Причины неуверенности в себе ребенка, его низкая самооценка и как это исправить
методическая разработка
данный материал посвящен низкой самооценке ребенка, причинам неуверенности в себе и как это исправить. В статье содержится теоретический и практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_neuverennosti_v_sebe_rebenka_ego_nizkaya_samootsenka_i_kak_eto_ispravit.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Уверенность в себе, в собственной компетентности, позитивная самооценка – качества, без которых трудно быть успешным и счастливым. И формировать их надо с раннего возраста, потому что истоки наших достижений и проблем родом из детства.
Какой же должна быть стратегия и тактика воспитания? Как воспитать уверенного в себе ребенка?
Сначала необходимо обозначить, что такое неуверенность, ее признаки и причины.
Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
Уверенность в себе– это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
Признаки неуверенного поведения:
- ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
- пытается уйти от ответа взрослого; излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
- говорит тихо, даже если того не требует ситуация;
- боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
- боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
- паникует перед выполнением новых дел; имеет ряд страхов или фобий;
- стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
- пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
- иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
- сутулится.
- замкнутый, необщительный, робкий;
- трудно устанавливает контакт с незнакомыми людьми; заниженная самооценка;
- заторможенность, упрямство.
Если в ребенке проявляются хотя бы некоторые из перечисленных признаков, то это говорит о его неуверенности в себе и низкой самооценке. Уверенность в себе– это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и атмосфера в детском саду.
Откуда появляется неуверенность?
Самая частая причина детской неуверенности– это огрехи воспитания и строгое обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении.
Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка.
Основные факторы, влияющие на детскую нерешительность и неуверенность:
Частая критика, сравнивание.
Если вы часто критикуете ребенка вместо похвалы, игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.
Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка.
Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.
Реализация несбывшихся мечтаний, планов и желаний родителей.
Допустим, мама всю жизнь хотела стать хорошим художником, а родители всегда были против или не давали возможности реализоваться в этом направлении. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо учиться в художественной школе, и отправила ребенка на рисование, не учитывая отсутствие желания, стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.
Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания? Учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша?
Неудачи в социальной жизни.
Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если вовремя не помочь пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.
Не соответствие стандартам.
Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность. Без поддержки взрослых комплексы ребенка будут только расти.
Как помочь ребенку стать увереннее? Рекомендации.
Не сравнивайте.
Сравнение ребенка с другими, не в плане «ой, как вы с Леной похожи», а, например, «Лена уже давно может сама делать домашние задания, а ты все никак не станешь самостоятельным», или «стыдно не ходить на горшок, все уже могут, даже маленький Петя», приводят к заниженной самооценке чада. Пусть ребенок осознает, что он такой, какой есть, и вы его цените именно таким. Сравнивать его можно с ним самим, вчерашним, сегодняшним. «Сегодня ты просто молодец, вчера у тебя не все получилось, но ты же постарался, так держать»;
Цените в ребенке то, чем он обладает.
За стремлением воспитать в ребенке лучшие качества и способности, мы можем не заметить, как упускаем то, что дано ребенку. У малыша все впереди, он еще всему научится, а поощрять и хвалить его нужно сегодня, за то, что он уже умеет и стремится нам показать. Хвалите за мелкие победы, ведь для ребенка они могут быть очень значительными. Проявляйте заинтересованность в его делах, успехах и неудачах;
Верьте в ребенка.
Никогда не говорите ребенку, что он глупый, неодаренный, бесталанный. Сами не вбивайте себе таких мыслей, вы ведь верите в успех и желаете ему лучшего. Говорите ребенку, что он особенный, проявляйте собственную уверенность в его успехе;
Направляйте ребенка на нужные действия, но осторожно.
Когда ребенок соберет пазл из 50 элементов, предложите ему пазл из 70, потом – из 100. Если с новой «ступенькой» он справляется не очень, найдите более простую картинку пазла;
Дайте понять ребенку, что взрослые тоже могут ошибаться:
«Эхх… что же я наделала. Теперь придется начинать все заново». Скажите ему, что Вам тоже нужна поддержка.
Критика в меру.
Не переусердствуйте в критике, всегда помните, что количество похвалы должно превышать критические замечания. Никогда не критикуйте ребенка при посторонних, не обсуждайте его неудачи;
Критикуйте не самого ребенка, а его поведение.
Например, говорите, что щипаться плохо, а не то, что он плохой мальчик. Второй вариант резко снизит самооценку, тогда как первый ее не затронет;
Право голоса и выбора.
Давайте ребенку возможность участвовать в построении своей жизни, прислушивайтесь к его мнению, очень аккуратно и незаметно корректируйте его взгляды. Учите кроху выражать мнение, позволяйте иногда поспорить с вами, не разрушая вашего авторитета;
Поощряйте общение и дружбу.
Помогите ребенку научиться устанавливать контакт с другими детьми. Хвалите любые его попытки общения.
Не сравнивайте качества характера ребенка с качествами характера других детей.
Поощряйте игры ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенность в своих силах;
Не кричите.
Подобная мера наказания способна убить в малыше доверие, любовь и самооценку;
Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените;
Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим.
Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло.
Качества, характеризующие уверенного в себе ребенка:
- Способность быть лидером;
- Адекватное восприятие критики;
- Способность защитить себя и других;
- Эмоциональная устойчивость;
- Артистичность.
- Дружба.
- Дети садятся в круг и берутся за руки. Воспитатель просит, чтобы каждый из них посмотрел соседу в глаза и подарил ему самую добрую и красивую улыбку.
- Игра иснимает напряжение, учит не бояться и доверять друг другу.
- Игра "День рождения"
- Очень простая не требующая никаких специальных навыков игра вызывает у детей множество приятных эмоций, чувство общности со своими сверстниками. Стеснительные и неуверенные в себе дети получают, участвуя в ней, неоценимый опыт положительного общения, находясь в центре всеобщего внимания.
- Дети по очереди играют роль именинника. Именинник становится на стул, остальные по очереди подходят к нему, берут за руки (важен физический контакт), поздравляют с днем рождения и желают что-то в подарок. Взрослому также необходимо участвовать вместе с детьми в игре. Взрослый показывает пример, как необходимо поздравлять, если дети маленькие, следит, чтобы именинник не свалился со стула (или другого, возвышающего его предмета).
- Упражнение «Комплименты»
- Дети встают в круг и по очереди говорят, за что следует похвалить соседа.
Вывод:
- Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
- Ребенок с низким уровнем самооценки зачастую не может проявить себя, показать хорошие результаты. В большинстве своем низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.
Ребенок любого возраста - это уже личность, со своими интересами, потребностями, характером. Принимать его такого, какой он есть, любить, быть с ним не рядом, а вместе - это уже весомый вклад в развитии его самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Проект педагогической поддержки ребенка с низкой самооценкой.
Проект для детей с низкой самооценкой. Разработан в соответствии с главными принципами психолого-педагогической поддержки. Автор: Шиловская Ольга Сергеевна....
Консультация для родителей "Как помочь ребенку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе".
Консультация для родителей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА по взаимодействию с тревожными, неуверенными, высокочувствительными детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов
Рекомендации для родителей по взаомодействию с ребенком....
Как помочь неуверенному в себе ребенку?
Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малы...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА по взаимодействию с тревожными, неуверенными, детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГАпо взаимодействию с тревожными, неуверенными, детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов:...
5 причин плохого почерка у ребенка и как это исправить
Коррекционная работа...
Рекомендации для родителей "Неуверенный в себе ребенок"
Рекомендации для родителей неуверенных в себе детей. Формирование уверенности....