Мастер – класс для родителей «Развитие сенсорных способностей дошкольников» Подготовила: Баранова Кристина Александровна
консультация (младшая группа)
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи мастер-класса:
- Актуализировать знания родителей о значении сенсорных игр в развитии сенсорики и речевого развития воспитанников;
- Познакомить с разновидностями сенсорных игр и упражнений, которые можно организовать для развития сенсорики и речи воспитанников в домашних условиях;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Повестка:
- Выставка игр.
- Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
- Игротека.
Участники: родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Развитие сенсорных способностей дошкольников»
Подготовила: Баранова Кристина Александровна
МБДОУ «Скворушка» с. Богучаны
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи мастер-класса:
- Актуализировать знания родителей о значении сенсорных игр в развитии сенсорики и речевого развития воспитанников;
- Познакомить с разновидностями сенсорных игр и упражнений, которые можно организовать для развития сенсорики и речи воспитанников в домашних условиях;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Повестка:
- Выставка игр.
- Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
- Игротека.
Участники: родители.
Ход встречи
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть Вас на нашем мастер – классе, «Сенсорное развитие детей». Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь становится шире. С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого.
Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).
Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Играйте с разнообразными природными материалами и предметами. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие и т.д. интересны ребёнку игры с фольгой. Её можно сначала смять, сделав из неё шарик, потом снова разгладить.
Развитие сенсорных способностей происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное развитие может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.
- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях. И сегодня, уважаемые родители, мы хотим предложить Вам очень простые, но в тоже время, очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
Родители рассматривают выставку.
Игры развивают не только сенсорные способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как сенсорное развитие и развитие мелкой моторики, неразрывно связаны друг с другом. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
- Игры с крупами «Найди игрушку»
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль. Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка, шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел?, Какого цвета?, Какой формы?, На что похоже? и т.д.
- Игра «Бусы для мамы»
Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей. Большое разнообразие видов макарон позволят Вам придумать много интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно нанизывать на нитку и делать бусы. А если взять цветные макароны, можно попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или нанизывать поочередно макароны двух цветов. Давайте немного потренируемся и сделаем бусы для наших кукол.
- Игра «Мозаика из бросового материала»
В доме каждой хозяйки найдется немало пуговиц, разных по цвету, форме, величине (можно использовать цветные пробки от пластиковых бутылок, камушки и т.п.). Выложите вместе с ребенком рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, цветок и т. д. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Предлагаем вам немного пофантазировать и выложить свою композицию.
- «Игры с прищепками»
Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия. Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету (иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).
- Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
- Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
- Игра «Песочница» на кухне
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
- Игра «Поймай ложкой»
Продолжаем играть с разноцветными пробками.
Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию координации движений.
Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
И в заключении, предлагаем Вам памятку, в которой Вы найдете описание многих других игр, и общие рекомендации по сенсорному воспитанию детей.
Желаем удачи и до новых встреч!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»
1.Игра «Поймай ложкой»
Продолжаем играть с разноцветными пробками.
Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию координации движений.
2.Игра «Ловля из воды»
Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда пробки или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или воронку . Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую емкость. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.
Льющаяся через отверстия вода вызовет интерес у малыша.
3. Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
4. Игра «Собери палочки»
Рассыпьте перед малышом длинные макароны/, счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).
Собирать мелочь с ровной поверхности – непростая задача для детских пальчиков, а уж опускать их в узкую щелочку - и подавно.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"
Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий", рассказывает о нетрадиционных технологий в развитии тво...
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Мастер-класс для родителей«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Мастер – класс для родителей «Развитие сенсорных способностей и мелкой моторики детей с нарушением зрения в условиях семьи»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКККрамар...
Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"
Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"...
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми...
Мастер-класс для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры"
Мастер-класс для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры" Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприят...
- Мне нравится (1)