Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"
рабочая программа (подготовительная группа)

Моисеева Елена Ивановна

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx62.81 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа

речевой направленности

«От А до Я»

(ознакомительный уровень)

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 года

Автор - составитель:

Моисеева Елена Ивановна,

воспитатель

первой категории

р.п. Первомайский, 2022

Информационная карта программы

1. Наименование  учреждения, реализующего образовательную программу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Первомайский детский сад»

 Первомайского района Тамбовской области

2. Полное название

Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «От А до Я»

3. Сведения об авторе (ФИО, образование, должность)

Моисеева Елена Ивановна, высшее педагогическое образование,  воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральным законом от 29.12.2012 г №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. № 373;

•Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);

•Постановлением администрации Тамбовской области от 12.02.2014  №276 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Тамбовской области»;

•Приказом от 17.02.2014г. № 50 отдела образования Первомайского района «Об утверждении планов действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Первомайского района.

•Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Речевая

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Образовательная

4.6. Возраст учащихся

по программе

6-7 лет

4.7. Продолжительность        

1 года

5.   Рецензенты

МБДОУ «Первомайский детский сад»

 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы речевой направленности «ОТ А до Я»

I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

     Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует  успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного  чтения зависит успешность обучения в школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтение и письмо – это действия со звуками слова, которые материализуются буквами.  Данная программа соответствует ФГОС ДО  и предназначена для работы с детьми 6- 7 лет в ДОУ. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении одного года пребывания детей  в подготовительной группе ДОУ. Реализуемая программа строится на следующих принципах:

Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.

Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности.

Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей.

Принцип последовательности. Предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.

Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей.

 Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72.2;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон  РФ  «Об образовании»;

- Типовое положение ДОУ;

- Устав ДОУ;

- СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28.

   Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере необходимости.

1.2. Цель программы:  осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие  задачи программы.

Задачи программы:

Обучающие:

Формировать и развивать фонематический слух;

Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;

Знакомить со слоговой структурой слова;

Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

Расширять словарный запас детей;

Знакомить с графическим изображением буквы;

Учить соотносить звук и букву;

Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;

Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;

Подготовить руки ребенка к письму;

Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие;

Развивать графические навыки;

Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать;

Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

Воспитывать усидчивость;

Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

1.3. Возраст детей участвующих в реализации программы 6–7 лет.

(1 год обучения, дети 6–7 лет).

Дополнительная образовательная программа «От А до Я» реализуется в течение одного года.

Содержание программы обучения:

   Методика формирования элементарных навыков чтения и письма  делится  на 4 раздела.

  1.  Развитие звукобуквенного анализа слова.
  2. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

Раздел 1. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

  1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  2. Учить детей определять позицию звука в слове.
  1. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки. 4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Раздел 2. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

  1. Дать представление о звуках русского языка.
  2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением.
  3. Показать детям связь звука с буквой.
  1. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Раздел 3. Обучение чтению

Задачи.

  1.  Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
  2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
  3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  4.  Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
  5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
  6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

  1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:

 При реализации программы на занятиях используются различные методы обучения и воспитания:

информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);

объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);

практические (фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры);

методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение)

1.5. Формы и режим организации педагогического процесса.

  Основной формой работы с детьми является занятие. Образовательные занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя: теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки, практическую часть. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей. Педагог дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 6 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более  30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).  Всего количество занятий -  36 .

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников.

Ребенок к концу обучения должен:

знать буквы русского алфавита;

понимать и использовать  в речи термины «звук», «буква»;

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

делить слова на слоги;

 определять ударный слог, ударную гласную;

пользоваться графическим обозначением звуков;

записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;

составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта;  

читать слова, предложения, небольшие рассказы;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы.

Ожидаемые результаты.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:

  • развиты зрительно-пространственные представления;
  • графо- моторные навыки;  
  • тонкая ручная моторика;
  • овладение звуко- буквенными обозначениями;
  • овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
  • овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
  • овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

 У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики является педагогический мониторинг.

Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а так же на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

- постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность

в педагогический процесс.

 

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

начальный контроль (сентябрь);

итоговый контроль (апрель)

Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыками чтения.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1.Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.

2.Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.

3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

II. Учебно-тематический план

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество занятий

Всего

Теорет.

Практ.

1

«Слово»

1

0,35

0,65

2

«Членение предложения на слова»

1

0,35

0,65

3

«Слог как часть слова»

1

0,35

0,65

4

«Звуки и  буквы»

1

0,35

0,65

5

Звук и буква «А». Печатание буквы.

1

0,35

0,65

6

Звук и буква «О». Печатание буквы.

1

0,35

0,65

7

Звук и буква «И». Печатание буквы.

1

0,35

0,65

8

Звук и буква «Ы». Печатание буквы.

1

0,35

0,65

9

Звук и буква «У». Печатание буквы.

1

0,35

0,65

10

Звук [Н], [НЬ] и буква «Н» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

11

Звук [С], [СЬ] и буква «С» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

12

Звук [К], [КЬ] и буква «К» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

13

Звук [Т], [ТЬ] и буква «Т» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

14

Звук [Л], [ЛЬ] и буква «Л» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

15

Звук [Р], [РЬ] и буква «Р» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

16

Звук [В], [ВЬ] и буква «В» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

17

Буква «Е» Печатание буквы. Чтение

слогов.

1

0,35

0,65

18

Звук [П], [ПЬ] и буква «П» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

19

Звук [М], [МЬ] и буква «М» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

20

Звук [З], [ЗЬ] и буква «З» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

21

Звук [Б], [БЬ] и буква «Б» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

22

Звук [Д], [ДЬ] и буква «Д» Печатание

буквы. Чтение слогов.

1

0,35

0,65

23

Буква «Я» Печатание буквы. Чтение

слов.

1

0,35

0,65

24

Звук [Г], [ГЬ] и буква «Г» Печатание

буквы. Чтение слогов, слов.

1

0,35

0,65

25

Звук [ЧЬ], буква «Ч» Печатание

буквы. Чтение слогов, слов.

1

0,35

0,65

26

Звук [Ш], буква «Ш» Печатание

буквы. Чтение слогов, слов.

Звук [Ж], буква «Ж» Печатание

буквы. Чтение слогов, слов.

1

0,35

0,65

27

Буква «Ё». Печатание буквы. Чтение

слов.

1

0,35

0,65

28

Звук [Й], буква «Й» Печатание буквы.

Чтение слов.

1

0,35

0,65

29

Звук [Х], [ХЬ] и буква «Х» Печатание

буквы. Чтение слогов, слов, предложений

1

0,35

0,65

30

Буква «Ю» Печатание буквы. Чтение

слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

31

Звук [Ц], буква «Ц» Печатание буквы.

Чтение слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

32

Звук [Э], буква «Э» Печатание буквы.

Чтение слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

33

Звук [ЩЬ], буква «Щ» Печатание буквы. Чтение слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

34

Звук [Ф], [ФЬ] и буква «Ф» Печатание

буквы. Чтение слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

35

Буква «Ь» Печатание буквы. Чтение

слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

36

Буква «Ъ» Печатание буквы. Чтение

слогов, слов, предложений.

1

0,35

0,65

Всего

36

12,6

23,4

III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

 Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты: знакомит со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладению слоговым и слитным способами чтения. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения программы дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Программа   составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, подвижные физкультминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек), заучивание стихотворений. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Развитие мелкой моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

4. «Социально-коммуникативное развитие». Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек , отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.

5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи , научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

   Курс обучения грамоте детей 6-7 лет представляет собой систему из 36 занятий. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.  Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Каждое  занятие  проводится в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей

3.1. Содержание программы.

Тема занятия

Теория

Практика

1

2

3

Сентябрь

«Слово»

Знакомство детей с понятием: СЛОВО, составление предложения с заданным словом.

Работа в прописях (тетрадях). Составление предложений. Итог.

«Членение предложения на слова »

Знакомство детей с понятием :предложение; составление предложения с заданным словом; определение количества слов в предложении.

Составление длинных и коротких предложений.

Итог.

«Слог как часть слова»

Объяснение понятия: СЛОГ – это часть слова.

Обучение детей звуковому анализу.

Знакомство с ударением (слоги бывают ударные)

Работа в прописях (тетрадях).Составление длинных и коротких предложений.

Итог.

«Звуки и буквы»

Знакомство с понятием «звук» -«буква», чем они отличаются.

Объяснение понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий

– глухой».

Работа в прописях (тетрадях).Выделение гласных из ряда звуков.

Составление длинных и

коротких предложений.

Итог.

Октябрь

Звук и буква «А»

Знакомство с буквой «А», учить находить данную букву среди других.

Помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять

букву и её графический образ.

Обозначение гласного звука

(красный квадрат).

Работа в прописях (тетрадях).Чтение произведения по слогам. Итог.

Звук и буква «О»

Знакомство с буквой «О», учить находить данную букву среди других.

Обозначение гласного звука

(красный квадрат).

Сопоставление буквы и её

графического образа.

Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге. Печатание буквы в тетради. Упражнение в чтении буквенных сочетаний: ОА,АО.

Итог.

Звук и буква «И»

Познакомить с буквой «И», дать характеристику звуку  (выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный).

Работа в прописях (тетрадях).Итог.

Звук и буква «Ы»

Познакомить с буквой «Ы», дать характеристику звуку

выделение звука«Ы» в

словах.

Обозначение гласного звука

(красный квадрат).

Чтение буквенных сочетаний: АЫ, ОЫ, ЫО,ЫА, АОЫ, ИАЫ, АОЫ,ЫАО.

Работа в прописях (тетрадях).

Итог.

Ноябрь

Звук и буква «У»

Знакомство с буквой «У», дать характеристику звуку –определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова).

Работа в прописях (тетрадях). Читать ряд гласных УА, АУ, УО, ИО, ЫО, ОА,ОУ, ОИ, ОЫ.

Итог.

Звук [Н], [НЬ] и буква «Н»

Знакомство с буквой «Н»,

находить данную букву среди других, дать характеристику звуку

Работа в прописях (тетрадях).Делить слова на

слоги. Чтение слогов: НА, НО,НЫ, НУ, НИ и обратно.

Итог.

Звук [С], [СЬ] и буква «С»

Помочь запомнить новую букву«С», находить в словах слог с заданным звуком и его условным

обозначением - синий квадрат. Составление предложений. Объяснить, что звуки [С], [СЬ] на письме обозначаются одной буквой.

Работа в прописях (тетрадях). Развивать навык

чтение слогов: СА, СО, СЫ,

СУ, СИ, и обратно. Звуко -

слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ, СОСНА.

Итог.

Звук [К], [КЬ] и буква «К»

Знакомство с буквой «К» учить находить данную букву среди других.

Характеристика звука.

Знакомство с заглавной буквой.

Работа в прописях

(тетрадях).Чтение прямых и

обратных слогов – КА, КУ,

КИ, КЫ. Закрепить навыки произношения и различения

этих звуков в слогах, словах.

Итог.

Декабрь

Звук [Т], [ТЬ] и буква «Т»

Знакомство с буквой «Т»

Характеристика звука.

Закрепить навыки четкого

произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах. Закрепить умение давать характеристику звуку.

Работа в прописях

(тетрадях). Анализ и синтез

слогов типа: АТ, ИТ, УТ,ЭТ,

ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.

Чтение слогов. Составление

схем слов.

Итог.

Звук [Л], [ЛЬ] и буква «Л»

Знакомство с новой буквой «Л», читать слова и слоги с новой буквой. Повторять понятие «ударный слог».

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Работа в прописях

(тетрадях). Написание букв,

слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов: ЛАК, ЛУК,

ЛУНА. Определение позиции звука в словах.

Итог.

Звук [Р], [РЬ] и буква «Р»

Знакомство с буквой Р.

Закрепить умение давать

характеристику звуку.

Закреплять произношение звуков[Р], [РЬ] в словах и фразах.

Дифференцировать звуки по

твердости – мягкости.

Работа в прописях

(тетрадях). Составление схем слов. Чтение слогов, слов, коротких предложений.

Итог.

Звук [В], [ВЬ] и буква «В»

Знакомство с буквой «В», учить находить данную букву среди других.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков

[В], [ВЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение выделять звуки в слове. Закреплять

умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Работа в прописях

(тетрадях). Написание букв,

слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов: ВАЗА,СЛАВА, ВОРОНА.

Итог.

Январь

Буква «Е»

Знакомство с буквой «Е», учить находить данную букву среди других.

Закрепить деление слов на слоги. Правило написания заглавных букв в именах нарицательных. Обозначение гласного звука

(красный квадрат).

Работа в прописях

(тетрадях). Написание букв,

слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов: ЕЛЬ, ЛЕТО,

ЛЕНА.

Итог.

Звук [П], [ПЬ] и буква «П»

Знакомство с буквой П, дать

характеристику согласному звуку. Объяснить, что звуки [П], [ПЬ] на письме обозначаются одной буквой

П. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П],

[ПЬ].

Работа в прописях

(тетрадях). Выкладывание

буквы из палочек.

Итог.

Звук [М], [МЬ] и буква «М»

Закрепить навыки произношения и

различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой «М».Характеристика звука.

Знакомство с понятием «звонкий»звук.

Работа в прописях

(тетрадях).Чтение прямых, обратных слогов, слов: МАМА, МАК,ТОК, КОТ.

Итог.

Звук [З], [ЗЬ] и буква «З»

Знакомство с буквой «З».

Закрепить навыки четкого и

правильного произношения звуков[З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков. Развивать умение выделять звук [З] вначале, середине и в конце слова.

Работа в прописях

(тетрадях). Чтение прямых,

обратных слогов, слов:

КОЗА, ЗИМА, ВАЗА, ЗИНА.

Итог.

Февраль

Звук [Б], [БЬ] и буква «Б»

Знакомство с буквой «Б».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков[Б], [БЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение дифференцировать мягкие

и твердые согласные.

Работа в прописях

(тетрадях). Выполнение заданий из тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: БАК, БОК, БЫК. Деление слов на слоги. Составление схем предложений.

Итог.

Звук [Д], [ДЬ] и буква «Д»

Знакомство с буквой «Д» и её обозначением.

Способствовать развитию звуко- буквенного анализа.

Продолжать составлять схемы предложений и отдельных слов.

Работа в прописях

(тетрадях). Написание букв,

слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов: ДОМ, ДЫМ,

ДАМ, САД.

Итог.

Буква «Я»

Знакомство с буквой «Я»,

находить данную букву среди других. Делить слова на слоги. Давать слого-звуковую характеристику.

Повторить понятие

«ударный слог».

Работа в прописях

(тетрадях). Чтение парных

слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ,

НА-НЯ… Составление схем

к словам где присутствует

данный звук.

Итог.

Звук [Г], [ГЬ] и буква «Г»

Знакомство с буквой Г, находить данную букву среди других. Закрепить навыки различения и

правильного произношения звуков[Г], [ГЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Работа в прописях

(тетрадях). Деление слов на

слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГОД, ГНОМ,ГУБЫ.

Итог.

Март

Звук [ЧЬ] и буква «Ч»

Знакомство с буквой Ч, находить данную букву среди других. Составление сложных предложения

с заданным словом.

Работа в прописях

(тетрадях).

Чтения слов из знакомых

букв, продолжать учить

детей делить слова на слоги

Итог.

Звук[Ш], и буква «Ш»

Звук [Ж], буква «Ж»

Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги.

Помочь детям запомнить новую букву.

Обратить внимание на то, что звук[Ш] всегда твердый.

 Закрепить навыки различения и правильного произношения звука[Ж] в слогах, в словах. Обратить внимание на то, что звук

[Ж] – всегда твердый.

Знакомство с буквой «Ж»,

находить данную букву среди других. Правило правописания ЖИ.

Работа в прописях

(тетрадях).

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ

слогов и слов. Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА,МАШИНА.

Итог.

Работа в прописях

(тетрадях).

Написание букв,

слогов, слов и предложений

в тетради. Составление предложений со славами в которых имеются знакомые звуки. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА,ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Итог.

Буква «Ё»

Знакомство с буквой «Ё», находить данную букву среди других.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Закреплять ударный слог.

Работа в прописях

(тетрадях).

Написание букв, слогов,

слов и предложений в

тетради. Чтение прямых,

обратных слогов, слов: ЁЖ,

ЁЛКА. Чтение отдельных слов и коротких предложений. Составление предложений со славами в которых имеются знакомые звуки.

Итог.

Звук [Й], буква «Й»

Знакомство со звуками [Й], как со звонким и мягким согласным .Знакомство с буквой «Й».Закрепить навыки правильного

произношения звуков [Й] в слогах, в словах; развивать

фонематический слух; определять позицию звука в словах.

Работа в прописях

(тетрадях).

Написание букв, слогов и

слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов.

Итог.

Апрель

Звук [Х], [ХЬ] и буква«Х»

Знакомство с буквой Х, находить букву в ряде других букв. Закрепить умение давать характеристику согласному звуку. Называть слова с знакомой буквой.

Работа в прописях

(тетрадях).

Выкладывание буквы из

палочек. Написание буквы, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов: УХА, МУХА,

МОХ.

Итог.

Буква «Ю»

Знакомство с буквой «Ю»,

находить данную букву среди других.

Повторить понятие «заглавная буква».

Работа в прописях(тетрадях). Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ,НУ-НЮ. Чтение прямых, обратных

слогов, слов: ЮЛА, ЮБКА.

Итог.

Звук [Ц], буква «Ц»

Знакомство с буквой «Ц», находить данную букву среди других.

Обратить внимание на то, что звук«Ц» – всегда твердый. Повторить понятие «ударный слог».Работа со схемой предложения.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Работа в прописях

(тетрадях).

Написание букв, слогов,

слов и предложений в

тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦАПЛЯ,ЦВЕТЫ, ОВЦА .

Деление слов на слоги.

Итог.

Звук [Э], буква «Э»

Закрепление умения выделять звук из ряда гласных звуков, выделять

начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э],определять место данного звука в словах.

Знакомство с гласным и его

обозначением.

Работа в прописях

(тетрадях).

Написание букв, слогов и

слов в тетради. Работа со схемой предложения.

Чтение слогов, слов и

предложений.

Итог.

Май

Звук [Щ], буква «Щ»

Закрепление навыков различения и правильного произношения звуков

[Щ] в слогах, в словах.

Знакомство с буквой Щ, находить данную букву среди других.

Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий.

Работа в прописях

(тетрадях).

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ

слогов и слов. Работа со схемой предложения. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЩУКА, ЧАЩА, ЩИТ,РОЩА .

Итог.

Звук [Ф],[ФЬ] и буква«Ф»

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах,

фразах. Знакомство с буквой «Ф». Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Работа в прописях (тетрадях).

Написание букв, слогов и

слов в тетради.

Чтение прямых, обратных

слогов, слов: ФАТА, ФАРА,

ФЕН.

Итог.

Буква «Ь »

Познакомить с буквой Ь, его разделительной функцией. Учить печатать букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Работа в прописях

(тетрадях).

Совершенствование навыка

чтения.

Итог.

Буква « Ъ»

Познакомить с буквой Ъ ,его разделительной функцией. Учить печатать букву  Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Работа в прописях

(тетрадях).

Совершенствование навыка

чтения.

Итог.

IV. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

1. Н.С. Жукова – Букварь. Москва 2020 год.

2. «Изучаем грамоту»- рабочая тетрадь с  заданиями для развития детей.

3. «От звука к букве» - демонстрационный материал.

4. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

5. Учебно-методическая литература.

6. Наборы дидактических игр.

7. Компьютер, проектор.

8. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги».

9. Рабочие тетради дошкольника.

10. Магнитная азбука.

11. Карточки для индивидуального чтения.

12. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

V. Список литературы

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993

2.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007г.

3. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.4. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

5.Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство«Учитель» 2008 год.

6.Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речевое развитие"

Программа составлена с учетом ФГТ, с указанием источника....

проект "индивидуальной программы речевого развития ребенка"

примерная программа речевого развития ребенка с целью- помошь логопеду в работе по устранению речевой патологии...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...