Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год.
материал
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2019-2020_uch.god_kuznetsova_n.v.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год.
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи:
-Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве.
-Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.
-Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность темы:
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов.
Рисование естественная потребность ребёнка. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Предметно-развивающая среда.
сентябрь-октябрь
Д/и «Найди цвет»
Д/и «Собери пейзаж»
Закреплять умение детей называть основные цвета.
Формировать навыки композиционного мышления, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность.
ноябрь
Д/и «Удивительная ладонь»
Развивать воображения, образное мышление, изобразительные навыки, художественный вкус.
декабрь
Д/и «Разноцветное домино»
Учить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
январь
Д/и «Цветные корзинки»
Учить детей запоминать названия основных цветов, развивать речевые навыки дошкольников, наблюдательность, память.
февраль
Д/и «Кто играет с нами в прятки»
Учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
март
Д/и « Узнай и дорисуй».
Развивать внимание детей, чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его заштриховки.
апрель
Д/и «Подводный мир»
Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику.
май
Д/и «Разложи и сосчитай матрешек»
Д/и «Матрёшкин сарафан»
Развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
План работы с родителями.
сентябрь
Разработка плана по самообразованию.
Анкетирование родителей «Использование нетрадиционных техник рисования».
октябрь
Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
ноябрь
Изучить опыт педагогов по данной теме.
декабрь
Создание и оборудование уголка по ИЗО.
Родительское собрание «Развивайте творчество детей».
январь
Составление и изготовление картотек пальчиковых игр и дидактических игр по нетрадиционной технике рисования.
февраль
Консультация :«ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС».
Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования».
март
Консультация для родителей «Нетрадиционные формы рисования. Если дома нет кисточки».
апрель
Фотовыставка «Цветные ладошки».
Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования.
май
Отчет по теме самообразования на педсовете
Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.
Литература:
1.Учебно - методическая и справочная литератураЭКСМОМосква2007г
2.«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». Григорьева Г.Г.Москва«Сфера»2000г3
3. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Казакова Р. Г.Москва«Сфера»2004г
4.«Нетрадиционная техника рисования в детском саду» Давыдова Г.Н.
Москва2007г
5.«Пальчиковые игры» Пименова Е. П. Ростов-на-Дону «Феникс»2007г
6.«Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Москва« Сфера»2005г
7.«Рисуем без кисточки» Фатеева А. А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг
2004г
8.«Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»РусановаЮ.В.СПбКАРО2009г
10.«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А. Москва изд-во «Карапуз-Дидактика»2007г
11.«Мастерская юных художников» Тюфанова И.В. Санкт-Петербург изд-во «Детство-Пресс»2004г
12.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе № 5 компенсирующей направленности для детей с ОНР: «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить».
Конспект родительского собрания...
Рабочая программа группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 учебный год....
Календарно– тематическое планирование в группе № 08 компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) на 2019 – 2020 учебный год
Планирование разработано с учетом годового плана на 2019 -2020 учебный год....
Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...
Отчет по самообразованию «Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре» за 2019-2020 учебный год https://cloud.mail.ru/public/wLfi/QiD1vQAk8
https://cloud.mail.ru/public/wLfi/QiD1vQAk8...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя группы №12 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»...
Рабочая программа воспитателя средней группы №2 компенсирующей направленности для детей с ТНР
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...