Открытое занятие "Путешествие Капельки" 2023
план-конспект занятия (средняя группа)

Цыганкова Ольга Владимировна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группе (4-5 лет)

Образовательная область: «Расширение ориентировки в окружающем мире»

«Путешествие капельки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_kapelki.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 1 «Родничок»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группе (4-5 лет)

Образовательная область: «Расширение ориентировки в окружающем мире»

«Путешествие капельки»

                       Разработала:

                                              воспитатель Цыганкова

Ольга Владимировна

С. Горнозаводск

2023

Программное содержание:

Цель: закреплять знания о свойствах воды с помощью создания игровых ситуаций с водой.

Обучающие:

  • учить определять холодную и теплую воду, правильно обозначать ее словами;
  • закрепить знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе; о том, что вода на морозе превращается в лед, а снег в тепле тает и становится водой;

Развивающие:

  • развивать тактильные ощущения детей, любознательность и творческую активность у детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде и окружающему миру, учить детей различать добро и зло.

Интеграция с образовательными  областями:

Познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд.

Материал: Капелька Капитошка, кукла Злючка Грязнючка (взрослые), магнитная доска;  иллюстрации с осенним, зимним, весенним, летним пейзажем; фонограмма с шумом дождя, воем вьюги,  журчанием ручья, шумом реки; красная и зеленая лейки с теплой и холодной водой; два таза; салфетки и подносы по числу детей; формочки со льдом;  молоток; прозрачный контейнер с весенним снегом;  цветок в горшке; маленькая лейка; две бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); два стола; стулья по числу детей.

Словарная работа: льдинки (твердые, холодные, хрупкие); вода (теплая, холодная); снег (серый, грязный, жесткий), дождь.

Предварительная работа: изучение снега на участке, его свойства, наблюдение за природой во время прогулки. Рассматривание иллюстраций с изображением времен года, снега, реки, ручья. Отгадывание загадок о воде и явлениях природы.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой «Радио»

Дети сидят в кругу. Воспитатель объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка.

  1. Вводная часть.
  1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель.  Ребята, пока мы искали потерявшихся детей, к нам в гости кто-то пришел (на полу лежат большие пазлы Капитошки). Но кто же это?  Давайте соберем все части и узнаем.

Дети собирают пазлы капельки Капитошки. Узнают и называют капельку.

2. Мотивация деятельности детей.

Воспитатель. Ребята, а где живет Капитошка?

- Про свой дом она приготовила загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (чего?)

Дети. Воды.

3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Правильно, дом капельки Капитошки – вода. Она живет в воде. Ребята, а вы хотите отправиться путешествовать по разным временам года и узнать все о воде? Тогда все закройте глаза и покружитесь со словами:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

IV. Основная часть.

Дети открывают глаза.

(Включается фонограмма с шумом дождя.  Воспитатель вешает на доску иллюстрацию с изображением осени).

Воспитатель. Интересно, в какое же время года мы попали?

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Как зовется?

Дети. Осень.

Капелька. Правильно, молодцы!

Мы оказались с вами в осеннем лесу.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный?

Дети. Осенью идет холодный дождь.

Дети подходят к столам. (Перед детьми два стола. На каждом столе по тазику, салфетки и подносы по количеству детей. На одном столе стоит красная лейка (по типу душа) с теплой водой, а на другом столе зеленая лейка с холодной водой.)

Воспитатель: Ребята, я спрятала в одной лейке теплый летний дождик, а в другой лейке холодный осенний. Попробуйте отгадать, где какой дождик.

Как можно это сделать?

Дети. Потрогать воду.

1. Добывание (сообщение и приятие) нового знания.

Воспитатель спрашивает какого цвета лейки у детей.

Воспитатель. Сейчас девочки подойдут и станут вокруг стола с красной лейкой, а мальчики – вокруг стола с зеленой лейкой.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. А сейчас девочки подставят руки под “дождик” и определят, какой “идет дождик” из красной лейки, теплый или холодный. (Воспитатель поливает девочкам на руки из красной лейки).

Воспитатель. Когда идет теплый дождик?

Дети. Теплый дождик идет летом, когда тепло.

Воспитатель. Правильно, молодцы! А сейчас мальчики подставят руки под дождик и определяет, какой “дождик идет” из зеленой лейки – теплый или холодный? (Воспитатель поливает мальчикам на руки из зеленой лейки).

Воспитатель. Когда идет холодный дождик?

Мальчики. Холодный дождик идет осенью, когда холодно.

Воспитатель. А сейчас вытрите руки салфетками, аккуратно положите их на место, садитесь на места (дети проходят садятся на свои стулья).

Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнем на стульчиках с закрытыми глазами.

(Включается фонограмма с воем вьюги. Воспитатель вешает на доску иллюстрацию с изображением зимы. Капелька прячется. Лейки и тазы убираются. На стол ставятся контейнеры со льдом.)

Воспитатель. Ребята, откройте глаза….. Интересно, в какое же время года мы попали?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети. Зима.

Воспитатель. Правильно, мы оказались с вами в зимнем лесу. Дети, что бывает с водой зимой?

Дети. Вода замерзает.

Воспитатель. Во что она превращается зимой?

Дети. Вода превращается в лед.

Воспитатель. Правильно, молодцы!

И наша Капелька-Капитошка испугалась, что замерзнет и спряталась. Зато в подарок она нам оставила чудесные льдинки.

Исследовательская работа.

Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столам… Возьмите в руки по одной льдинке…. Потрогайте льдинки и скажите, какие они?

Дети. Твердые, холодные, гладкие, скользкие, мокрые.

 (Воспитатель по мере необходимости помогает детям ответить).

Воспитатель. Молодцы! А сейчас положите льдинки обратно на поднос, вытрите руки салфеткой… Садитесь на свои места.

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель. Что будет со льдом, если его подольше подержать в комнате, в тепле?

Дети. Лед растает.

Воспитатель. Во что он превратится?

Дети. Лед превратится в воду.

Воспитатель. Посмотрите какой он стал (показывает детям растаявший лед). А почему это произошло?

Дети. Потому что в группе тепло.

Воспитатель. А сейчас мы с вами немного поиграем. Встаньте возле своих стульев.

Физминутка.

Ух, мороз! Ух, мороз! (Дети хлопают  себя по плечам, пытаются согреться).

Щиплет уши (Массаж ушей).

Щиплет нос. (Массаж крыльев носа – снизу вверх).

Лезет в валенки мороз. (Массаж ног). 

Не вода уже (ладони), а лед (кулаки). 

Даже птице не летится (Дети машут руками, как крыльями).

На морозе стынет птица. (Основная стойка).

Воспитатель. Прячьтесь от мороза в домики, садитесь на стулья.

Мы немного отдохнем и опять играть начнем.

Закройте глаза…

 (Включается фонограмма с журчанием ручья. Воспитатель вешает на доску иллюстрацию с изображением весны. Лед, подносы, салфетки убираются. На стол ставится контейнер с весенним снегом. Появляется Капелька).

Воспитатель.  Откройте глаза.    

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

В какое же время года мы попали?

Дети. Это весна.

Воспитатель. Ребята, а у меня в коробочке снег от весны спрятался!

Дети, какой снег стал весной?

Дети. Серый, грязный, жесткий.

Воспитатель. Вот пригреет солнышко, что станет с нашим снегом?

Дети. Снег растает.

Воспитатель. Во что превратится снег?

Дети. Снег превратится  в воду.

Воспитатель. Посмотрите какой он стал (показывает детям грязную воду).

Тает снег, бегут ручьи… А вы любите в ручейке пускать кораблики?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте изобразим лодочку.

(Для этого руки надо расположить ладошками вверх, пальцы сложить лодочкой и плавно двигать кисти рук влево – вправо).

Долго лодочку качало,

Ветер стих, и лодка встала.

Воспитатель. Ребята, нам пора дальше в путь. Закройте глаза…

(Включается фонограмма с шумом реки. Воспитатель вешает на доску иллюстрацию с изображением лета. На стол ставится комнатный цветок, лейка, две бутылки с водой).

Воспитатель. Откройте глаза. В каком времени года мы оказались?

Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я…

Дети. Лето!

Воспитатель. Вот мы с вами попали в летний лес. Ой, как стало жарко!

Ребята, я что-то слышу (подходит к цветочку). Наш цветочек говорит, что хочет пить. Давайте его польем! Вот у меня бутылка с водой. Сейчас я ее перелью в лейку.

(Воспитатель берет бутылку, встряхивает. Пробка намазана черной краской. Вода окрашивается, становится грязной.)

Воспитатель. Смотрите, ребята, что это стало с водой?

Дети. Вода стала грязная, испачкалась.

Воспитатель. Можно такой водой поливать наш цветок?

Дети. Нет!

Воспитатель. Кто же это сделал?

(Появляется Кукла Злючка Грязнючка.)

Воспитатель представляет Злючку Грязнючку. Это – Злючка Грязнючка.

Ребята, помогите мне прогнать Злючку Грязнючку и полить цветок!

Воспитатель берет карточки у Злючки Грязнучки и зачитывает ее слова.

Злючка Грязнючка. А я возьму и сяду на ваши игрушки, и они станут грязные!

Воспитатель. Ребята, что мы сделаем, чтобы игрушки опять стали чистыми?

Дети. Мы их помоем водой.

Злючка Грязнючка. А я  сяду на овощи и фрукты!

Воспитатель. Ребята! А мы будем есть грязные овощи и фрукты?

Дети. Не будем.

Воспитатель. Что мы сделаем с грязными овощами и фруктами?

Дети. Мы их тоже вымоем.

Злючка Грязнючка. А я залезу на ваши руки!

Воспитатель. Хорошо ходить с грязными руками?

Дети. Плохо!

Воспитатель. Как мы сделаем наши ручки снова чистыми?

Дети. Мы руки помоем!

Злючка Грязнючка. Нет,  мне здесь не нравится. Дети все – чистюли. Уйду я отсюда.

(Злючка Грязнючка уходит.)

Воспитатель. Ребята, спасибо, что помогли прогнать Злючку Грязнючку!

2. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Воспитатель. Давайте польем наши цветы. У меня есть бутылка с чистой прозрачной водой. Сейчас я перелью эту воду в лейку. (Переливает). Кто польет цветы, поможет им? (Поливает ребенок с воспитателем).

V. Заключительная часть

(Анализ и самоанализ деятельности детей).

Воспитатель. Вот и подходит наше путешествие к концу. Давайте вспомним что мы узнали о воде?

 Какая вода может быть на ощупь?

Дети. Теплая и холодная.

Воспитатель. Во что превращается вода на морозе?

Дети. Вода превращается в лед.

Воспитатель. Что происходит со снегом и льдом в тепле?

Дети. Снег и лед в тепле тают, становятся водой.

Воспитатель. Кому нужна вода?

Дети. Вода необходима людям, животным, растениям для жизни. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы.

Воспитатель. Вода – друг человека. Ее надо беречь.

Выразительное чтение ребенком стихотворения о воде:

В природе существует вода.

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед.

Растает - и снова в поход!

        Возвращение в группу:

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...