"Образовательная среда ДОО как фактор детского развития"
консультация
Данный материал представляет собой консультацию для педагогов детского сада. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 742.89 КБ |
Описание к слайдам презентации | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среда - … «условия, благоприятные для осуществления, порождения чего-нибудь »; важнейший фактор индивидуализации в развитии человека; «совокупность условий, окружающих и взаимодействующих с человеком, на уровне биологического и личностного компонентов »; единство условий, оказывающих влияние на процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии человека ».
Образовательная среда - система психолого-педагогических условий и воздействий, создающих предпосылки для раскрытия имеющихся уже способностей и не проявившихся интересов и способностей, влияющих на их дальнейшее развитие и обогащение.
Компоненты образовательной среды: Взаимодействие участников педагогического процесса Развивающая предметно-пространственная среда Содержание дошкольного образования
Взаимодействие участников образовательного процесса:
Развивающая предметно-пространственная среда
Принципы конструирования РППС: Принцип уважения потребностей, нужд ребенка; Принцип гибкого зонирования среды ; Принцип уважения мнения ребенка; Принцип опережающего характера содержания образования ; Принцип динамичности – статичности среды; Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; Принцип детской активности, самостоятельности, творчества; Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Требования ФГОС ДО к РППС Насыщенность Транформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Безопасность
Содержание дошкольного образования определяется: Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО) Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы , данного дошкольного образовательного учреждения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Образовательная среда ДОО как фактор детского развития
В современной науке нет четкого и однозначного понятия в определении «среда». В научной литературе имеется больше сотни определений понятия «среда».
СЛАЙД 2: С учетом общих подходов «среда» рассматривается как окружение. В толковом словаре русского языка под средой понимаются «условия, благоприятные для осуществления, порождения чего-нибудь».
В философском понимании среда это важнейший фактор индивидуализации в развитии человека.
В педагогическом словаре «среда» понимается как «совокупность условий, окружающих и взаимодействующих с человеком, на уровне биологического и личностного компонентов»
Как указывает Новикова Л. И., под средой рассматривается единство условий, оказывающих влияние на процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии человека.
СЛАЙД 3: Базисом для трактовки термина «образовательная среда» выступает теория о том, что процесс психического развития человека в результате целенаправленного обучения рассматривается через призму «человек — окружающая среда». Согласно данного подхода, под образовательной средой понимается система психолого-педагогических условий и воздействий, создающих предпосылки для раскрытия имеющихся уже способностей и не проявившихся интересов и способностей, влияющих на их дальнейшее развитие и обогащение.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
СЛАЙД 4: Компоненты образовательной среды в ДОУ:
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
СЛАЙД 5: Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.
Важной стороной образовательного процесса является взаимодействие педагогов с родителями, которые обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания.
СЛАЙД 6: Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
СЛАЙД 7: Принципы конструирования образовательной среды:
1. Принцип уважения потребностей, нужд ребенка – потребность в движении, деятельности; потребность в общении; потребность в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор – с кем, как и во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами. Так, например, на третьем году жизни это развитие движений и речи, поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи, каталки, простые сюжетные картинки, прочные книжки с предметными картинками. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям было удобно организовывать совместную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра – для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.
Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель – предмет, игрушка, оказавшийся в поле внимания.
2. Принцип гибкого зонирования среды – (нежесткое центрирование) это позволяет детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности – двигательной, музыкальной, рисованием, конструированием, игрой и т.д.
При зонировании желательно разделять уголки для спокойных и подвижных видов деятельности. Разделять можно ширмами, знаками и символами, стойками, перегородками.
3. Принцип уважения мнения ребенка – целесообразно перед первым приходом ребенка в ДОУ или после лета спросить родителей (в анкете, беседе) о том, чем увлекается их ребенок, к чему проявляет склонности, какие игрушки любит. Важно также спросить самого ребенка об этом и внести в обстановку группы те игры (игрушки, материалы), которые доставят ребенку радость.
4. Принцип опережающего характера содержания образования – необходимо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Дети различаются по уровню развития, появляется возможность диагностики детей, активизирует инициативность, любознательность ребенка.
5. Принцип динамичности – статичности среды. Заменять можно материалы, игрушки, фоны, перегородки – это будет стимулировать ребенка к познавательной активности, к проявлению любознательности и инициативности.
6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – важно установление контакта между ребенком и взрослым, между детьми. Поэтому размер и планировка помещений должны быть такими, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения эмоционального состояния.
7. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества – среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка.
8. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
9. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
СЛАЙД 8: В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность образовательной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
СЛАЙД 9: Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
Содержание дошкольного образования определяется:
- Федеральными государственными образовательными стандартами;
- Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
- Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.
В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования...
«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».
Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...
Дистанционное образование, как фактор взаимодействия участников образовательного процесса и условие амплификации детского развития
Время не стоит на месте. Образование – это процесс, находящийся в постоянном варьировании, с учетом потребностей и особенностей развития общества и функционирования государственных структур....
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...
Конспект педагогического совета на тему:"Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития детей с ОВЗ"
Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»...
Доклад "Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы"
Доклад «Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы»...
Образовательная среда ДОО как фактор детского развития
В пособии раскрываются особенности создания образовательной среды дошкольной организации, модель организации образовательного пространства ДОО в современных услов...