«Педагогическое взаимодействие с семьей в процессе подготовки ребенка к школьному обучению»
консультация
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.
Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и/или семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника (в недалеком будущем — первоклассника).
Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.
Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, отзывчивость, сопереживание и др.
Нужно донести до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими в культуре средствами и способами познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – осознанное обучение, учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое взаимодействие с семьей в процессе
подготовки ребенка к школьному обучению»
подготовила: воспитатель Вольвач Е.А.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.
Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и/или семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника (в недалеком будущем — первоклассника).
Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.
Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, отзывчивость, сопереживание и др.
Нужно донести до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими в культуре средствами и способами познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – осознанное обучение, учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.
Школа – не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас), работать с другими людьми и приобретать необходимые знания, поэтому обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Большинство родителей не готовы к тому, чтобы сознательно и ответственно подходить к подготовке к школьному обучению и формировать положительный опыт ребенка, закладывая тем самым основу для школьной дезадаптации и не успешности.
Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ребенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.
Роль указанных видов деятельности в детском развитии родителям практически не знакома. Поэтому большое внимание следует уделять таким формам работы с родителями, как совместные проекты, коллективная творческая деятельность родителей и детей, подготовка и проведение утренников и развлечений и т.д.
Особая задача работы с семьей – содействовать здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к здоровью как ценности и способствовать созданию здоровье сберегающей среды дома в процессе подготовки к школе.
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:
ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;
имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:
Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представление ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).
Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Сформированности данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
Развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Нам необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего интереснее и увлекательнее дела, чем научиться понимать своих детей, а поняв их, помогать во всем, быть деликатными и терпеливыми. Использование различных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками встреч и нашими помощниками, создается благоприятная атмосфера для общения. Семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только при сочетании друг с другом они составят оптимальные условия для вступления маленького человечка в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...
Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"
Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В статье рассматривается проблема обеспечения психологической готовности ребенка к школьному обучению, в процессе объединения усилий по подготовке педагога-психолога ДОУ и родителей. Представлены осно...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....