных документов (ФГОС дошкольного образования).
Образовательную среду можно рассматривать и как отражение взаимосвязи условий, обеспечивающих развитие ребёнка.
Такими условиями являются:
- Пространство развития учреждения;
- Пространство развития педагогов;
- Пространство развития детей;
- Пространство развития родителей.
В нашей дошкольной образовательной организации большое внимание уделяется взаимодействию участников педагогического процесса. Взаимодействие участников педагогического процесса – это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Модель образовательной среды МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
I. Рассмотрим пространство развития детей.
1.1. В первую очередь сюда включаем предметно-развивающую среду.
Предметно – развивающая среда– это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарём, играми, игрушками и т.д.
В основе нашего подхода к формированию предметной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это означает, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания новой информации и не при усвоении учебных навыков, которые передает взрослый, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности.
Предметная среда ДОУ имеет следующую направленность:
- Развивающая:
- обогащённость достоверной информацией;
- условия для разнообразной продуктивной деятельности.
- Здоровьесберегающая:
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
- обеспечение оздоровительной работы и физического развития детей.
1.2. Освоение содержания дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Освоение содержания дошкольного образования включает в себя:
- Соответствие способов освоения содержания образования его развивающему характеру:
- разнообразие форм и методов обучения;
- интеграция в освоении содержания;
- диагностическая основа обучения.
- Соответствие содержания образования потребностям:
• соответствие установленным потребностям;
• соответствие предполагаемым потребностям.
• коррекционная составляющая обучения.
1.3. Медико-психолого-педагогическое сопровождение в ДОО включает:
- своевременную диагностическую и коррекционную работу с детьми на базе ДОО в виде групповых и индивидуальных занятий специалистами ДОО;
- выявление уровня и особенностей развития познавательной сферы (речи, памяти, внимания), изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка;
- разработку рекомендаций воспитателям и педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям;
- разработку и реализацию индивидуально-дифференцированных программ;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитателям и педагогам.
1.4. Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
Социальная ситуация развития – сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Это как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет:
- объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания, и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев);
- особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми;
1.5. Расширение образовательного пространства Расширение образовательного пространства детского сада с использованием ресурса социального партнерства будет являться эффективным условием формирования социальной компетентности ребенка, если:
- ведущей целью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров будет выступать формирование социальной компетентности ребенка;
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров основано на осуществлении проектной деятельности, позволяющей технологично выстроить процесс формирования социальной компетентности ребенка;
- дифференцирована работа с социальными партнерами в соответствии со спецификой дошкольного образовательного учреждения, возможностями и интересами социальных партнеров (библиотека, планетарий, музеи).
Расширение познавательного интереса детей происходит через новое образовательное, воспитательное пространство, применение ИКТ, новых подходов и технологий.
II. Пространство развития педагогов.
2.1. Мастерство и профессионализм педагогов формируется и проявляется в деятельности (Н.В. Кузьмина). Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов.
Таким образом, в педагогической науке наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие «педагогическое мастерство», под которым понимают высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека (Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина). 2.2. Сотрудничество и сотворчество
Только сотрудничество и сотворчество педагогов (узких специалистов и воспитателей, психологов), детей и родителей может принести реальную пользу в деле воспитания детей.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены и знают, что успешность в воспитании детей зависит от согласованности и преемственности.
Метод проектов – уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов ДОО и родителей.
2.3. Интеграция специалистов
Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОО состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического, медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
2.4. Личностно-ориентированное взаимодействие:
- личностно-ориентированный подход в методической работе;
- личностно-ориентированный подход к детям;
- активизация родителей в педагогический процесс.
2.5. Ответственность за качество образования:
- профессиональный рост педагогических работников;
- самоанализ эффективности педагогической деятельности.
2.6. Система непрерывного образования
Современный воспитатель должен владеть ИКТ - компетентностями, развивать умения, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста, быть готовым и способным выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент нормативами и стандартами.
Выделяется три основных вида непрерывного образования.
Формальное образование – образование, получаемое в учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с образовательными программами, с последующим предоставлением документа (свидетельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного образца.
Неформальное образование – обучающие семинары, мастер-классы, семинары и т.д.
Информальное образование- самообразование.
Осуществляется в течение жизни: в ходе общения, под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других.
Эти три вида непрерывного образования могут осуществляться в течение жизни интегрировано, взаимодополняя друг друга, обеспечивая действительную непрерывность.
2.7. Система стимулирования и мотивации
Мотивация — это управленческий термин, предполагающий установление соответствия между мотивом и стимулом. Мотивация связана с преодолением порога безразличия, выстраиванием системы соотношения материальных и моральных стимулов.
С помощью эффективной системы стимулирования педагогического труда (морального и материального) можно значительно повысить эффективность работы учреждения.
III. Пространство развития родителей.
3.1. Интеграция семьи в образовательный процесс
Всем хорошо известно, что семья и ДОО составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Очевидно, что ДОО и современная семья должны прийти к согласию для построения конструктивного взаимодействия, ведь то, насколько успешно ребёнок будет проживать период посещения детского сада, зависит и от активного включения родителей в образовательный процесс
Для этого мы в своей работе предлагаем различные формы:
- «Круглый стол»;
- Тематические выставки;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
- прогулки выходного дня;
- сайт ДОО.
3.2. Преемственность ДОО и семьи
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Но и необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения.
Непрерывность в воспитания и обучения детей обеспечивает форма преемственности семьи и детского сада. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОО, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
3.3. Стиль воспитания в семье
Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни.
В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. 3.4. Взаимоотношения в семье
На отношения в семье влияет множество факторов, основные из них – возраст супругов, воспитание, социальный и духовный уровень. Также играет роль национальность, место жительства, религия. Всё это накладывает отпечаток на то, какие могут быть отношения в семье. Отношения в семье принято разделять на две основные группы:
Гармоничный тип – где все построено на гармонии, взаимоуважении, взаимопонимании.
Дисгармоничный тип – где нет гармонии, понимания, уважения, такие отношения создают множество проблем, которые сложно решить.
Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора, и опыта. При этом следует учитывать, что семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа – шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности. IV. Пространство развития учреждения.
4.1. Кадровое обеспечение
Важнейшим фактором развития ДОО является высокая эффективность его кадровой политики, что в первую очередь определяется высоким кадровым потенциалом персонала образовательного учреждения.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, указанные в пункте 3.2.5. ФГОСДО.
4.2. Информационное обеспечение
Информатизация дошкольного образования это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольной образовательной организации (ДОО) и родители воспитанников. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОО; использование информационных технологий в воспитательно– образовательном процессе; проектная деятельность; активное использование сети Интернет в образовании, использование сайта ДОО.
В основе создания ИОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом.
4.3. Материально-техническая база
Большая роль в эффективности качества воспитательно - образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОО и оснащённости образовательного процесса.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОО соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Материальная база в ДОО и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО.
4.4. Управляющая система
Управление ДОО осуществляется на основе принципов гласности, демократии, самоуправления и социальной справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным стандартом (ФГОС), уставом ДОО, локальными документами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, родительским договором, договором с учредителем. В каждом ДОО создана своя модель управления.
4.5. Эффективное социальное партнёрство
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Итак, мы описали модель образовательной среды МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
Ниже будут представлены технологии формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников и примеры построения занятий с участниками образовательных отношений в соответствии с этими технологиями.
Технологии формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников
Цифровые истории как способ развития связной речи дошкольников с ОНР в коммуникативной деятельности
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.
Дети еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство — реальность сегодняшнего дня.
От использования новых технологий мы не уйдём и запрещать своим детям пользоваться современными устройствам, все-таки, не стоит.
Задача взрослых - научить детей правильно и с умом использовать гаджеты.
Проблема формирования связной речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как речь является орудием мышления, средством общения и социализации. А.В. Запорожец, М.И. Лисина указывают, что общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова указывают, что развитие связной речи ребенка оказывает влияние на психическое развитие, формирует личность.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в раннем детстве речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребёнка в этот период осуществляется в большинстве случаев совместно со взрослыми, или с их помощью, поэтому и общение носит ситуативный диалогический характер.
В логопедической практике мы часто сталкиваемся с проблемами развития связной речи воспитанников. Вспомните как на занятии по развитию речи (логопедическом занятии) дети рассказывают по картине, серии сюжетных картинок. Дошкольники демонстрируют низкий уровень развития связной монологической речи. И совсем другое дело – когда ребенок рассказывает историю из личного опыта о событии и месте, где он побывал лично, сам все видел своими глазами, прочувствовал, испытал эмоции.
Мы всегда приветствовали, что дети приносят в детский сад семейные фотографии (чаще в цифровом виде), показывают их ребятам и педагогам группы, делятся впечатлениями. А работая над проектом, увидели в этом «развлечении» большие развивающие возможности. Придав этому занятию более целенаправленный и образовательный характер - мы стали создавать ЦИФРОВЫЕ РАССКАЗЫ. Постепенно их набралось много. Мы назвали это не картотека, не сборник, а ГАЛЕРЕЯ ИСТОРИЙ.
Привлечение дошкольников к созданию историй с использованием цифровых технологий — это не просто прием, который помогает заинтересовать; подготовка «цифровых» историй поможет детям приобрести навыки и знания, необходимые для достижения успеха в современном мире.
Существуют следующие типы цифровых историй:
- цифровые рассказы с использованием Microsoft Office Power Point
- цифровые рассказы с использованием Photo Story • цифровые рассказы с использованием Киностудии Windows Live
Методика создания цифровых историй.
При выборе темы для рассказывания отталкиваемся от календарно-тематического планирования. Сразу скажем, что не все темы одинаково хорошо подходят для создания цифровых историй. Оптимально: «Осень», «Огород», «Овощи», «Сад», «Фрукты», «Лес», «Грибы и лесные ягоды», «Новый год», «Зимние каникулы», «Транспорт», «Профессии», «Детский сад», «Комнатные растения», «Пресноводные и аквариумные рыбы», «Домашние животные», «Наш город», «Весна», «Лето».
Можно создавать истории не по лексическим темам, а по желанию, инициативе, по ситуации. («Цирк», «Музей», «День рождения» и т.п.)
Темы обсуждаем с детьми, предлагаем родителям примерные варианты, идеи. Проводим предварительное обучение родителей на индивидуальных и групповых консультациях. Если в семье нет технических ресурсов, делаем презентации с ребенком сами в детском саду.
В ходе этой работы сразу выделились две группы историй: индивидуальные (те, которые дети приносят из семьи по результатам личных впечатлений) и групповые (по итогам «садовских» мероприятий). Если проект групповой – историю делаем сами вместе с детьми и воспитателем группы. Отбираем материал, составляем план рассказа, наполняем цифровую историю звуками, голосовым сопровождением, другими спецэффектами.
Основное содержание – фото и видео материалы с места событий. Подписывать не обязательно, но желательно (чтобы помочь ребенку, если запнулся, забыл)
Сделали! Что дальше? Где применить? Цель – развитие речи! Ребенок выступает перед сверстниками, перед родителями (мероприятия типа логопедические досуги), перед детьми другой группы и т.п. Можно использовать в качестве итогового мероприятия по лексической теме недели. Также презентации публикуются на сайте ДОУ.
Создание фото-историй на основе цифровых повествований
Само название – цифровые - говорит о том, что эти истории существуют в электронном виде. Но в повседневной жизни ребенку не всегда доступны ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), т.к. требуется помощь взрослого. Поэтому, чтобы созданные истории были всегда «под рукой» мы стали делать печатные фотографии, раскладывали их в конверты. Распечатывать лучше не просто фотографии, а слайды из презентации, т.к. там уже есть готовые комментарии. На конверте указывали автора истории, тему, год создания. Позже стали хранить фото-истории в прозрачных файлах А-5. Так удобней: сразу видно, что за история, ребенку не надо просить взрослого прочитать название. Также сделали специальную папку с кармашками (по типу наборного полотна). Назвали ее «Наши фото-истории». В ней удобней, чем просто на столе, составлять фоторассказы.
Наши фото-истории «Живет» такая папка и фото-галерея, обычно, в речевом уголке. Но это не принципиально. Папка трансформируется в любое место группы.
Очень нравятся детям фото альбомы «Моя дружная семья», «Мои друзья», «Моё любимое животное», «Мы отдыхаем всей семьёй». Они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а также развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. В процессе комментирования своих фото-историй у детей формируются навыки коммуникативного поведения.
Педагог может помочь ребенку следующими вопросами:
- О чём рассказывает фотоснимок?
- Где происходит действие?
- Как вы думаете, почему фотограф выбрал именно этот момент для съёмки?
- Какое настроение у людей? Видно ли это на фотографии?
- Какие чувства возникают при рассматривании фотографии?
Дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его:
- «Как Дед Мороз мне подарок принес» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был, какой наказ пал ему Дед Мороз);
- «У нас в квартире» (дети рассказывают о младших и старших братьях и сестрах, о книгах и игрушках, о кошке, птице
и др.);
- «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его «лучшим другом»);
- «Как мы с мамой поздравляли бабушку с праздником» (Новым годом, Рождеством), упражнение «Если бы я был волшебником, я бы для бабушки...»;
- «Дома я люблю заниматься...» (о любимых играх и
занятиях)
- «Как я провел лето (…зимние каникулы»)
- «Поход в зоопарк»
- «Мое комнатное растение»
- «Этот День Победы!»
- «Как из зерна получилась булка»
- «Каникулы в Санкт-Петербурге» и т.д. Преимущества картотеки фото-историй:
- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых…
- является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Трансформируемость данного пособия предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Исследователи человеческого мозга утверждают, что человек настроен на то, чтобы рассказывать истории — упорядочивать разрозненные сведения в единое целое и обмениваться результатом с окружающими. Если предоставить детям возможность использования этого природного дара, они приобретут ощущение уверенности и будут развивать фундаментальные интеллектуальные навыки.
Рассказывание историй при помощи цифровых технологий:
- Поощряет исследовательскую деятельность, давая дошкольникам возможность самостоятельно изучать предмет и делая процесс обучения динамичным и интерактивным.
- Формирует навыки критического мышления, помогает детям обдумывать тему глубже, четче и всесторонне, особенно если материал сложен. Воспитанники приобретают навыки формирования последовательностей, логики и убедительной аргументации. Создание сценариев и редактирование историй развивает эти навыки.
- Дает детям возможность высказаться. Дошкольники получают возможность сформировать собственную точку зрения и отношение к изучаемому материалу, более полно выразить свое мнение. Отмечено, что обмен цифровыми историями проходит для детей в менее напряженной обстановке, чем деятельность на обычном занятии.
- Дает возможность рассказать о себе. Дети получают возможность рассказать о себе, например, описать важные моменты в своей жизни или в истории своей семьи. В цифровых рассказах можно выступать и от лица других людей, высказывая мнение с их точек зрения.
- Улучшает усвоение знаний. Исследования в университете
Джорджтауна показали, что благодаря эмоциональной нагрузке при рассказе историй повышается успеваемость, поскольку дети лучше запоминают изученный материал.
- Повышает результативность освоения образовательной программы за счет более эффективного общения дошкольников. Также поощряются обсуждения в группе, знание местных и глобальных проблем, и формируется связь между тем, что дети изучают в детском саду, и событиями в более широком сообществе. Публикация проектов дошкольников на сайтах дошкольных учреждений усиливает эту связь и активизирует общение.
- Помогает дошкольникам установить связь между тем, что они изучают в детском саду, и тем, что происходит за его пределами. При создании цифровых историй формируются навыки, важные для достижения успеха в реальном мире. При рассказе историй естественным образом формируются навыки выступления на публике, обсуждения различных тем,
фотографий и фильмов.
- Развивает творчество, помогая детям осваивать новые подходы к пониманию и упорядочению материала. При этом развиваются такие области, как интеллектуальное осмысление, исследования, эмоции и публичное общение.
Таким образом, создание галереи цифровых рассказов и картотеки фото-историй полностью соответствует требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде и реализует современные подходы к развитию речи старших дошкольников.
Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослых и ребёнка.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие - лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметноразвивающей среде. Он:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук отвечает основным тезисам партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова (кандидат психологических наук):
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Значение и применение лэпбука в детском саду.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения определенной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию - хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Зачем нужен лэпбук?
Для педагога, для ребенка, для родителей?
Педагог – родитель:
- установление партнерских отношений;
Воспитанник – педагог:
- осуществляется образовательная деятельность;
Родитель – воспитанник:
- объединение семьи для увлекательного и полезного занятия.
Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе) Кроме этого для ребёнка лэпбук:
- Помогает ему по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним - кармашек с какой- либо игрой, а другим детям - задания, подразумевающие умение читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
- И создание лэпбука - это просто интересно!
Как мы создаём Лэпбуки.
1. Начинаем мы с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая:
- интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца);
- увлечения детей;
- темы недели;
- литературные произведения; мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". А можно взять какое - нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем, то это будет гораздо продуктивнее.
- План
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что нужно в этой папке рассказать.
Например, план лэпбука по теме «Математика вокруг нас»:
- Мини-книжка «Стихи про цифры» - читаем, отвечаем на вопросы по тексту, учим стихотворения наизусть.
- Мини-книжка «Как писать цифры» - читаем, учимся правильно писать цифры.
- Дом с окошками-загадками - читаем, отгадываем загадки о цифрах.
- Раскладушка «Цифры в названиях книг, сказок и фильмов» - пишем список, повышаем общую эрудицию, развиваем память.
- Кармашек с карточками «На что похожи цифры?» - развиваем воображение, рисуем.
- Мини-книжка «Цифры в пословицах и поговорках» - читаем, знакомимся с народной мудростью, объясняем смысл, учим наизусть, обогащаем устную речь.
- Создание макета.
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Данная форма работы помогает нам создавать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художникомиллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Практика показывает, что совершенно все дети любят делать поделки в различных техниках. И пусть готовое пособие будет выглядеть неидеально, но ведь его цель - научить ребенка чему-то новому и увлечь на продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, обязательно делайте лэпбук не только для детей, но и вместе с ними.
Использование современных «Кейс — технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской
Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.
Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Работая с нашими воспитанниками, мы пришли к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
С этой целью педагоги МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» решили внедрить в свою работу технологию развития воспитанников – кейс технология.
Кейс-технология - это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Кейс-технология направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений. - Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия. - Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стадии.
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1.Постановка проблемы | Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. | Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
2.Мозговой штурм | Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогают проанализировать принятое решение. | Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
3. Презентация | Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. | Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
4. Рефлексия | Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. | Применяют знания в различных ситуациях. |
Важной особенностью данной технологии является:
- умение дошкольников принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
- ролевое взаимодействие.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии:
- Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
- Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
- Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
- Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
- Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
- Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
- Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Навык положительного отношения к миру.
Виды кейсов:
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения детского сада).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки). Педагоги нашего ДОУ в своей работе чаще всего используют Печатный кейс и Видео кейс.
Кейс мы применяем как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
Ценность использования кейс- технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению к другим. Воспитанники получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Создание образовательных маршрутов
Мы живем в 21 веке, в мире инновационных технологий. Всеобщая компьютеризация коснулась не только взрослых и школьников, но и детей дошкольного возраста.
Большая часть родителей активно используют сеть Интернет для работы и для досуга. При этом, как правило, у них практически нет опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач с целью расширения его кругозора, повышения уровня культуры, к получению новых знаний.
Развитие социального партнерства детей и родителей в процессе сетевой активности - одна из актуальных задач при взаимодействии с родителями дошкольников.
Для решения этой проблемы можно и нужно использовать такую форму работы с родителями, как «Образовательный маршрут». Образовательный маршрут – это новое направление в развитии семейной педагогики – организации семейного досуга (воспитания и развития) с использованием интернет-ресурсов.
Образовательный маршрут – это инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительной деятельности взрослых с детьми в сети интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера.
Разрабатывая образовательный маршрут, необходимо следовать определенным принципам:
- Качество рекомендуемых ресурсов (содержательная ценность, соответствие возрастным особенностям целевой аудитории, отсутствие рекламы и т.п.).
- Наличие цели, планируемых результатов и, по возможности, инструментов их оценивания (родители должны четко видеть цель, должна быть понятна ключевая идея предлагаемых способов организации совместной продуктивной деятельности в сети Интернет).
- Технологичность маршрутов (прозрачность маршрута, лаконичность формулировок действий, описание средств и способов деятельности).
- Наличие единой сюжетной линии (нельзя ограничиваться перечислением «полезных ссылок»).
- Соответствие дизайна основной идее маршрута.
- Маршрут должен быть творческого, познавательного, исследовательского характера, воспитательной (морально-нравственной, патриотической) направленности. (Совместная деятельность родителей с детьми, в большей степени, должна быть направлена на мотивацию к познанию нового и расширению кругозора).
- Рекомендации для родителей должны быть написаны простым доступным языком.
Последовательность составления образовательного маршрута:
- Выбрать тему образовательного маршрута.
- Поставить цель, сформулировать задачи.
- Разработка единой сюжетной линии
- Подобрать качественные интернет-ресурсы по заданной теме с мультфильмами, обучающими видео и аудиоматериалами, обучающими играми.
- Разбить образовательный маршрут по дням, для того чтобы дети не уставали. Каждый день – новый этап.
- Подобрать игры и игровые упражнения, исходя из содержания выбранного материала.
- Публикация маршрута в сети Интернет (на сайте ОО, либо в блоге)
Предполагаемый результат:
- Для педагогов: это очень хороший материал для проведения родительских собраний, бесед, тренингов и т.п. с родителями.
- Для родителей: самообразование, единение со своим ребенком.
- Для детей: в современных условиях дети получают всё большую свободу в сети Интернет. Важно, чтобы рядом с каждым из них был мудрый и компетентный взрослый человек... И, в первую очередь, это, конечно, должны быть их родители.
Полезные интернет-ресурсы для педагогов и родителей:
- Сайт ГИБДД Этот сайт посвящен безопасности детей на дороге, и здесь вы найдете много для себя полезного и интересного. На данном сайте есть разделы как для воспитателей и учителей, так и для родителей. Здесь можно поучаствовать в конкурсах, изучить энциклопедию дорожного движения, принять участие в опросах, а так же поиграть в различные игры.
- Сайт http://www.igraemsa.ru/. На детском портале представлены обучающие игры разной степени сложности: • игры для девочек
- игры для малышей
- разновозрастные игры
- игры на внимание и память
- игры на логику и мышление
- раскрасски
- пазлы
- загадки и ребусы
- кроссворды
- математические игры
- азбука
- Название следующего сайта знакомо нам, взрослым, с детства - Мурзилка - http://www.murzilka.org/. Это ежемесячный журнал для детей от 6ти до 12ти лет. Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. Не всегда родители могут подобрать хорошие книги для детей в нынешнем разнообразии детских изданий – редакция «Мурзилки» проводит большую работу по отбору лучших образцов детской литературы, а детские художники создают яркие и запоминающиеся иллюстрации к ним.
- Следующий сайт - это забытые всеми нами диафильмы - http://diafilmy.org/ На сайте Вы найдете:
- стихи для детей
- иллюстрированные сказки
- русские народные сказки
- авторские отечественные сказки
- мультфильмы
- приключения и фантастику
- русскую прозу и стихи
Таким образом, «Образовательный маршрут (Web-навигатор)» является актуальной, современной формой работы при взаимодействии с родителями дошкольников, который может разрабатываться и применяться в каждом дошкольном учреждении.
Список литературы
- Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. Учебное пособие. // М. ИС РАН. 2005
- Балова И.Н. Методический комплекс по проектированию педагогического процесса в ДОУ / Нарьян-Мар, 2001. 20 с.
- Балова И.Н. Проектирование локальной образовательной среды // Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении. -СПб.: СПбАППО, 2004. С. 64-72.
- Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Кларина JI.M. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: Детствопресс, 1999. - С.9-18.
- Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения / И.В. Крупина. — М.: Академия, 2000. 192 с.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона / В.В. Рубцов. -М., 1997.
- Савицкая Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагогика. 2013 №2.
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М., 2001. - 368 с.
Ресурсы сети Интернет
- Лазарева С.А. Проектирование образовательной среды –
Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/646639/
- «Умка - детский развивающий сайт» - http://www.1umka.ru
- "Современный детский сад" - http://www.detsad.com/sovremenni_det_sad
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.
В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования...
«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».
Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...
Дистанционное образование, как фактор взаимодействия участников образовательного процесса и условие амплификации детского развития
Время не стоит на месте. Образование – это процесс, находящийся в постоянном варьировании, с учетом потребностей и особенностей развития общества и функционирования государственных структур....
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...
Конспект педагогического совета на тему:"Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития детей с ОВЗ"
Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»...
"Образовательная среда ДОО как фактор детского развития"
Данный материал представляет собой консультацию для педагогов детского сада. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учр...
Доклад "Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы"
Доклад «Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы»...