Родительское собрание «Финансовая грамотность» в форме деловой игры
консультация (средняя группа)

Чистякова Людмила Ивановна

Родительское собрание.

Форма проведения: деловая игра.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.

Задачи.

1.       Сформировать элементарные экономические знания у родителей.

2.       Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Повестка дня:

1.       Доклад: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». (Л.И. Чистякова).

2.       Просмотр презентации по теме «Финансовой грамотности».

3.       Игра – Викторина (Зубарева Е.А.)

4.       Памятки: «А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?», «Образ финансово-грамотного человека таков», «Как и за что давать ребёнку деньги?», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!»;

5.       Видеоролик «Безопасность наших детей».

6.       Рефлексия.

Ход собрания:

 Здравствуйте, уважаемые родители. «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Роберт Кийосаки

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».  А. Прево

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, театрализованные постановки и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, викторины и конкурсы). Все формы позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

А теперь поиграем в викторину. Предлагаю провести небольшую разминку

Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях.

У певицы есть соседи –Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами, значит будут. (поварами)

Повара с Валерой в ссоре, он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты, значит будет. (депутатом)

Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина стать мечтает. (балериной)

Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей

Куклу-капризулю Катю - подрастает. (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом, значит, будет. (циркачем)

Ян-циркач знаком с Иваном, недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном и мечтает стать. (шпионом)

У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный, значит, вырастет. (ученым)

Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван, Вася, храбрый. (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной

А потом лечили щами. Стать хотят они. (врачами)

Молодцы!

Вопросы:

1.     Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)

2.     Из какого металла изготавливали монеты? (золота).

3.     Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём).

4.     Что такое финансы? (это деньги).

5.     Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку).

6.     Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить).
Вопросы по сказкам

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

3. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

4. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

5. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).

Блиц - опрос

·           Что делает с рублём копейка? (бережёт)

·           Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

·           Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)

·           Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)

·           Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (плакали денежки)

·           На товаре должна быть обязательно (цена)

·           Коль трудился целый год будет кругленький (доход)

·           И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

·           Очень вкусная витрина у овощного (магазина)

·           Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

·           Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

·           Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

·           Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

·           Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

Сегодня мы с вами разговариваем о финансах и следующие вопросы о пословицах.

Конкурс пословиц

 А сейчас я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ - отвечает. Готовы?

- Труд человека кормит, а лень…(портит).

- Дерево сильно корнями, а человек…(трудами).

- Землю солнце красит, а человека…(труд)

- Кто не работает тот не…(ест)

- Делу время потехе…(час)

- Скучен день до вечера когда делать…(нечего)

- Дело мастера…(боится)

- Деньги куры…(не клюют)

-  Кто рано встает у того копейка…(растет).

Игра «Доход – расход» с мячом в кругу
-Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату – доход
- Заболела бабушка – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Заплатили за квартиру – расход
- Сын получил стипендию – доход
- Купили телевизор – расход
- Бабушка продала пирожки – доход
- Брат порвал куртку – расход
- Купили путевку на море – расход
- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?

- Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Загадки

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовётся:

И крупа и самовар - называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр. В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар. Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату. Выдают за труд … (Зарплату).
9. Половинку от зарплаты
Называют как, ребята? (Аванс)
10. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк)
11. Из какого аппарата. Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
12. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(Доход)

13. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)
14. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…(Проценты)

15. Эта резвая купчиха 
Поступает очень лихо! 
В телевизор залезает 
И товары предлагает: 
От компьютеров до хлама. 

Имя у нее…(Реклама).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение родительского собрания:

1.   Принять во внимание информацию к познанию нового в сфере финансовой грамотности.

2.   Продолжать знакомство детей с различными видами интеллектуальных вопросов в домашних условиях.

3.   Ознакомиться с памятками: «А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?», Образ финансово-грамотного человека таков», «Как и за что давать ребёнку деньги?», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!».

4.   Принять во внимание информацию по соблюдению правил безопасности детей.

           

Секретарь __________________ Антонович К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?

Образ финансово-грамотного человека таков:

1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).

2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках, он умеет жить по средствам (тратит, что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

·         Ярко выраженная потребность вашего ребенка иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.

·         Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.

·         Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;

·         Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;

·         Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.

·         С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».

·         В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

- не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

-  дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;

- дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

-дети не склонны скрывать свои дополнительные источники доход

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания: "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"

Цель:   привлечение родителей к реализации программы по финансовой грамотности. Задачи:  1.  Познакомить родителей с программой экономического воспитания и его возможност...

Родительское собрание "Финансовая грамотность для детей"

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможнос...

Родительское собрание "Финансовая грамотность для детей"

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможнос...

Конспект родительского собрания «Финансовая грамотность для детей».

Конспект родительского собрания«Финансовая грамотность для детей»Старший возрастЦель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Родительское собрание: "Финансовая грамотность для дошкольников старшего возраста"

В конспекте родительского собрания в старшей группе предлагается материал по финансовой граммотности для родителей, на который они могут опираться в воспитании своих детей как  финансово - грамот...

Конспект родительского собрания «Финансовая грамотность для детей»

материал предназначен для повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Родительское собрание "Финансовая грамотность для детей"

Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.Расширение представление родителей об их роли в развитии финансовой...