Особенности психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Особенности психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста
Психомоторика относится к высшим психическим функциям.
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского
физиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного
движения в познании окружающего мира.
Идеи И. М. Сеченова сыграли решающую роль в понимании
психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм
психического отражения и в понимании двигательного анализатора,
выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как
интегратора всех анализаторных систем человека».
Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в
поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика
его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в
полной мере отражает целостную характеристику человека, то,
совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени
успешности воздействовать на развитие детей.
Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя
приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение
моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный
перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич.
Важными компонентами, отражающими состояние человека, он
назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения,
вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие,
соразмерность движений в пространстве, координацию движений и
двигательную активность.
Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое
наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.
Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную
регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность
этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода,
нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука,
луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни
ребёнка.
Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным
механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и
начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни,
когда ребёнок пытается схватить увиденный предмет.
Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с
внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии
жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым
движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал
уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в
построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт.
Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично
расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг
информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним
миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым.
Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает
неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством
пространственного поля являются его метричность и геометричность.
Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов,
определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость,
точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим
качествам, третий уровень называется «Пространственным».
Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием
предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает
функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание
в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные
игры.
Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием
правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное
– смысловая сторона действия с предметом.
Основные группы действий, определяемых этим уровнем:
1) объединяет движение с малым количеством автоматических
действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые
смысловые действия ребёнка;
2) содержит действия с участием второго уровня; действия,
значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие
в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;
3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает,
прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.
осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно
рассматривать как объекты педагогического воздействия.
Сегодня нет общепринятой классификации, выделяются различные
компоненты психомоторных способностей: мышечная активность,
особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже
некоторые функции опорно-двигательного аппарата.
Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств
позволяет выделить два подхода. Первый рассматривает качественный
аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации
при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход
рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу,
скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм,
меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные
способности (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу,
выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно
обладать соответствующими двигательными способностями. С развитием
силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность
метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические
упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при
метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в
ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не
смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более
сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной
степени основные двигательные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihomotornogo_razvitiya_detey_starshego.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста
Психомоторика относится к высшим психическим функциям.
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского
физиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного
движения в познании окружающего мира.
Идеи И. М. Сеченова сыграли решающую роль в понимании
психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм
психического отражения и в понимании двигательного анализатора,
выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как
интегратора всех анализаторных систем человека».
Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в
поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика
его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в
полной мере отражает целостную характеристику человека, то,
совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени
успешности воздействовать на развитие детей.
Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя
приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение
моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный
перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич.
Важными компонентами, отражающими состояние человека, он
назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения,
вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие,
соразмерность движений в пространстве, координацию движений и
двигательную активность.
Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое
наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.
Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную
регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность
этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода,
нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука,
луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни
ребёнка.
Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным
механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и
начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни,
когда ребёнок пытается схватить увиденный предмет.
Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с
внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии
жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым
движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал
уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в
построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт.
Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично
расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг
информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним
миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым.
Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает
неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством
пространственного поля являются его метричность и геометричность.
Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов,
определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость,
точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим
качествам, третий уровень называется «Пространственным».
Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием
предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает
функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание
в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные
игры.
Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием
правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное
– смысловая сторона действия с предметом.
Основные группы действий, определяемых этим уровнем:
1) объединяет движение с малым количеством автоматических
действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые
смысловые действия ребёнка;
2) содержит действия с участием второго уровня; действия,
значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие
в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;
3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает,
прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.
осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно
рассматривать как объекты педагогического воздействия.
Сегодня нет общепринятой классификации, выделяются различные
компоненты психомоторных способностей: мышечная активность,
особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже
некоторые функции опорно-двигательного аппарата.
Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств
позволяет выделить два подхода. Первый рассматривает качественный
аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации
при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход
рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу,
скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм,
меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные
способности (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу,
выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно
обладать соответствующими двигательными способностями. С развитием
силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность
метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические
упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при
метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в
ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не
смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более
сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной
степени основные двигательные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
двигательное творчество в психомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста
«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого, является скорее открытие,нежели обучение»Маршал Маклюэн Тема детского творчества, становления творческих сп...
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...
Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Консультация на тему: «Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» , может быть полезна логопедам в практической деятельности дошкольного...
Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....
Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)
Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)...
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СКЛОННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Презентация на тему...
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...