Опыт работы на тему: "Воспитание маленького волжанина через использование метода проектов"
опыты и эксперименты

 Халидя Хамзяевна Масеева

Презентацию к работе вы можете посмотреть, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/RDAbIZIq752hJg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_1.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад  «Солнышко»

Опыт работы на тему:

«Воспитание маленького волжанина через использование метода проектов»

                                                                                                                 

Подготовили педагоги:

Галицкая Любовь Александровна

Петрова Анжелика Ивановна

Масеева Халидя Хамзяевна

Сатаева Нурия Зинатовна

Старая Полтавка

2023г.

Программа «Воспитание маленького волжанина является результатом многолетнего регионального проекта «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленького волжанина» в практику муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Волгограда и Волгоградской области».

Целью программы «Воспитание маленького волжанина» является объединение усилий семьи, детского сада, организаций дополнительного образования, учреждений культуры и искусства в становлении, развитии, воспитании в ребенке Благородного Гражданина.

    Работая по данной программе большое внимание мы уделяем проектной деятельности.

Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Образовательные проекты сводятся к основным четырём этапам:

  1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
  2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов. Обычно проводим итоговое мероприятие совместно с родителями («Семейная гостиная», «Чаепитие»).

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учётом тематики проекта.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.  Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию.  А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми  нравственных качеств.  Наш детский сад «Солнышко» работает по программе  «Воспитание маленького Волжанина» с 2012 года. Благодаря этой программе, мы стали принимать участие в региональном фестивале проектов «Мой край родной - Поволжье» с 2013 года.

Сейчас я хочу поделиться опытом работы над проектом  «Сосна – дерево жизни нашего района». Мы не зря взяли эту тему, так как на территории Старополтавского района появилось очень много искусственно насаженной сосны.

 В процессе работы над проектом дети получили представления о особенностях  хвойных деревьев: их строению, развитию, приспособленности к окружающей среде, красоте и пользе.

Дети приобрели навыки исследовательской деятельности. Узнали больше о том, где применяют в быту сосны. Научились правильно высаживать саженцы сосны и ухаживать за ними. Узнали, какие условия благоприятны для выращивания данных деревьев.

Мероприятия:

  • Беседа: «Знакомство с сосной».
  • Рассматривание иллюстраций изображением сосны.
  • Просмотр мультфильма: «Почему сосна всегда  зеленая».
  • Беседа: «Экология леса».
  • Видео экскурсия «Сосновый лес».
  • Изображение сосновой ветви «С натуры».
  • Интервью местных жителей «История возникновения соснового леса в нашем районе»
  • Посещали архивный отдел Старополтавского района для воссоздания достоверной истории посадки лесов нашего района.
  • Выставка альбомов о сосновом лесе(семьи, которые часто бывают в лесу, делали фотоальбомы с изображением своих поездок в лес за грибами, шишками)
  • Выставка поделок из природных материалов.
  • Изготовление кейса «Юный эколог».
  • Были изготовлены аппликации детьми.
  • При сотрудничестве с лесничеством был проведен конкурс рисунков «Берегите Лес друзья!»
  • Были у нас три  поездки в лес:

первая поездка в Верхне Ерусланский лес для развешивания кормушек – зимой;

 вторая в Песчанский лес в начале весны - Экскурсия  : «Наблюдение  за цветением Первоцветов»;

третья в лес Красного Яра для встречи с лесником и высадки сосновых саженцев в начале мая, а так же Красноярский лесник показал нам угодья диких кабанов..

  • Приглашались на встречу в детский сад гости:
  1. лесник из  Старополтавского  лесничества с беседой «Берегите лес» и вручением грамот и подарков за конкурс рисунков;
  2.  начальник 4 караула Старополтавской 57 ПСЧ 12 ОФПС по Волгоградской области Лопасовым А. В. на тему: «Правила безопасности в лесу».

Считаем, что реализация данного проекта повысила знания и интерес детей к окружающей нас природе и роли сосны в жизни каждого из нас. Дошкольники научились  доброжелательному отношению к природе, отзывчивости и бережному отношению. Все вышеперечисленное  внесло значительное изменение в психологический климат группы и повлияло на повышение качества образовательного процесса.

К юбилею 140 –летию  Корнея Чуковского мы работали над проектом  «В гости к К.И. Чуковскому» дети познакомились с героями сказок, научились оценивать добрые и злые поступки героев.

Принимали участие в драматизациях сказок, подражая героям произведений.

Мероприятие которые мы проводили:

Помимо изобразительной деятельности и лепки (это уже традиционные мероприятия в каждом проекте) у нас были:

  • драматизация сказок Чуковского;
  • акция «Подари книгу К.И. Чуковского детскому саду»(взаимодействие с родителями);
  • все различные выставки(рисунков, поделок по произведениям Чуковского);
  • родители дома читали детям произведения автора и присылали фото отчет.

В дошкольном учреждении очень трудная тема – тема Войны и вот к 70 –летию ВОВ и 72 – летию Сталинградской битве у нас был проект «Этих дней не смолкнет слава»,  мы  хотели заложить нравственное начало в детях через ознакомление с событиями ВОВ и Сталинградской битвы.

Мероприятия:

  • Беседа на тему ВОВ;
  • Беседа «Фронтовой хлеб»;
  • Просмотр презентаций и видео экскурсий ;
  • Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время ВОВ;
  • Аппликации, лепка, рисование;
  • Изготовление альбомов «Я помню! Я горжусь!»;
  • Выставки работ;
  • Конкурс чтецов;
  • Зарница;
  • Экскурсия к памятнику павших воинов – односельчан с воспитанниками и их родителями;
  • Минута молчания.

В  проекте «Родные люди» были бабушки и дедушки. М ы старались вовлечь их жизненный опыт в образовательный процесс.

Мероприятия:

  • Беседа с детьми о родных людях: как зовут, чем занимаются, рассматривание домашних фотографий;
  • Выставка фотографий «Мои любимые бабушки и дедушки»;
  • День игры «Во что играли наши бабушки и дедушки?»
  • Оформление с детьми зала для праздника;
  • Итоговое мероприятие «А без бабушек и дедушек – это что за семья» (праздничный концерт для бабушек и дедушек).

За период проекта «Пейзажи родного края» дети усвоили такие понятия, как натюрморт, пейзаж, портрет, пейзажист, моренист. Они научились правильно располагать композиции на листе бумаги.

Мероприятия которые мы проводили, детям были очень интересны:

  • Дидактическое пособие «Чудо узоры»;
  • Беседы о художниках и живописцах, о росписи;
  • Беседа – экскурсия «Знакомство с картинами художника Акманова Шакира»;
  • Родительское собрание «Как понимать и ценить детские рисунки»;
  • Знакомство с принадлежностями художника;
  • Интервью с художником Акмановым Шакиром;
  • Личное знакомство детей с художником Акмановым Шакиром;
  • Итоговое мероприятие: «Коллективная работа художника совместно с детьми «Тюльпанное поле»».

Экологический проект «Птицы нашего края!»

Мероприятия:

  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры и упражнения;
  • словестно – речевые игры;
  • настольно – печатные игры;
  • подвижные игры
  • тематические занятия;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • изготовление поделок из природных материалов с использованием перьев птиц;
  • рисунки детей;
  • изготовление папок – передвижек;
  • викторина;
  • работа с родителями;
  • экскурсия к жителям нашего села, содержащих голубей.

Данный проект позволил:

- Расширить знания у детей о птицах.

- Сформировать гуманное отношение к живой природе ,,чувство милосердия,,  доброжелательности..

- Развивать детскую инициативу -  любознательность.

-Проявить творческий потенциал личности в совместной деятельности.

 

В этом году, к юбилейной дате Сталинградской битве, мы разработали проект «200 дней мужества и стойкости», в ходе которого                                                                                                   познакомили детей со страницами истории Великой Отечественной Войны, опираясь на факты и события Сталинградской битвы.
   По этому проекту была проведена огромная работа с детьми и родителями, были экскурсии, конкурсы поделок и рисунков, мастер – классы. Так как этот проект у нас в настоящее время в разработке, все секреты мы раскрывать пока не будем. Но хотим  уважаемые коллеги представить вашему вниманию итог нашего проекта - мини- музей МКДОУ детского сада «Солнышко» - «Даль былого рядом с нами».

Активным созданием нашего мини – музея наш совет в лице педагогов детского сада (Сатаева Н.З., Масеева Х.Х., Еньшина Н.Д., Галицкая Л.А.) стал заниматься осенью 2022 года. Для экспозиций администрацией ДОУ была выделена комната на первом этаже сада. Имея экспонаты, которые были в детском саду и другие предметы, которые принесли педагоги и родители, решением совета были выделены четыре зоны мини – музея: русская изба, Великая Отечественная война (Сталинградской битве посвящается), природа родного края, хлеб всему голова.

Участие детей и родителей является важной особенностью в создание мини – музея, приносят экспонаты, выполняют детские работы. Также пополняется новыми экспонатами.

А сейчас мы приглашаем вас к нам в гости в наш мини – музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Воспитание дошкольников через приобщение к природе"

« Я сорвал цветок, и он завял    Я поймал жука,    И он умер у меня на ладони.   И тогда я понял:   Прикоснуться к природе   Можно только се...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...

Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"

В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....

Опыт работы на тему: "Воспитание маленького волжанина через использование метода проектов"2023г. 17 марта

Презентацию к работе вы можете посмотреть, пройдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/RDAbIZIq752hJg...

Педагогический опыт "Воспитание маленького волжанина через использование метода проектов"

Программа «Воспитание маленького волжанина является результатом многолетнего регионального проекта «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленько...

Опыт работы "Воспитание маленького волжанина через использования метода проектов"

Программа «Воспитание маленького волжанина является результатом многолетнего регионального проекта «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленько...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и...