Методические рекомендации новейших технологий
методическая разработка
Для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации:
«Карта актуальных педагогических технологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Краткое описание | Когда можно применять |
Здоровьесберегающие технологии | |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |
Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах | В специально организованных формах физкультурно- оздоровительной работы: на занятиях по ФИЗО; в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |
Направлены: на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью; накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его; формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи | В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки здоровья», проблемно-игровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий |
Коррекционные технологии | |
Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей. Реализуются с помощью: арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии; волновых технологий; психогимнастики; фонетической ритмики; развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для | В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией |
Краткое описание | Когда можно применять |
детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами) | |
Технологии поддержки детской инициативы | |
Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы | |
Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии | В разных формах совместной деятельности педагогов и детей (в том числе занятиях), в организации самостоятельной деятельности воспитанников |
Технология «Ситуация» | |
Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов: Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность. Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности. Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка. Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности. Этап 5. Включение нового знания (способа действий) | Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса – коллекционировании (в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др. |
Краткое описание | Когда можно применять |
в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях). Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться | |
Технологии позитивной социализации | |
Технология «Открой себя» | |
Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой: научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи; научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата; сформировать навык коллективно-распределенной деятельности; развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей; воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов; развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата | В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии, конструктивного взаимодействия |
Технология «Воспитание чувств» | |
Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей: преодоление детских страхов; воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения; развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству; формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие. | В различных формах взаимодействия педагога с детьми, во взаимодействии детского сада с семьей, в условиях семейного воспитания |
Краткое описание | Когда можно применять |
Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки | |
Технологии организации экспериментальной деятельности | |
Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы» | |
Включает шесть основных этапов: формулировка проблемы; выдвижение предложений, гипотез; проверка гипотез; фиксация результатов; вывод; вопросы детей, ответы педагога. Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться | При организации наблюдений и поисковой деятельности, при проведении элементарных опытов (кратковременных и долгосрочных, опытов-доказательств и опытов- исследований, демонстрационных и лабораторных), в том числе в самостоятельном детском экспериментировании |
Технологии проектной деятельности | |
Тематический образовательный проект | |
Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который: требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей; предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей; базируется на инициативе детей; включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую. Включает пять этапов: Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности. Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы | В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии с семьями воспитанников (детско- родительские проекты) |
Краткое описание | Когда можно применять |
на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей. Этап 3. Реализация запланированных мероприятий. Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта. Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Исследовательская технология при проведении экспериментальных занятий со старшими дошкольниками"
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками....
Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях танцевального кружка."
Рекомендация преднозначина для руководителей дополнительного образования и музыкальных руководителей. Презентация, описание, буклеты....

Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"
Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искус...

Методические рекомендации по технологии экспериментально-исследовательской деятельности с применением технологии «Лэпбук»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возраст...

Методические рекомендации: «Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенностям традицион...

Методические рекомендации: «Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенност...