Экспериментирование Знакомство с деревом. «Есть ли у дерева соседи?»
опыты и эксперименты

Экспериментирование Знакомство с деревом. «Есть ли у дерева соседи?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование.

Знакомство с деревом. «Есть ли у дерева соседи?»

Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево.

Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, чтение художественной литературы, экспериментирование, подвижная  игра, вопросы к детям.

Вопросы для изучения с воспитанниками:

-Изучить строение дерева. Для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?

-Измерить высоту и толщину небольшого дерева;

-Сравнительный анализ деревьев участка. Какие деревья выше или ниже ? Тоньше или толще? Какие деревья по размеру относительно других предметов (дома, люди т.д.)

-Есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему?) Изучить территорию рядом с деревом.

-Видовое разнообразие деревьев. Понаблюдать за деревьями разных пород, чем они отличаются. Закрепить представления о породах деревьев.

-Вместе с детьми составить план участка, на котором растут деревья. Отметить, какие растут  деревья, его соседи, детский сад, дома?

- выяснить, растут ли такие деревья возле дома детей?

- зарисовать объект наблюдений, его окружение.

Подвижная  игра «1,2,3, что назову, туда беги. (дерево, куст)

Экспериментирование с разными материалами «Тонет, не тонет)

Деятельность в групповом помещении

-Завести дневник наблюдений за деревьями. Нарисовать схематично, предавая характерные особенности ствол и ветви изучаемых деревьев

2.      Изучаем соцветия деревьев.

Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием соцветий деревьев

Методические приёмы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (аппликация), беседа, экспериментирование, дидактическая  игра, вопросы к детям.

Вопросы для изучения с воспитанниками:

- сколько лепестков в соцветии?

- погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

- потрогать кончик лепестка (острый он или тупой, мягкий или твердый).

- какой край лепестка ровный или с зубчиками?

- какого цвета соцветие?

- какой запах у соцветия?

- как соцветия прикрепляются к ветке?

- выяснить, что будет после соцветия?

Дидактическая игра «С какого дерева цветочек?»

Деятельность в групповом помещении

Продолжать работу по составлению  дневника наблюдений за деревьями, зарисовать соцветия.

3.  Изучаем листья.

Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием листьев деревьев

Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа гусеницы, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, музыкальное упражнение, слушание музыкального произведения вопросы к детям.

Вопросы для изучения с воспитанниками:

1. Вспомнить, сколько листьев на дереве зимой и сколько в момент наблюдения?

2.Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

3. Обследование листьев разных деревьев

- потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).

- какой край листа ровный или с зубчиками?

- какого оттенка цвет листьев у разных деревьев?

- какой запах у листьев?

- как листья прикрепляются к ветке?

4. Вспомнить, время появления первых листочков, время опадения листьев.

5. Выяснить, куда деваются опавшие листья? Прогулка к компостной куче.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижная игра «Мы дружочки, мы одного дерева листочки».

Музыкальное упражнение «Листочки кружатся».

Деятельность в групповом помещении

Продолжать работу по составлению  дневника наблюдений за деревьями, нарисовать листья.

Слушание песни М.Т. Потапенко «Листопад»

4.      Изучаем кору и ствол.

Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием коры и ствола деревьев

Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, тактильная игра,  вопросы к детям.

Вопросы для изучения с воспитанниками:

-Исследовать ствол и кору разных дерев.

- найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.

- определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).

- определить запах коры.

Исследовать следы, оставленные человеком.

- определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?

Тактильная игра «Угадай наощупь, какого дерева кора»

Деятельность в групповом помещении

Продолжать работу по составлению  дневника наблюдений за деревьями, раскрасить ствол и ветви деревьев, нарисованных на первом занятии.

5.      Кто лучшие друзья дерева?

Цель: познакомить воспитанников с особенностями жизнедеятельности деревьев разных пород

Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, разбор проблемных ситуаций, вопросы к детям.

 

Вопросы для изучения с воспитанниками:

-Отметить, как развиваются деревья одной породы, растущие в разных условиях (солнечная и теневая стороны)

-Наблюдение за почвой (мягкий грунт и твёрдый)

-Рассказать о вреде, который могут наносить насекомые и пользе птиц. Организовать наблюдение

Разбор ситуаций «Что произойдёт, если все птички улетят?»,

Деятельность в групповом помещении

Продолжать работу по составлению  дневника наблюдений за деревьями, отметить, уход за деревьями, друзей и врагов деревьев. Рассматривание иллюстраций. Изготовление коллажа «Дерево и его друзья»

Изучаем плоды деревьев.

 

Цель: познакомить воспитанников с плодами деревьев разных пород

Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, трудовая деятельность (сбор урожая), вопросы к детям.

Вопросы для изучения с воспитанниками:

-Изучаем плоды разных деревьев.

- какой формы плоды?

- погладить плод руками (гладкий или шершавый, мягкий или твердый).

- какого цвета плод?

- какой запах у плодов?

- рассмотреть плод в срезе.

- как плоды прикрепляются к ветке?

- отметить время появления плодов, время, когда собирают урожай.

3. Объяснить, что плоды деревьев могут быть не съедобны для человека, но съедобны для животных

4. Вспомнить вкусовые качества плодов

Итоговый опрос воспитанников «Что мы узнали о деревьях», д.и. «Чей листочек», «Дерево и его плод», игровая ситуация «Друзья деревьев»

Деятельность в групповом помещении

Продолжать работу по составлению  дневника наблюдений за деревьями,  сделать аппликацию в  «Дерево с плодами».

Предложить родителям воспитанников собрать природный материал (косточки, шишки, сухие листья для изготовления поделок и аппликаций). Организация выставки творческих работ  «Это чудо нам подарило дерево».

Список использованной литературы:

1.Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей. М., 1978;

2.Кравченко И.В, Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие.- М.: ТЦ «Сфера». 2010.

3.Николаева Н.С. Программа. Юный эколог. Система работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика - Синтез, 2010 г.

4.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика - Синтез, 2009 г.Мозаика - Синтез, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Проект: «На Земле есть место всякому дереву. Русская береза-красавица!»

Задачи проекта: Формировать любовь к природе, бережное отношение к ней, представление о взаимосвязи деревьев со средой обитания. Активизировать и обогащать словарь, по теме: «Береза», стим...

Презентация к проекту «На Земле есть место всякому дереву. Русская береза-красавица!»

Тип проекта – познавательно – исследовательский, творческий, групповой.Руководители проекта – воспитатель....

Конспект интегрированной НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе "Свойства дерева"

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие....

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа) Воспитатель: Шибаева Светлана Сергеевна Цель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить рисовать веточки деревьев. Задачи: 1. Учить передавать в рисунке строение д

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа)Воспитатель: Шибаева Светлана СергеевнаЦель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить...