КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)
Месяц |
Содержание работы с детьми |
Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
Октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательное упражнениес ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька». -Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34). Изготовление пособия «Нейрокарточ- ки» | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
Ноябрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение«Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». -Дидактическая игра «Говорящие ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54). Изготовление пособия «Говорящие ручки». | Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
Декабрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69). Изготовление пособия «Жесты». | Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-...) |
Январь | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Змейки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 7,8, с.69-88). Изготовление пособия «Змейки». | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
Февраль | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Нейротаблички» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 9,10, с.89-106). Изготовление пособия «Нейротаблич- ки» (говорим- дышим-показы- ваем) | YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg) |
Март | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 11,12, с.106- 122). Изготовление пособия «Мнемокарточ- ки с нейроритма- ми» | Семинар для педагогов и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» (в записи, ссылка на облако) |
Апрель | -Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». - Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 13,14,15, с.122-146). Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» | Мастер – класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
«УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)
Месяц | Содержание работы с детьми | Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
Октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательное упражнениес ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька». -Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34). Изготовление пособия «Нейрокарточ- ки» | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
Ноябрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение«Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». -Дидактическая игра «Говорящие ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54). Изготовление пособия «Говорящие ручки». | Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
Декабрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69). Изготовление пособия «Жесты». | Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/) |
Январь | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Змейки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 7,8, с.69-88). Изготовление пособия «Змейки». | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
Февраль | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Нейротаблички» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 9,10, с.89-106). Изготовление пособия «Нейротаблич- ки» (говорим- дышим-показы- ваем) | YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg) |
Март | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 11,12, с.106- 122). Изготовление пособия «Мнемокарточ- ки с нейроритма- ми» | Семинар для педагогов и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» (в записи, ссылка на облако) |
Апрель | -Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». - Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 13,14,15, с.122-146). Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» | Мастер – класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста». |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в подготовительной к школе группе на 2021 – 2022 учебный год
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв подготовительной к школе группе № 10 «Звездная»на 2021 – 2022 учебный год...
Перспективное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в средней группе на 2021 - 2022 учебный год.
Перспективный план воспитательно - образовательного процесса - это алгоритм осуществления учебной деятельности на год с помесячным определением задач, содержания и мероприятий....
Перспективное планирование работы инновационной деятельности с детьми старшей группы №11 на 2021– 2022 учебный год
Перспективное планирование работы инновационной деятельности с детьми старшей группы №11на 2021– 2022 учебный годЦель: Формирование творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Перспективное планирование ООД, направленной на воспитание дошкольников группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год
Перспективное планирование ООД, направленной на воспитание дошкольников группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год...
Перспективное планирование воспитателя по сенсорному развитию детей на 2021-2022 учебный год
Перспективное планирование воспитателя по сенсорному развитию детей на 2021-2022 учебный год...