Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
статья

Исаева Евгения Сергеевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_3.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Введение

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

 Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство    любви    к    Отечеству,    истории,    народу,    всеми    средствами Отечественной культуры.

Проблема формирования нравственных качеств личности стояла перед педагогами всегда. Об этом говорил Сократ, Сенека, Я. А. Каменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Петрова В.И., Стульник Т.Д. и др., более того, существует такое общественное явление как православная педагогика. Наиболее яркие её представители, стоявшие у истоков: Евсевий, А.Л. Громачевский, В.В. Зеньковский.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор нашей выпускной квалификационной работы - «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре».

Цель работы - воспитание нравственного, духовно здорового ребенка.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

1. Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.

2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения, т. е., создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод: что главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Формы и методы работы основных направлений духовно-нравственного воспитания

Маленький ребенок, только родившись, уже становится личностью, а дошкольник, даже младшего и среднего возраста - это уже почти вполне сформировавшаяся личность, со своим миропониманием и мироощущением. И первым, кому приходится принимать в свои руки эту маленькую индивидуальность после родителей и близких, является воспитатель детского сада, на которого ложится огромнейшая ответственность - дать ребёнку азы знаний, сформировать в нём правильные представления о нравственных нормах поведения, о добре и зле, о человечности.

Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых. Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:

Гражданско-патриотическое воспитание

Эстетическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Интеллектуальное воспитание

Гендерное воспитание

Экологическое воспитание

Наиболее сложной в данном направлении является работа по воспитанию любви к родному городу, и родной стране. Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, мы должны помнить то, что дети воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у них проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это — результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам воспитатель будет любить и знать историю своей страны, своего города. Мы стараемся отобрать те знания, которые будут доступны детям, то, что может вызвать у них чувство гордости и восторга.

Дошкольникам младшего и среднего возраста еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатели обращают внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляют группу к праздникам, а после них беседуют с детьми, спрашивают, где они были с родителями, что видели.

Практически вся работа по знакомству детей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес (приложение №1).

Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о достопримечательностях родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны. Уже в младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними (приложение №2).

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

В результате работы в данном направлении дети со II младшей группе проявляют уважение к людям труда, бережно относиться к природе родного города, интересуются достопримечательностями родного края.

Проводя работу по эстетическому воспитанию, мы большое значение придаём совместной деятельности детей и взрослых. В ходе такой работы создаётся особый микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительное отношение между педагогом и ребёнком. В этом направлении эффективно действует такая форма работы как игры-драматизации, театрализация сказок. Дети учатся проявлять своё творчество, быть дружными, добрыми, правдивыми. При этом они не просто инсценируют сказки, часто они вносят свои элементы в знакомый сюжет или переделывают концовку, например в русской народной сказке «Колобок». Приведём другой пример. Во время театрализации по сказке «Репка» детям средней группы было предложено следующее задание: каждый герой должен придумать причину, чтобы не идти на помощь деду. Дети успешно справились с заданием: бабка мыла посуду, внучка плела косу, Жучка грызла кость, кошка умывалась, а мышка пряталась от кошки. В результате дети поняли, что, оставшись один, дед не справиться с репкой. Сравнение биполярности нравственных понятий облегчает детям усвоение конкретных представлений этических норм. Помогает формировать осознанность отношений: осуждать плохие поступки и положительно оценивать добрые поступки. Так абстрактные представления для ребенка (дружба, доброта, забота) раскрываются через образы доступных сказок. Подобная работа приносит огромное удовлетворение и детям, и взрослым, воспитывая у малышей самостоятельность и ответственность за общий успех дела.

Экологическое воспитание с точки зрения православных традиций мы можем соотнести со словами священника А. Гиляревского: «Воспитывайте же, отцы и матери, детей своих так, чтобы они видели в природе не мертвую массу, не бездушный механизм слепых и случайных сил, а одушевленный храм Божий. Старайтесь воспитывать их сообразно с природой и в непосредственном общении с нею; не стыдитесь приучать детей своих к такой жизни, какую вели в деревнях благочестивые отцы и деды наши и не гоняйтесь за теми гнилыми нравами и растленными обычаями, которыми ложная образованность тешит чувственность человека и в то же время губит его физически и духовно. Бог вам в помощь!» Сознание детей подводится к тому, что всё созданное Богом когда-то, существует и по сей день и называется природа. Природа - это растительный и животный мир, небо и земля, реки и моря, а также все люди (дети, их родители, близкие). Дети через любовь к природе выражают с вою любовь к её Создателю, т. е. к Богу. Мы заботимся о растениях и животных, а они создают для нас красоту уют, дают еду и одежду. В данном направлении уместно будет использовать такие формы работы как занятия по ознакомлению с окружающим миром, экскурсии, совместный труд в зелёном уголке и в зимнем саду, наблюдения и др.

Духовно-нравственное воспитание всегда было гендерным. В мальчиках и девочках стремились воспитать разные качества.

Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и формировать свой внутренний мир.

Так как мальчик — это будущий отец, то он должен обладать качествами присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью, справедливостью, добротой и др. Отцовство такжепредполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.

В девочках, наоборот, воспитывали кротость, послушание, умение вести хозяйство (приложение №3).

Ведя работу по любому из направлений, мы развиваем интеллектуальные способности каждого ребёнка. На любом занятии дети получают новые знания, систематизируют уже имеющиеся, удовлетворяют потребность в познании. Одна из форм работы в данном направлении, которую очень любят дети, - это утренники, приуроченные к православным праздником. Во время утренников работает непроизвольная память, и информация, полученная во время утренника, усваивается прочно и надолго. Наиболее яркими православными праздниками, которые мы проводим в детских садах - являются Рождество, Пасха. Дети вместе с родителями готовятся к ним заранее (изготавливают волхвов, вертеп, разучивают колядки, раскрашивают яйца, готовят друг другу подарки). Впечатления от праздников остаются самыми яркими, причём не только у детей, но и у родителей (приложение №4).

Т. о., кратко рассмотрев все направления духовно-нравственного воспитания, мы можем сделать выводы: ребенок, с детства приученный к классической музыке, к хорошей литературе, ребёнок. Видящий красоту живописи и скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, напротив, он получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

В детских садах создана развивающая среда на материале народной художественной культуры, которая гарантирует духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Библиотека группы содержит литературу, необходимую для нравственного развития ребёнка-дошкольника. Книги, представленные в ней, распределены по разделам:

1. Произведения русских писателей о природе;

2. Русские народные сказки;

3. Произведения малых фольклорных форм: потеплей, поговорки, пословицы, загадки, небылицы;

4. Произведения русских писателей о Родине;

5. Произведения поэтов и писателей Белгородчины: В. Шаповалова,

В. Молчанова, В. Михалёва, Т. Олейниковой, Б. Осыкова,

Ю. Макарова;

6. Произведения зарубежных авторов.

Потребность в обогащении знаний о народной культуре испытывали все родители. Для удовлетворения этой потребности проводились ежеквартальные групповые родительские собрания и консультации, на которых родители получали дополнительные знания по народной художественной культуре, декоративно-прикладному искусству, духовно-нравственному развитию детей на их основе. Для привлечения родительского интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания был создан клуб для родителей «Семейный клуб», на заседаниях которого семейные пары делились секретами воспитания, рассказывали о традициях семьи, получали необходимые консультации по интересующим их вопросам. Духовно-нравственное воспитание - процесс непрерывный, который продолжается во время совместных развлечений и праздников, на экскурсиях по улицам города. Выставки совместного творчества детей и родителей - прекрасный результат работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале народной художественной культуры

Мы уверенны, что Отечественная культура - это сфера многогранного развития и становления личности дошкольника.

                                              Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что народная культура во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентирами, жизненными принципами.

В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через приобщение к Отечественной культуре мы пришли к следующим выводам:

-   что только все вместе - детский сад, семья, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом;

-   необходимо просвещение семьи в вопросах духовно -нравственного воспитания;

- что, воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...