Проекта «Мы - разные»
методическая разработка (подготовительная группа)

Наталья Андреевна Булыга

формирование поликультурной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей в родном регионе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_-raznye_alesh.bulyga.docx70.97 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

1.

Введение

5

1.1.

Актуальность проекта

5

1.2.

Цель и задачи проекта

6

1.3.

Принципы реализации проекта

6

1.4.

Описание Методического интерактивного комплекса Региональный компонент ЯНАО

2.

Программа реализации проекта

8

2.1.

 Этапы и сроки реализации проекта

8

2.2.

Оценка эффективности работы

13

3.

Планирование ресурсного обеспечения проекта

14

4.

Риски и их предупреждение

14

5.

Предполагаемый результат

15

6.

Заключение

15

7.

Список литературы

17

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Мы - разные»

Заказчик проекта

МДОУ «Детский сад «» г.Надым

Основания для разработки проекта

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. «Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа».
  6. Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».
  7. Основная образовательная   программа    МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

Разработчик проекта

Алёшина.Е.Г, Булыга. Н. А, воспитатели МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Координатор проекта

Колесникова О.А., заместитель заведующего по УВР  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»                                        

Цель проекта

формирование поликультурной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей в родном регионе.

Задачи проекта

Для детей:        

- формировать  представления о Ямале как многонациональном регионе, через знакомство с культурой, традициями и обычаями народов, его населяющих;

- развивать у воспитанников духовные ценности, уважение и доброжелательное отношение к культуре и традициям народов других стран;

- формировать умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей;

- воспитывать чувства любви к родному краю через  формирование представлений о многообразии культур ЯНАО;

Для педагогов:

- создать поликультурную среду как основу для взаимодействия личности с элементами других культур;

- привлечь общественное внимание к социально значимой проблеме межнациональных отношений в полиэтническом коллективе.

Для родителей:

- активизировать позицию родителей как участников педагогического процессапо формированию и совершенствованию патриотической культуры у детей;

- обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности.

Сроки реализации проекта

Сентябрь, 2022- май, 2023.

Целевая группа

Дети 6- 7 лет, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

С детьми:

- сформируются первоначальные представления об образе жизни людей разных национальностей, населяющих Ямал, их обычаях и традициях,  о различных мировых культурах;

- расширятся знания о культуре народов населяющих Россию, их обычаях, традициях, фольклоре.

- сформируется позитивное отношение к себе, сверстникам, взрослым, миру;

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов по теме проекта;

- психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса;

- повысится рейтинг образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

С родителями:

- повысится уровень компетенции родителей в сфере нравственно -патриотического воспитания дошкольников.

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

1. Введение

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребенка становится особо актуальной на современном этапе. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в семье, в повседневной жизни.

1.1. Актуальность проекта

Понятия «нравственность», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Толерантность формируется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями - главные ценности человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям - формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Достаточно сложно признать, что все люди разные, и что они имеют право на свою позицию. Еще сложнее жить в этом многообразии и научиться достойно отстаивать собственную точку зрения, защищать свои ценности, не ущемляя права и ценности других. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Проблема: наличие в ДОУ воспитанников разных культур и традиций ставит нас перед необходимостью организации их адаптации к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействия между людьми разных традиций, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов, межэтнической толерантности.

Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничноевключение процесса передачи новому поколению культурного наследия,общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формированиекультуры межнациональных отношений.

Гипотеза -мы предположили, что, работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:

• процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»;

• разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, людьми разных национальностей;

• педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.

1.2. Цель и задачи

Цель: формирование поликультурной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей в родном регионе.

Задачи:

Для детей:        

- формировать  представления о Ямале как многонациональном регионе, через знакомство с культурой, традициями и обычаями народов, его населяющих;

- развивать у воспитанников духовные ценности, уважение и доброжелательное отношение к культуре и традициям народов других стран;

- формировать умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей;

- воспитывать чувства любви к родному краю через  формирование представлений о многообразии культур ЯНАО;

Для педагогов:

- создать поликультурную среду как основу для взаимодействия личности с элементами других культур;

- привлечь общественное внимание к социально значимой проблеме межнациональных отношений в полиэтническом коллективе.

Для родителей:

- активизировать позицию родителей как участников педагогического процессапо формированию и совершенствованию патриотической культуры у детей;

- обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности.

1.3.Принципы реализации проекта

  • Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, отечеству.
  • Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы и др.
  • Принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьей.
  • Принцип целостности- предусматривает решение программных задач в совместной деятельностипедагогов, детей и родителей.
  • Принцип систематичности и последовательности -обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  • Принцип доступности - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
  • Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
  • Принцип культуросообразности -предусматривает учет культурной и этнической среды воспитания ребенка. Воспитание толерантности непосредственно связано с  формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, не теряя при этом своей индивидуальности.

Вид проекта: информационно - познавательный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: 1 год (2022 уч. г. - 2023 уч. г.)

Участники проекта:

1. Воспитатели.

2. Дети подготовительной группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Продукт проектной деятельности:

-Праздник «Дружба народов».

- Коллаж «Наш многонациональный край».

  1. Описание Методического интерактивного комплекса «Региональный компонент ЯНАО».

Методический интерактивный комплекс «Региональный компонент ЯНАО»- методический комплекс для изучения культуры и истории ЯНАО.

В рамках целевой программы «Укрепление единства Российской нации и этнокультурного развития народов России» был разработан уникальный комплекс. С ним дети запомнят флаги и гербы, познакомятся с достопримечательностями, национальными костюмами и пословицами, растительным и животным миром Ямало-Ненецкого Автономного Округа. Обучение устроено так, что интерактивная познавательная часть чередуется с играми. Например, на логику, внимание, развитие мелкой моторики и пытливости ума.

Рабочая зона представлена в виде интерактивной настенной панели с диагональю 25 дюймов.Панель для работы с материалом реагирует на касание и позволяет участвовать в развивающих играх, выполнять задачи. План занятий соответствует возможностям дошкольников.

Преимущества комплекса:

работа с оборудованием укрепляет внимание, логику, развивает речевые функции, обучает английскому языку, игре в шашки и шахматы, счету;

творческий блок представлен приложениями для рисования;

в наличии конструктор тестов;  

материалы отвечают требованиям ФГОС;

дополнительное ПО приобретать не нужно;

панель поставляется в прочном корпусе с художественным оформлением;

при необходимости экран разделяется на несколько частей (от 2-х до 4-х);

поддерживается до 132 касаний одновременно (оптимально для группы из 8 детей).

Дошкольный  возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем отечестве. И прежде всего  необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где ты родился и живешь.

Для эффективной реализации культурной направленности  с помощью интерактивного комплекса «Региональный компонент ЯНАО мы так же используем индивидуальные рабочиететради «Край Северный Ямальский», предназначенные для детей 5-7 лет включающие в себя 36 учебно-игровых занятий.

С помощью рабочих тетрадей дети смогут:

•        расширить знания об окружающем мире

•        развить связную речь и словарный запас

•        научиться выражать свои мысли

•        развить произвольное внимание

•        находить признаки сходства и различия

•        научиться определять последовательность событий, сравнивать, рассуждать и делать выводы.

       Реализация регионального компонента ЯНАО является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

  • способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;
  • познакомить детей с особенностями и традициями северного края;
  • сформировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях и т.д.;
  • сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;
  • заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания;
  • развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

2. Программа реализации проекта 2021-2022 уч. г.

2.1. Этапы и сроки реализации проекта

I этап Организационный. Реализация проекта: Сентябрь, 2021

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

  • Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
  • Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр и т. д.
  • Подбор диагностического материала для проведенияпедагогической диагностики по разделам проекта.
  • Составление перспективного плана мероприятий проекта.  
  • Выявление уровня знаний у детей 6-7 лет по разделам проекта.
  • Обсуждение с родителями темы проекта.
  •  Подготовка информационного материала для родителей.

Сентябрь,

2022

II этап. Основной. Реализации проекта: (октябрь 2022 г. - апрель 2023 г.).

Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

- организовать работу с привлечением социальных партнеров.

При планировании организации работы с детьми мы включили в проект Методический интерактивный  комплекс «Региональный компонент ЯНАО». С помощью данного комплекса дети будут изучать: родную природу, культурное наследие – памятники архитектуры, декоративно-прикладное  искусство, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.

В процессе реализации проекта дети познакомятся с такими национальностями как:

Коми, Ханты - Манси, Ненцы, Татары, Украинцы, Азербайджане, Башкиры.

Будет организована работа по каждой национальности в нескольких направлениях:

- «Колоритный мир», знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклора через виртуальные экскурсии;

- «Страна общения»,  общение с представителями разных национальностей;

- «Мы разные» - мы дружим», проведение спортивных и музыкальных мероприятий, празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов;

- «Фестиваль сказок мира», ознакомление с художественной литературой разных народов, КВН по сказкам народа миров.

Перспективный план на 2022-2023 уч. г.

Проектная линия 1. Организация работы с детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

п/п

Нац-сть

Направления

Сроки

1

2

3

4

5

6

7

Коми

Ханты-Манси

Ненцы

Татары

Украинцы

Азербайджане

Башкиры

                                                           

«Колоритный мир»

«Страна общения»

«Мы разные»

Творческая мастерская

«Фестиваль сказок мира»

Октябрь,

2022

Ноябрь,

2022

Декабрь, 2022

Январь, 2023

Февраль, 2023

Март, 2023

Апрель, 2023

Рассматривание иллюстрации из альбома «Многонациональная Родина», «Люби и знай свой коми край», «Коми национальные музыкальные инструменты».

Просмотр презентации «Шур-шар».

Беседы: «Наша Родина - Россия!», «Символы государства», «Богатый Коми край».

Д/и «Собери картинку»,**«Отметь флаг нашего округа», **«Нарисуй  орнамент». **«Растительный мир Севера».

Виртуальная экскурсия - знакомство с бытом, традициями, фольклором народов Коми.

Рассматривание альбома: «Традиции и быт народов ханты и манси», Традиционные праздники – «Медвежьи игрища», «Праздник трясогузки», «Праздник священной птицы лебедя», «Знаменитые люди родного края».

Беседы: «Колыбель  в традициях хантов», «Орнаменты и узоры народов ханты и манси».

Д/и **«Предметы одежды народов севера», «Скажи наоборот», «Собери ханта на охоту», **«Найди символ округа».

Виртуальная экскурсия - знакомство с бытом, традициями, фольклором народов ханты-манси.

Виртуальная экскурсия - «Ненцы коренное население европейского Севера и севера Западной Сибири».

Беседы: «Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья», «Что означает дружба». «Кто они – жители севера?», **«Предметы быта народов Севера (ненцы)».

Д/и «Разрезные картинки», «Отгадай-ка», «Собери по порядку!»,**«Найди 5 отличий»,**«Гербы городов ЯНАО»,

** «Животные и птицы Севера».

Виртуальная экскурсия «Народы России. Татары».

Д/и «Татарские узоры», «Памятники Татарстана», «Достопримечательности Казани».

Виртуальная экскурсия -«Путешествие по Украине».

Мини-беседы «Народные символы Украины», «Обереги», «Быт украинской деревни», «Традиции и обычаи украинского народа».

*«Украинцы – наши друзья». Рассматривание книг и иллюстраций о народных украинских игрушках.

Презентация «Мои друзья на Украине».

Викторина - «Украина хата».

Сюжетно-ролевая игра «Украинские вечерницы».

Беседа «Такие разные и такие похожие».

Д/и «Узнай  по описанию и назови», «Клубочек волшебных слов», «Назови предмет одежды». Экскурсия по карте «Азербайджан – страна огней». Рассматривание иллюстраций из альбома «Национальная одежда Азербайджана»

Сюжетно - ролевая игра: «Мы идем в гости».

Презентация «Азербайджанская национальная кухня».

ИКТ игра «Россия и ее соседи».

Виртуальная экскурсия «Колоритный мир» -  знакомство предметами быта и фольклора Башкортостана.Рассматривание национальных костюмов - «Отражение народных традиций в национальном  костюме».

Беседы «Традиции чаепития у разных народов», «О городе Уфе», «Водяной орех».

Интерактивные игры «Народы России», «Чей костюм», «Найди среди гербов разных областей и республик герб Башкортостана», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь: ситек, быйма».

Физкультурно-музыкальное развлечение «Коми игрища».

Квест - игра «Мой город».

Национальный праздник «Зарни Сюр» ("Золотой рог").

Праздник «Трясогузки».

Традиционный праздник – «Медвежьи игрища».

Развлечение «В гостях у народов севера».

Праздник «День Оленевода».

Традиционный праздник «Навруз Байрам»

 Татарский праздник «Сабантуй»

Спортивный праздник «Мы разные - мы дружим».

Традиционный праздник День украинской письменности и языка.

Мусульманские праздники: Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Новруз.

День Республики Башкортостан.

Национальный праздник «Сабантуй», «Каргатуй», «Нардуган», «Йыйын».

Лепка: «Обереги Коми народа» (соленое тесто).

Изготовление карты Республики Коми.

Рисование «Вортолнут - в лесу живущий».

 Аппликация «Малица».

Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Северный олень».

Конструирование «Чум, юрта».

Рисование по мотивам татарских орнаментов «Украсим сапожок и рукавичку».

Конструирование из бумаги «Тюбетейка».

Рисование костюма для девочки и для мальчика (по образцу).

Аппликация «Украинский веночек».

Аппликация «Национальные инструменты Азербайджана».

Лепка животного символа Азербайджана «Карабахский конь».

Рисование «Одежда для куклы».

Разучивание под музыку элементов движений из танцев  «Узундара», «Лезгинка».

Аппликация «Национальный костюм».

Лепка «Кадушка для кумыса».

Аппликация «Тюбетейка».

Лэпбуком «Традиции и обычаи башкирского народа».

Рисование «Башкирский флаг».

Викторина «Я все знаю о Коми крае».

Чтение художественной литературы - А. Ишимова «История России в рассказах детей», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок). Чтение коми сказок: «Фома»; «Охотник и Чукля».

Мансийские сказки - «Богатырь и кедровое зёрнышко», «Гордый олень», Сказка первая об Эква-пырисе, Сказка вторая об Эква-пырисе, Сказка третья об Эква-пырисе.

Хантыйские народные сказки – «Береста, брусника и уголек», «В доме бурундука», «Воробышек с сестренкой».

Викторина «В гостях у немецкой сказки».

Ненецкие сказки: «Лисица, птичка и ворон», «Собака», «Два брата», «Как медведь хвост потерял», «Как могучий орeл вернул ненцам солнце».

Чтение татарских сказок «Шах - петух», «Шурале»,  «Три сестры», «Девушка и водяная», «Гульчечек».

Чтение Украинских сказок  -«Колосок», «Котик и петушок», «Волчья песня», «Пан Котофей», «Серко».

Просмотр детских фильмов-сказок «Рукавичка», «Соломенный бычок», «Как кот ходил с лисом сапоги покупать».

Слушание украинских народных песен:«Котик серый»,

- «Ой хто, хто Миколая любить».

Чтение–азербайджанской сказки «О дружбе осла и лиса», Дочь самаркандского падишаха, Ленивый Ахмед, Сказка о шахе Аман-шахе и о его трех сыновьях.

Чтение башкирских сказок «Падчерица» А. Платонов, легенда «Происхождение башкир», сказка «О курае».

Проектная линия 2. Организация работы с социальным партнером «Центр национальных культур»

1.

Уроки родного края «Путешествие по Ямалу», о быте и традициях

 народов Севера.

Октябрь,

2022

2.

«Узоры Севера» выставка национально – прикладного творчества.

Ноябрь, 2022

3.

Развлекательная  программа «Знатоки края» посвященная образованию ЯНАО и Надымского района.

Декабрь, 2022

4.

Национальный праздник тюркских народов «Навруз» в клубе                                                                                                                                                                                                                               тюркских народов «Тюркский мир».

Январь - февраль 2023

6.

Народный праздник «Сороки» в клубе славянской культуры «Кринница».                                                                                                                                                                                                                                                

Март -апрель

2023

8.

Праздник Международный день коренных народов Мира.

Апрель,

2023

9.

Культурном проекте «Сохраняем традиции – создаем будущее».

Апрель, 2023

Проектная линия 3. Организация работы с социальным партнером Школа искусств №1»

Организация работы со школой искусств запланирована в форме музыкальных гостиных, музыкальных викторин,  различных выставок, посещения концертов и мероприятий проводимых школой искусств.

Проектная линия 4. Организация работы с социальным партнером «Библиотека семейного чтения»

Организация работы с библиотекой семейного чтения запланирована в форме ознакомительных  экскурсий, посещения различных выставок, литературных викторин,  мультимедийных путешествий. Посещение библиотеки в «Дни национальных культур».

Проектная линия 5. Организация работы с педагогами ДОУ

1.

*Анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей».

* Книжная выставка «Моя Родина».

Октябрь,

2022

2.

*Консультация «Как воспитать толерантного ребенка».

*Презентация «Путешествие по Стране Толерантности».

Ноябрь,

2022

3.

*Семинар «Приобщение детей к национальной культуре».

Декабрь,

2022

4.

*Методические рекомендации «Двуязычие в системе современного воспитания как условие сближения между детьми разных национальностей».

Январь,

2023

5.

*Консультация «Воспитание патриотизма через устное народное творчество».

Февраль,

2023

6.

*Круглый стол «Национальное воспитание в современном ДОУ».

Март,

2023

7.

*Презентация «Итоги проектной деятельности».

Апрель,

2023

Проектная линия 6. Взаимодействие с родителями

1.

*Анкетирование «Хорошо ли вы знаете своего ребенка?».

*Привлечение родителей к оформлению и оснащению уголка «Дружбы» в центре патриотического воспитания, создание мини-музея изделий декоративно-прикладного искусства народов России.

Сентябрь, 2022

2.

*Родительский час «Чему мы учимся друг у друга?».

* Индивидуальная беседа «На Земле друзьям не тесно».

Октябрь,

2022

3.

*Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников к детям других национальностей».

*Буклет«Это интересно»(познавательная информация о родном городе).

Ноябрь, 2022

4.

*Родительское собрание «В каждой семье свои традиции».

*Конкурс семейного творчества«Герб моей семьи».

Декабрь, 2022

5.

* Игровой тренинг «Пойми меня».

*Фотовыставка «Наш город сегодня».

Январь,

2023

6.

*Консультация «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»

*Семинар для родителей «Толерантность - верная дорога к миру».

Февраль,

2023

7.

*Выпуск семейной газеты «В объятиях мамы».

*Досуг «Игры разных народов».

Март,

2023

8.

* -патриотическому воспитанию Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по нравственно.

*Мастер класс изготовление атрибутов к игре «Чей костюм?»

Апрель,

2023

**  - игры и занятия с использованием регионального компонента

Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, во второй половине дня в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20. Продолжительность одного занятия в подготовительной группе 30 минут.

IIIэтап Заключительный. Реализация проекта: (май 2023 г.)

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

Задачи:

- выявить уровень усвоения знаний детей 6-7 лет по разделам проекта.

- обобщить итоги работы с детьми и родителями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

  • Педагогическая диагностика.
  • Проведение праздника «Дружба народов».
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта «Мы -разные».

Май,

2023

2.2. Оценка эффективности работы

Изучение уровня толерантности у детей 6-7 лет будут проводится на основе следующих методик:

- метод наблюдений  за общением детей в свободной деятельности и в процессе НОД.

- социометрического исследования развития взаимоотношений, уровня удовлетворенности отношениями, взаимности в группе сверстников.

- диагностика сформированности  у детей 6-7 лет толерантного отношения к действительности согласно разработанным критериям оценки.

Критерии оценки сформированности  у детей 6-7 лет толерантного отношения к действительности

Для того чтобы оценить эффективность реализации учебно-методического материла, представленного в проекте «Мы разные», мной были разработаны критерии оценки сформированности  у детей 6-7 лет нравственно-патриотического воспитания.

Уровни

Критерии

Высокий уровень (3 балла)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес  к стране в которой живет. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, называет природные богатства России. Имеет представление о многообразии народов мира в том числе народов проживающих на территории г.Надым. О некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. Проявляет интерес к событиям жизни детей разных народов. Заботится о близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень (2 балла)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется назвать некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях (делает это после пояснения взрослого). Затрудняется назвать народные праздники, игрушки, с помощью взрослого называет природные богатства России. Имеет недостаточные представления о многообразии народов мира, о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. Не проявляет интерес к событиям жизни детей разных народов. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться со сверстниками, без желания оказывает  помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень (1 балл)

Не знает  название страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, плохо знает название улиц, не может назвать народные праздники, игрушки, природные богатства России. Имеет скудные представления о многообразии народов мира, о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. Не проявляет интерес к событиям жизни детей разных народов. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия.  Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

3. Планирование ресурсного обеспечения проекта

1. Кадровое обеспечение: воспитатели.

2. Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература.

3. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, презентации, интерактивная SMART-доска, ноутбук,МФУ (многофункциональное устройство), методический интерактивный комплекс(сенсорный компьютер) - АЛМА «Региональный Компонент ЯНАО».

4. Риски и их предупреждение

1. Недостаточное оснащение РППС группы по теме проекта.

2. Родители недостаточно осведомлены в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.

Пути выхода:

1. В группе создан уголок «Дружба» в центре патриотического воспитания. Внего вошли: дидактические и настольно-печатные игры, детские энциклопедии, плоскостные куклы в национальных костюмах, макет «Мы разные, но мы все дружим», психологические этюды «Цветок Дружбы», «Зеркало».

2. Для повышения уровня компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания необходимо вовлекать родителей  непосредственно в образовательный процесс: проведение родительских собраний, мастер-классов, семинаров, консультаций по теме проекта. Привлекать родителей к активной деятельности со своими детьми.

5. Предполагаемый  результат

С детьми:

- сформируются первоначальные представления об образе жизни людей разных национальностей, населяющих Ямал, их обычаях и традициях,  о различных мировых культурах;

- расширятся знания о культуре народов населяющих Россию, их обычаях, традициях, фольклоре.

- сформируется позитивное отношение к себе, сверстникам, взрослым, миру;

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов по теме проекта;

- психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса;

- повысится рейтинг образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

С родителями:

- повысится уровень компетенцииродителей в сфере нравственно -патриотического воспитания дошкольников.

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

Практическая значимость проекта.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и заинтересованных родителей детей 6-7 лет.

Способы трансляции опыта. Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет.

Возможность распространения  опыта реализации проекта. Обобщенный  опыт реализации педагогического проекта  может быть распространён на территории ЯНАО, а также Российской Федерации.

Выводы:

1. Разработанные и проведенные мероприятия в рамках проекта «Мы разные», позволят пробудить в детях доброту, любовь к окружающим, интерес к людям и культуре других национальностей, усилить взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.

2. Участие родителей в наших мероприятиях должно благотворно повлиять на приобщение детей к истинным ценностям в воспитании основ толерантности.

6. Заключение

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Проект «Мы разные» направлен на воспитание у детей 6-7 лет патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России.

В результате реализации проекта мы будем стремиться достигать, поставленную в начале проекта цель, реализоватьпоставленные задачи. Благодаря данному проекту дети обогатят свои знания о разных народах, усвоят, что мир и дружба - самое важное на планете Земля. Люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и народов разных стран.

Так же будет организована работа с привлечением социальных партнеров «Центр национальных культур», «Школа искусств №1», «Библиотека семейного чтения». Дошкольники познакомятся с произведениями искусства, предметами быта и фольклора разных народов через виртуальные экскурсии.

Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе.

Список литературы

1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2005г.

2. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. - 2002. - №3.- с.76.

3. Вологдина Е.В. Живая природа [Текст] / Е.В. Вологдина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.- 96 с.

4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей[Текст] / Н. А. Виноградова. -М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.

5. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений[Текст] / А. И Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

7. Иванова Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сада [Текст] / Н. М. Иванова. - Пермь: Меркурий, 2015. - 92 с.

8. Козлова С.А. «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.

9. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003г.

10. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром[Текст] / Н.Г. Комратова. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.

11. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество // Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49-51 С.

12. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду [Текст] /О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. - Волгоград: Учитель 2009. - 232с.

13. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

14. Николаева С.Н., Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада (5-6 лет) [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика Синтез, 2017.-208 с.

15. Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду[Текст] / Н.Л. Рыжова. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. -432 с.

16. Ткаченко.Т.А.  Формирование навыков общения и этических представлений у детей:

Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений. – М.: «Книголюб»,

2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация педагогического проекта "Профессии разные нужны - профессии разные важны"

В данной презентации находится презентация образовательного проекта по ознакомлению детей младшей группы с трудом помощника воспитателя "Профессии разные нужны - профессии разные важны"...

проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями своих мам.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методическим...

Проект: "Слова разные нужны - слова разные важны"

Основная задача речевого развития ребенка  дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.Полноценное владение речью предполага...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

презентация образовательного проекта "Книги разные важны, книги разные нужны"

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и ...

Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"

Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...

Педагогический проект " Книги разные нужны, книги разные важны"

Перспективная программа проекта для взаимодействия с детьми направленная на развитие познавательных и творческих способностей....