Беседа по биографии и творчеству В.Я.Шаинского
консультация (старшая, подготовительная группа)
Песни таких композиторов, как В.Я.Шаиский, помогают расти детям творческими, жизнерадостными, воспитывают любовь ко всему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_po_biografii_i_tvorchestvu_v.ya_._shainskogo.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по биографии и творчеству В.Я.Шаинского
Цель: Воспитывать любовь детей к песенному жанру на основе творчества композитора Владимира Яковлевича Шаинского.
Задачи:
- Познакомить детей с автором известных детских песен.
- Вспомнить и повторить известные песни данного композитора.
- Расширять музыкальный кругозор и словарный запас дошкольников.
- Совершенствовать умение детей слушать и исполнять песни различного характера и содержания.
- Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.
Имя композитора В.Я. Шаинского хорошо знакомо и детям и взрослым.
- Меня часто называют детским композитором, хотя я так не считаю. Я писал и пишу музыку для всех. Мне кажется, что детская душа живёт в каждом взрослом человеке. А с другой стороны ребёнок уже личность. Хорошая, содержательная песня вызывает и у ребёнка, и у взрослого человека добрые чувства. Дети только тогда верят взрослому, когда тот разговаривает с ними на равных.
В кабинете В.Я. много книг, нот. Его любимые композиторы: Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Шаинский родился в декабре 1925 года. Отец был инженером-химиком. Мама биологом. Детство Володи прошло в Киеве. Это было время расцвета массовой песни. Он тоже с детства любил петь. Среди любимых песен: «Легко на сердце от песни весёлой», «Катюша», «Наш паровоз вперёд лети», «Смело товарищи в ногу».
- Я пел с утра до ночи - вспоминает Шаинский.
Из музыкальных впечатлений детства - посещение театра в 1929 году. Шла «Сказка о царе Салтане». Торжественная атмосфера театра, большая сцена, красивая люстра и сама опера Римского-Корсакова - всё захватывало воображение мальчика. Он стал мечтать о занятиях музыкой.
Но серьёзно Шаинский стал заниматься музыкой только в 10 лет по классу скрипки в музыкальной студии при Киевском Дворце Пионеров.
Шаинский учился увлечённо, с интересом занимался по всем предметам. Начал сочинять для скрипки вальс, марш, менуэт. Через год мальчика перевели в Киевскую центральную детскую музыкальную школу сразу в 4 класс. Володя отлично учился. Все думали, что он станет скрипачом - солистом.
Война началась, когда Володе было 15 лет.
- С утра до ночи выли сирены - вспоминает Шаинский - вдали за городом раздавались взрывы. Мы, мальчишки, не придали этому большого внимания, думали идут учения. Только когда по радио объявили, узнали -началась война. К вечеру над городом уже висели аэростаты. Каждый новый день приносил тревожные вести: оставлен Брест, Минск, Львов… Началась срочная эвакуация. Володя с мамой приехали в Ташкент. Он снова занимается музыкой, теперь уже как студент Ташкентской консерватории. Володя кроме специальных музыкальных предметов изучал военное дело, приобретая навыки обращения с оружием. Повестку в армию получил в декабре 1942 года. 8 месяцев с марта 1943 года обучался в школе военных радистов - корректировщиков огня. Здесь была написана его первая песня.
В тот день заступил Володя дневальным, моет пол в казарме, подошел солдат, говорит, что написал стихи, предложил придумать мелодию.
Песня всем понравилась.
Через несколько дней выпускники школы, среди них и Шаинский, уходили на фронт. И песня «ушла» вместе с ними.
Володя попал в один из артиллерийских полков Московского военного округа. Но его направили служить в полковой оркестр. Группа участников оркестра организовала эстрадный ансамбль. Шаинский в нём играл на скрипке. Музыканты выступали в воинских частях, выезжали в разные города. Молодой музыкант перекладывает популярные мелодии для духового и эстрадного оркестра, пробует сам писать музыку. Через полгода после окончания войны Шаинского приняли в Московскую консерваторию на 3-ий курс по классу скрипки. Он также интересуется композицией, мечтает писать симфонии, оперы.
На сцене Л.О. Утёсов - замечательный певец. Он поёт, мелодию подхватывает оркестр. Один из скрипачей - В. Шаинский.
Для него это были годы песенной эстрады. «Эстрада» - это не только праздник, свет прожекторов, блеск костюмов. Эстрада - это труд, напряженный, с полной самоотдачей, она требует искренности, мастерства, не терпит фальши, подделки.
«Утесов помог понять мне, почувствовать сердцем законы эстрады, как нелегко добиться настоящего контакта со слушателями. » Для Утесова В. Я. Шаинский написал песню «Проходят годы».
Чувствуя, что ему не хватает знаний, он поступает в Бакинскую консерваторию. В 1965 году получает диплом композитора. В 1966 году в передаче «С добрым утром» прозвучали песни В. Я. Шаинского в исполнении А. Пугачевой «Как бы мне влюбиться» и «Не спорь со мной».
Они понравились слушателям. С этого времени Шаинский – композитор – песенник для взрослых и детей.
«Мой композиторский путь в детскую песню трудный и в тоже время радостный. Трудный потому, что совсем не легко написать песню, которую примут и подхватят дети. А радостный, потому что нет большего счастья для автора, чем слышать и видеть, как его песни поются именно детьми». Свою первую детскую песню («Зачем кричат попугаи») В. Шаинский написал к радиопередаче «С добрым утром». Затем были другие песни: «Кенгуру», «Сказки», «Бэмби». Их исполняла девочка – Ирма Сахадзе.
Сейчас в творческом багаже В. Я. Огромное количество самых разных песен. Одна из популярных песен – «Антошка». Шаинский написал эту песенку с поэтом Ю. Энтиным. Песенка получилась веселая, задиристая, озорная, бойкая. Песенку услышал режиссер – мультипликатор Роман Кочанов и представил этого конопатого мальчишку. Появился мультфильм, где звучала эта песенка.
Песенка «Антошка»
А вот как появилась песня «Улыбка»: поэт М. Пляцковский принес Шаинскому картинку с изображением енота и стихи. Владимир Яковлевич поставил картинку перед собой и стал придумывать мелодию, затем повернулся к Пляцковскому и сказал: «Вот послушай, что получилось». Комнату наполнила нежная, лирическая мелодия, Шаинский негромко запел. Пляцковский был поражен, как музыка, только что родившаяся, удивительным образом слилась с его стихами.
- Я считаю м / Ф одним из самых интересных для композитора жанров. Мне кажется, что музыка двигает рисованных (человечков) героев, помогает художнику вдохнуть в них жизнь – говорит Владимир Яковлевич.
Песня « Улыбка»
В мультфильме «Старуха Шапокляк» друзья Крокодил Гена и Чебурашка отправляются на юг, вместе с ними едет вредная Шапокляк. В этом мультике две песенки. Одна - «А в Подмосковье водятся лещи, ягоды, грибы», и другая - «Голубой вагон», которая звучит несколько раз и у разных инструментов, тем самым передавая характер разных сложных ситуаций. А, когда все заканчивается хорошо и Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк едут на крыше вагона, музыка звучит со словами как песенка.
Песенка «Голубой вагон»
В этом же мультике мило и по – доброму звучит песенка главного героя- Чебурашки.
Песенка Чебурашки.
Открытой, веселой и задорной является песенка из мультфильма про Незнайку «В траве сидел кузнечик». Незатейливая мелодия с простым, немного приплясывающим ритмом напоминает детские считалки, дразнилки.
Песенка « В траве сидел кузнечик»
Лирической получилась песенка к мульфильму «Речка, которая течет на юг…»
Песня «Дождь пойдет по улице»
Трепетностью, лаской , теплотой и добротой наполнена
Песенка Мамонтенка.
Много песен Шаинский посвятил школе - незабываемому периоду в жизни каждого человека. Песни эти очень разнообразные: торжественные, лирические, походные, шутливые. Немало песен написано о преданной и верной дружбе. Все они наполнены жизнерадостным звучанием. «Мир похож на цветной луг», «Давайте дружить», «Когда мои друзья со мной», «По секрету всему свету». А сейчас звучит песенка
«Вместе весело шагать»
Во многих песнях мы слышим шутку и юмор.
«Песенка про папу», «Песенка про бабушку»…А песенка «Игра»? Это еще и помощник в обучении для тех, кто не умеет проговаривать слова.
Песенка «Игра»
Есть в творческом багаже Владимира Яковлевича и музыка к сказкам. Так к сказке «Дважды два-четыре», которая была записана на отдельную пластинку, и в которой повествовалось о том, как белочка и заяц в лесу нашли 4 яблока и не могли их поделить поровну, а мальчик пришел им на помощь, взяв их с собой в школу, было написано целых три песенки: «Все мы делим пополам», «Дважды два четыре», «Чему учат в школе». Все они в дальнейшем стали очень популярны и обрели самостоятельную жизнь.
Песня «Чему учат в школе»
Среди песен Шаинского много песен, связанных с зимними каникулами, когда волшебство происходит на каждом шагу.
Стало черное белым,
Перепутались краски,
И метелица мелом
Пишет зимние сказки…
Это слова из песни «Зимняя сказка».
А песня «Снежинки» написана в характере плавного лирического вальса. Словно серпантин вьется ее мелодия.
Песня «Снежинки»
Известны и солдатские песни Шаинского, ставшие не менее популярными. Он пишет: «Один автор принес мне текст, в котором были такие слова: «Не плачь, девчонка…». Мне понравился ритм в стихах: упругий такой, заводной. Мелодия родилась сразу. А потом я написал и другие песни о солдатах: «Через две зимы», «Идет солдат по городу»… Солдатские песни, написанные Шаинским, стали массовыми, до сих пор поются в воинском строю, ансамблями песни и пляски, просто молодежью.
Шаинский написал музыку ко многим кинофильмам. В одном из них ( «Завтрак на траве» ) звучит песня «Пожалуйста не жалуйся». Она увлекает, манит, зовет в широкие просторы.
Песня «Пожалуйста, не жалуйся»
Шаинский так же работает и в документальном и в детском кино. Им написана музыка к таким фильмам, как «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «По секрету всему свету», «Охотник за браконьерами», «Весенний призыв»…
Слушателям полюбились песни «Ах, Наташа», «Люда», «Береза белая», «Родительский дом».
Песня «Родительский дом»
На протяжении многих лет поются добрые песни «Облака», «Чунга-Чанга», «Пропала собака».
В них открытая эмоциональность, удивленно-восторженный взгляд на мир. Автор нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми и взрослыми. Шаинский умеет разговаривать по душам, как бы на равных, с озорством, лукавством, ласково, серьезно… Песни его общительны. Яркие, звонкие мелодии запоминаются и поются и детьми и взрослыми.
Широко и свободно звучит песня «Уголок России». В ней слышится та открытость, душевный покой и восторг, когда любуешься красотой России. Когда переполняет нежность, особая теплота и любовь к родному краю.
Песня « Уголок России»
Чтобы написать песню, простую, легко запоминающуюся, нужен и талант и труд. Чтобы воплотить в небольшой мелодии богатое образное содержание, нужно и умение трудиться.
Шаинский больше всего сотрудничает с поэтом М.Пляцковским, Э.Успенским, М.Львовским. Он требователен к стихам, т. к. считает его неотьемлимой частью песни. Для будущей песни он отбирает яркую, образную поэтическую основу. Ему удается распеть текст в удивительной песенной мелодии, достичь единства музыки и текста.
Владимир Яковлевич Шаинский является лауреатом разных премий. Он - заслуженный деятель культуры.
И пусть новые песни В. Я. Шаинского будут для нас праздником улыбки, встреч с новыми друзьями. Пусть они принесут в нашу жизнь радость и хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на тему: «Путешествие в музыкальном лесу - встреча с творчеством В.Я. Шаинского»
Открытое занятие на тему:«Путешествие в музыкальном лесу - встреча с творчеством В.Я. Шаинского»Задачи:- Развивать умение выполнять красивые, плавные, ритмичные движения в музыкально-ритмической...
Конспект занятия "Путешествие по биографии и творчеству А.Л. Барто"
Конспект занятия "Путешествие по биографии и творчеству А.Л. Барто"...
«Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»
Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина по ближе....
«В стране весёлых песен » (по творчеству В.Я. Шаинского)
Музыкальная гостиная для старших дошкольников«В стране весёлых песен » (по творчеству В.Я. Шаинского)Цели и задачи мероприятия:Познакомить детей с автором любимых ими песен;Вспомнить, а мо...
Методическая разработка по творчеству В.Я.Шаинского.
Эта разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний, которые необходимо сформировать у дошкольников....
Музыкально-тематическое занятие "Творчество В.Я.Шаинского"
Музыкально-тематическое занятие для старшей и подготовительной группы "Творчество В.Я. Шаинского"...
Методическая разработка по творчеству В. Я. Шаинского
Данная методическая разработка позволяет в образовательной деятельности дошкольного учреждения использовать творчество В.Я.Шаинского и продолжает ...