БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ ДЕТСТВА (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ)
учебно-методический материал
БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ ДЕТСТВА
(СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_prazdnikov_ne_byvaet_detstva.docx | 25.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ ДЕТСТВА
(СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ)
Все любят праздники! Но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребёнка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребёнка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию.
В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная работа. Поэтому подготовка к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
И родители, и дети с нетерпением ждут детских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность увидеть своего ребёнка в коллективе, осознать степень его развития по отношению к сверстникам, окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели.
ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств,
являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле. Праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребёнку открыть в себе таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАЗДНИКА.
Подготовка к праздникам и развлечениям должна осуществляться планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей. Затем начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, сценок, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам.
Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить полномасштабные репетиции. Лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию - вход, последовательность номеров, выход персонажей - детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже всё было.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА.
Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:
- предварительное планирование - в начале учебного года проводится
собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план
работы на год; намечаются праздники и устанавливаются сроки их
проведения;
- работа над сценарием;
- репетиции;
- проведение утренника;
- подведение итогов;
- последействие праздника.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель. Для того, чтобы вместе хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников, в первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова.Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.
В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро.
Праздник - это одно из звеньев образовательного процесса, это работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, узкие специалисты, кастелянша, повара, администрация и др.
Поэтому праздник - это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности!
Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в свои силы. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом результате.
Бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
- осуществлять личностно - профессиональное саморазвитие;
- знать свои профессиональные функции и познакомить с ними
воспитателей;
- проводить консультации, семинары – практикумы, тренинги и т.д. для
воспитателей.
СЦЕНАРИЙ.
Сценарий, как известно, составляет музыкальный руководитель. Однако и воспитатель может поучаствовать в его составлении: предложить игру, добавить, изъять или заменить стихотворение; предложить форму проведения праздника, сюрпризный момент; оказать помощь в изготовлении атрибутов и костюмов. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей.
ВЕДУЩИЙ.
деятельность воспитателя на празднике очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Ведущий - это глава праздника, это, можно сказать, половина его успеха. Ведущий объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, он объявляет художественные номера и их исполнителей. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно, быть немногословным. То, что нужно сообщать, излагать просто и понятно, быть эмоциональным, непосредственным в общении с детьми, уметь «заполнять» возникшие паузы, реагировать на неожиданные случайные изменения (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). Если дети отвечают не так, как запланировано по сценарию, то ведущий должен подвести детей наводящими вопросами к нужному ответу. Некоторые воспитатели могут среагировать самостоятельно, с другими же это надо обсудить заранее. Значит, необходима репетиция с ведущим. Заканчивать праздник нужно организованно: после угощения поблагодарить гостя, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале, ещё раз поздравить всех с праздником.
РОЛЬ
Воспитатели могут быть задействованы в какой – либо роли. И это замечательно, т.к. дети, затаив дыхание, следят за своим педагогом и потом долго вспоминают полюбившегося персонажа. Не перечислить тех ролей, которые сыграли воспитатели: Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Баба – Яга, Осень, Зима, Весна, Лето, Скоморох, Дед Мороз, Снегурочка и т.д. Часто происходит перевоплощение в эти образы правдоподобно, и дети попадают в настоящий театр. Воспитатели могут показать танец, спеть песню, которые подготавливаются совместно с музыкальным руководителем. Здесь музыкальному руководителю важно оценить возможности воспитателя и подобрать ему такой репертуар, с которым он хорошо справится.
ВОСПИТАТЕЛЬ С ДЕТЬМИ.
Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят за дисциплиной, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с детьми, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. На утреннике у воспитателя должны быть тексты стихотворений, которые читают дети, чтобы в случае необходимости, своевременно подсказать им (индивидуальные номера). Воспитатель не имеет права становиться зрителем, он должен видеть на празднике каждого ребёнка, поправлять детей корректно и обязательно в поле зрения держать музыкального руководителя.
ИГРА.
Очень важный момент на празднике - игра. Музыкальный руководитель и воспитатель должны чётко обговорить правила проведения игры, где будут лежать атрибуты (эстетичность, чистота), точно сформировать условия игры.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По окончании праздника необходимо проанализировать прошедшее мероприятие и сделать соответствующие выводы. Музыкальный руководитель должен обязательно похвалить артистов, даже если не всё задуманное получилось, высказать дружелюбное к ним отношение, очень тактично указав на недостатки. Негативного разбора утренника не должно быть. Бывает, что присутствующие на празднике, встают и расходятся по своим рабочим местам. Недопустимо делать вид, что ничего не произошло. Ведь каждый педагог знает, сколько усилий стоит проведение открытого занятия и каждый ждёт оценки своего труда. А праздник - разве не открытое занятие, только более масштабное, на котором присутствуют родители, коллеги – педагоги, администрация детского сада? Любому, и ведущему, и музыкальному руководителю, и актёрам приятно услышать слова признательности и благодарности за работу, тем более, если она выполнена успешно. Ну, а если были ошибки, тоже ничего страшного, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное, чтобы они были учтены и не повторялись впредь.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ.
После праздника дети вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные выступления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах, беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей. Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.
Хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей. Всё это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нём хорошие воспоминания.
Мы никогда не должны забывать, что праздник - это радость. Так давайте дарить её детям и друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родительского уголка "Без праздника не бывает детства"
Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. И родители, и дети с нетерп...
"Без праздников не бывает детства"
Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду. Праздники оказывают огромное воздейств...
"Без праздников не бывает детства"
Презентация и буклет к семинару для воспитателей и специалистов детского сада "Без праздников не бывает детства"...
Консультация Без праздников не бывает детства! Организация праздников и досуговой деятельности в детском саду
Праздники! Ну, кто же, скажите, пожалуйста, не любит их! Особенно их обожают дети. Так что же такое праздник? Праздник - это «день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н...
консультация для родителей " Без праздников не бывает детства"
материал для родителей....
Без праздников не бывает детства!
О чем мечтает круглый год каждый ребенок? Конечно о празднике!...
СТАТЬЯ. БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ ДЕТСТВА
БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ ДЕТСТВА...