родительское собрание "Детские капризы"
консультация (средняя группа)
В данном тексте прописаны причины откуда возникают детские капризы и как с ними работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobranie_1.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Что такое детские капризы и как с ними бороться».
Воспитатель Спицына О.В.
МБДОУ «Подгоренский детский сад№2»
1. Игра «Электрический ток».
Стоя в кругу, участники через рукопожатие по очереди передают сигнал по кругу, начиная от ведущего. К нему же он должен вернуться с другой стороны круга. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях, через промежутки времени, от разных ведущих. Задача игроков: не спутаться и передать сигнал.
2. Вступительное слово.
Наверно, каждая мама чувствовала себя хотя бы один раз неуютно, когда ее ребенок неожиданно заливалось слезами, поднимал крик, а то и начинал биться об пол. В возрасте от 3-5 лет в развитии ребенка происходит перестройка, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты, кроме того, он идет в ДОУ. Именно в это время малыш и начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».
У некоторых детей истерики бывают довольно часто. Как правило, эти дети отличаются целеустремленным характером и куда более настойчивы в своих желаниях, чем их мягкие и послушные сверстники. Одни дети быстро раздражаются и так же быстро затихают. Другие истерику закатывают по всем «правилам»: топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадется в руку, бросаются на пол. Все дело в темпераменте: дети с более сильным типом нервной системы упрямы, те же, у кого нервная система слабая, чаще капризничают.
Понятия «капризы» и «упрямство» родственные, провести четкую границу между ними сложно. Рассмотрим, чем отличается одно от другого.
Отличия упрямства и капризов
Отличия | |
Упрямство | Капризы |
1. Проявляется только в ответ на поведение или требование родителей. 2. Главное для ребенка – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. 3. Любимое выражение упрямого ребенка «Я хочу». | 1. Ребенок начинает кусаться и ныть, плакать по любому поводу. 2. Ребенок стремится добиваться еще большего внимания к себе, ему нравится быть в центре внимания. 3. Любимое выражение капризного ребенка «Я не хочу». |
Мы остановимся на капризах. Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Странно видеть 3-4 летнего ребенка, заливающегося слезами.
3. Игра «Вернисаж детских капризов».
Передавая мяч, родители рассказывают, как и в каких ситуациях капризничает их ребенок, начиная рассказ от лица малыша: «Я капризничаю, когда…».
4. Мини-лекция «Причины детских капризов».
Итак, почему ребенок капризничает? Подытожим ваши ответы.
- ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает.
- малыш хочет привлечь внимание. Он выбрал такой способ общаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. И вот он ходит по пятам, канючит и хватает вас за руки, находит поводы привлечь ваше внимание.
- капризничая, ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из непонятных малышу соображений.
- ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!» и т.д. Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не обретет самостоятельность и уверенности в себе, всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным.
- психоэмоциональное напряжение. Может, это выражение конфликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? или устал за день? да и ваши семейные ссоры, скандалы могут повлиять на его настроение.
5. Мини-лекция «Эффективное поведение родителей в проблемной ситуации».
- Стимулируйте развитие у ребенка взрослых черт поведения: умение говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремления объяснить и понять. Не берите на руки ребенка, опуститесь на уровне его глаз. («Скажи, чего ты хочешь, не плачь, скажи»)
- Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. Например, на прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять, опуститесь на уровень его глаз и скажите: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я позову тебя, мы пойдем домой. Договорились?».
- Попробуйте общаться с ребенком, как с взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе, своих чувствах, что видели…
- Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо», следует прививать с малых лет.
- Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:
1. чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;
2. будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что мамины угрозы могут оказаться пустыми словами, поэтому их не следует сразу выполнять. Не шантажируйте ребенка («если ты…, то …»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
- Игру можно сделать заменой протеста. Попросите одеть мишку или собраться в детский сад куклу, обратитесь от имени игрушки к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
- Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, правильно ли я поставила…». «Что тебе приготовить - яичницу или хлопья с молоком? Почему ты это хочешь? А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?».
- Нужно разнообразить опыт общения со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами и т.д.).
6. Рефлексия.
Задание: передавая мяч, родители поочередно отвечают на вопрос: «Какие эмоции, чувства мы испытываем, когда ребенок капризничает?» (называть свои чувства).
Вывод: Эти чувства затмевают все и не дают принять верное решение, часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у них, о чем часто потом жалеем. Поэтому, как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!». Возьмите паузу: «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся». В это время вы можете посчитать до 10. Подышать, используя глубокое дыхание, или выполнить упражнение «Лифт».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Сделать вдох носом, считая от одного до четырех, выдохнуть через рот, считая в обратном порядке от четырех до одного. (2-3 минуты).
Упражнение «Лифт». (Выполнять лучше стоя)
1. Вдохнуть глубоко и медленно ртом так, чтобы воздух дошел до живота (первый этаж), задержать дыхание, выдохнуть ртом.
2. Снова вдохнуть так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше (до желудка), задержать дыхание, выдох – через рот.
3. Вдохнуть – и поднять лифт еще на один этаж (грудь), затем выдохнуть.
на выдохе нужно ощутить, что все напряжение и волнение вышло из тела, словно из дверей лифта. (2-3 минуты).
7. Рекомендация о детской литературе.
Прочтите детям истории из книги Софьи Леонидовны Прокофьевой «Капризик и Зловредик». Слушая о приключениях незадачливых братьев, ребенок увидит, насколько неприглядным может быть поведение непослушных детей, к чему оно приводит и насколько неприятностей доставляет окружающим и самим детям. А вопросы, которыми заканчивается каждый рассказ, позволяет обсудить прочитанное и пусть еще неумело, по-детски проанализировать собственное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Капризы и упрямства"
Этот материал поможет родителям правильно найти подход к своему ребёнку, преодолеть возраст капризов....
Конспект родительского собрания "Капризы и упрямство детей" 2 младшая группа
В конспекте указаны материалы: анкета для родителей, памятки для родителей, ситуации для обсуждения, приглашение на родительское собрание....
Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»
Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...
Выступление на родительском собрании "Капризы и упрямство детей"
Для многих родителей дошкольников наиболее актуальной проблемой воспитания ребенка являются его капризы и упрямство. Подобные поведение довольно часто встречаются в детском возрасте, конечн...
Родительское собрание " Капризы или упрямство"
Родительское собрание "Возраст строптивости или капризы"...
Родительское собрание «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» в группе компенсирующей направленности
Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности...
Родительское собрание "Капризы и упрямство"
Дети радуют нас, когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. Быть или не быть детским капризам и упрямствам об этом мы поговорим сегодня с вами и постараемся разобраться в при...