Консультация «Система взаимодействия ДОУ с семьей, ориентированная на неформальное общение и сотрудничество».
консультация (младшая группа)
В последние годы взаимодействие педагогических коллективов ДОУ с родительской общественностью значительно усложнилось. Управление процессом взаимодействия с семьями стало необычайно трудным. К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценного становления личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mo_vospitateley.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Система взаимодействия ДОУ с семьей, ориентированная на неформальное общение и сотрудничество».
В последние годы взаимодействие педагогических коллективов ДОУ с родительской общественностью значительно усложнилось. Управление процессом взаимодействия с семьями стало необычайно трудным. К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценного становления личности ребенка.
Как организовать педагогическую работу с родителями в детском саду?
Современная семья требует профессионального, строго дифференцированного подхода в работе с ней. Каждая категория семей требует специализированной помощи в соответствии с их проблемами и запросами.
Основной целью при взаимодействии с семьей мы ставим – повышение уровня семейного воспитания, тем самым, выделяя следующие задачи:
- показать значимость семейного воспитания в развитии ребенка, помочь родителям осознать свою ответственность за будущее детей.
- дать родителям необходимый объем медицинских, педагогических, психологических знаний о развитии и воспитании ребенка.
- научить родителей приемам общения и ухода за ребенком, его воспитания и развития.
Целый комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие с семьей, можно поделить на:
- Сбор аналитического материала по изучению семьи
- Изучение образовательных потребностей родителей с целью организации дополнительных образовательных услуг детям
- Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам общения, способствующим укреплению семьи (проведение педагогических бесед, тематических консультаций, проблемных семинаров)
- Создание системы партнерского сотрудничества с семьями дошкольников (организация совместной творческой работы детей, родителей, педагогов; проведение открытых мероприятий для родителей, проведение обзоров литературы по вопросам семейного воспитания; включение родителей в воспитательскую работу дошкольного учреждения; организация и проведение конкурсов).
Сотрудничество с родителями предоставляет право на открытое общение, знание того, чем живет детский сад, группа, которую посещает ребенок. Гибкость, оперативность, открытость отношений воспитателей с отцами и матерями, подчас даже опережающее их негативные реакции, препятствует созданию конфликтного общения родителей. Открытость, доверчивость отношений вселяет в родителей уверенность, ощущение неотстраненности от жизни детского сада, значимости их родительского мнения, его уважения. Опора на него создает ситуацию заинтересованности каждого жизнью ребенка в детском саду.
Практика показывает, что эффективность построения системы сотрудничества с родителями определяется умением выделить актуальные проблемы сторон, привлечь внимание к насущным вопросам, найти приемлемые способы взаимодействия.
Кто может быть заявителем проблемы?
Родители
Воспитатели
Младшие воспитатели
Руководитель ДОУ
Врач
Специалисты
Проблема бывает явной, осознаваемой всеми сторонами (например, проблема взаимоотношений детей и родителей, требования к подготовке к школе), или скрытой, выявляющейся только в результате какого-либо исследования (опрос, анкетирование).
Выявленная проблема требует планового подхода:
- определение цели
- составление плана мероприятий
- прогнозирование ожидаемых результатов
- подбор методов изучения эффективности работы.
Именно с помощью плана мы можем добиться системности в своих действиях, отследить их результативность и, следовательно, целесообразность (в каждой группе нашего дошкольного учреждения есть план работы по разделу «Сотрудничество с семьей», который может пополняться в результате выявления какой-либо проблемы).
Мы уже отмечали, что важным является подбор наиболее приемлемых форм взаимодействия с семьей.
Одной из таких форм работы с семьей - наглядная информация, которая включает в себя информационные стенды, папки-передвижки, консультации и т.д.
Мы не отвергаем традиционные формы работы с родителями, но вносим в них новое содержание. Используются в работе с родителями родительские собрания. Постоянными участниками этих собраний являются дети, а их родители – активными помощниками педагогов в поиске приемлемых путей воспитания ребенка в семье и детском саду. Многие собрания предваряются просмотром родителями занятий и игр детей. Наблюдение своего ребенка в процессе общения со сверстниками позволяет лучше понять его, оценить уровень его развития, увидеть успехи и выбрать наиболее эффективные методы и приемы воспитания. Подготавливаясь к проведению родительского собрания, можно написать приглашения родителям. Приглашение родителям, в котором содержалось бы 2 – 3 вопроса, активизирующих внимание к обсуждаемой теме; желание придти, задать вопрос, принять участие в обсуждении. В условиях семейного воспитания у родителей возникает много типичных трудностей и общих педагогических ошибок, вызванных неопытностью, незнанием потребностей детей, возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Активные формы обучения родителей целесообразно сочетать с сообщениями о ребенке, о методах его воспитания и обучения. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в обоснованности своей педагогической позиции с тем, чтобы согласились с его точкой зрения, поддержали ее. Во многих группах дошкольного учреждения стали традиционными вечера отдыха для родителей и детей: «День именинника», «Давай поиграем» и др., формы их проведения различны. Эти вечера позволяют решать многие вопросы: общение детей и взрослых разных поколений, организация деятельности детей в выходные и праздничные дни, обмен опытом.
Популярной формой работы по педагогическому просвещению стало создание в группах «Читалки» (библиотек для родителей), подбор литературы по вопросам воспитания в семье.
Учитывая степень занятости родителей, используются такие формы общения с семьей, как «Почтовый ящик», «Телефон доверия», игротека (библиотека игр), аукцион детских работ, памятки.
Памятки, с которыми родители могут познакомиться, приводя ребенка в детский сад или забирая малыша домой. Памятки посвящены различным темам. Для того, чтобы оценить эффективность информации, мы продумали вариант «обратной связи» с семьями – на оборотной стороне памятки помещаем анкету, которую родители заполняют после прочтения и возвращают воспитателю группы (на основании полученных данных делаем выводы о значимости, проведенной работы).
Еще одной из наиболее эффективных форм работы с родительской общественностью мы считаем проведение Дня открытых дверей. Он позволяет познакомить родителей как организованных, так и неорганизованных детей с жизнью дошкольного учреждения, дать практические советы по вопросам семейного воспитания, увидеть своих детей в учебной деятельности и реально оценить уровень его развития и т.д. План проведения дня открытых дверей составляется по результатам опроса родителей, где выявляется наиболее значимые и приоритетные направления (например, физическое развитие ребенка по средствам подвижных игр, развитие речи). На открытых занятиях, которые включены в день открытых дверей, воспитатели не только демонстрируют свой профессионализм, но и дают рекомендации родителям, подбирают дидактический материал, предлагают родителям принять участие в педагогическом процессе, а главное - заставляют родителей задуматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ....
Новая система взаимодействия ДОУ с семьей с введением ФГОС
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федераль...
: «Школа современных родителей – как эффективная система взаимодействия «Детский сад – семья».
Данный материал предназначен для методистов, старших воспитателей. Раскрыта инновационная форма работа с родителями «Школа современных родителей». Цель, задачи, условия проведения, предлагается план р...
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ и СЕМЬИ
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи склад...
Протокол Педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"
В материале представлен протокол педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"...
Проект "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"
В материале представлен проект "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи", матрица управления проектом, а также презентация к проекту....
Программа взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства «СОТРУДНИЧЕСТВО»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а...