Проект «Развитие познавательных способностей на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии» для детей подготовительной группы.
проект (подготовительная группа)

Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация целенаправленной работы по STEAM образованию. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста путем изучения базовых понятий кодирования и шифрования через игры и STEAM- проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osnovy_kriptografii.hakova.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

                                                                                             Проект

«Развитие познавательных способностей  на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии»

                                                          для детей подготовительной группы.

                                                                                                                               

                                                                                                                                                             

Составила:воспитатель Хакова З.Ф

Надым

2022 год

Введение

В рамках реализации поручения Президента РФ В.В. Путина по увеличению к 2020 количества детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в рамках исполнения поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию 2018 г. (о профориентации, в том числе ранней), а также выполнения рекомендаций Российской академии образования о создании образовательной экосистемы к 2024 г. (расширение сети кванториумов, кастомизация, автоматизация и роботизация, формирование когнитивной гибкости субъекта и т.д.) создана новая оригинальная концепция конструирования искусственной обучающей среды – учебно-методическое пособие для учащихся дошкольных образовательных учреждений по направлению Babyskills «Детская универсальная STEAM-лаборотория.оно включает в себя основы программирования, робототехники, математики и теории вероятности, картографии, астрономии, инженерии (в том числе космической), защиты информации, физики, химии, биологии, культурологии.

Проект построен на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика) с акцентом на совместную исследовательскую деятельность, геймифицированные технологии.

Программы проекта нацелены на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников, направляя его на развитие определенных компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты: ученых, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и др.  

     Актуальность проекта: Понимая значение развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе одну из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования по направлению Babyskills «Детская универсальная STEAM – лаборатория». STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.

Благодаря STEM-подходу дети учатся вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы, которые, в свою очередь, обеспечивает кардинально новый уровень развития ребенка. Данный проект готовит жить дошкольников в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать технологии в создании познавательно-исследовательских проектов и умению реализовать их в реальности.

Цель проекта:

Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация целенаправленной работы по STEAM образованию. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста путем изучения базовых понятий кодирования и шифрования через игры и STEAM- проекты.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

  • Знакомство с ключевыми понятиями криптографии и формирование базовых навыков симметричного, асимметричного и двойного шифрования.
  • Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов шифрования;
  • Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям; проведение ранней профориентации по профессиям: шифровальщик, учёный, программист, аналитик.

Развивающие задачи:

  • Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка методического сопровождения по использованию программы «Основы криптографии» в работе с детьми дошкольного возраста;
  • создать условия для развития интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, уверенности ребенка в собственных силах, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

Воспитательные задачи:

  • Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным в базовых понятиях об информационной безопасности и адаптации к жизни в цифровом обществе;
  • воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, криптографии.

Научно-методические задачи:

  • Создать  преемственные связи ДОУ, семьи;
  • использовать  инновационные технологии, направленные на развитие  у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
  • отслеживать   результативность работы  всех  участников образовательного процесса   с  помощью системы мониторинговой деятельности;
  • повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов,  методических разработок, участие в  мероприятиях по данной проблеме).

            Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный. Проект рассчитан на 5 месяцев. Сентябрь – январь 2022-2023 года.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.

Ожидаемые результаты:

  • создана  актуальная предметно-пространственная среда и организована целенаправленная работа по STEAM образованию.
  • уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования; 
  • дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества;
  • сформирована профессиональная компетенция педагогических кадров по моделированию образовательной среды  для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.

Условия реализации проекта: интерес детей и родителей, методические разработки.

План реализации проекта.

Этапы проекта:

  1. Собирательно – информационный.
  • Знакомство с программой « Основы криптографии».
  • Выявить интерес детей и их родителей для определения целей проекта.
  • Подбор литературы для участников проекта.
  1. Организационно – практический.
  • Перспективное планирование по программе «Основы криптографии» 2022-2023 уч.год

Перспективное планирование по программе «Основы криптографии» 2022-2023 уч.год

Сентябрь/1 неделя

«Поймай меня»

-познакомить с понятиями: общение, язык слабослышащих людей, шифрование, ключ.

-содействовать формированию аналитического подхода, развитию навыков общения, в том числе с людьми ОВЗ.

-развивать навык осознанной передачи информации, совместной деятельности, дружеских отношений.

-Закреплять навыки принятия решения, оптимизации.

-Повышать уверенность в своих силах и мотивировать нацеленность на результат.

Сентябрь/2 неделя

«Удивительная посылка.»

-Познакомить с понятиями: набор данных, информация, мозг, обработка данных.

-Формировать навыки распознования данных и информации.

-Формировать коммуникативные навыки.

 Сентябрь/3 неделя

«Предупредите Микибота!»

-познакомить с понятиям: каналы связи, передача информации.

-способствовать развитию аналитического подхода.

-формировать мотивацию к исследовательской деятельности.

Сентябрь/4 неделя

«Раскодируй природу.»

-закрепить понятия: передача информации, коды, шифрование.

-формировать навыки творческой активности.

-повышать уверенность в своих силах.

Октябрь/1 неделя

«Музыкальные шифровки»

-познакомить с различными система счисления.

-способствовать формированию абстрактного мышления.

-формировать творческие навыки.

Октябрь/2 неделя

«Не верь своим глазам!»

-познакомить с понятиями: криптография, перехват информации, шифрование.

-формировать понимание необходимости создания безопасной передачи информации в повседневной жизни.

-повышать мотивацию к обучению и исследовательской деятельности.

Октябрь/3 неделя

«Загадка Цезаря!»

-познакомить с шифром Цезаря, симметричным шифрованием, с понятием инерции.

-формировать навыки шифрования сдвигом, навык использования ключа.

-повышать мотивацию к обучению.

Октябрь/4 неделя

«Чудеса колеса!»

-закрепить понятия: шифр сдвигом, закрытый ключ, симметричное шифрование, расшифровка.

-закрепить навыки шифрования и расшифровки с использованием секретного ключа.

-развивать навыки совместной деятельности.

Ноябрь/1 неделя

«Тайная комната»

-познакомить с понятиями: симпатические чернила, тайнопись.

-формировать навык исследовательской деятельности.

-способствовать повышению мотивации к обучению.

Ноябрь/2 неделя

«Выдели главное!»

-познакомить с понятиями: решетка Кардано, шифр замены.

-способствовать развитию креативности, творческого подхода.

-развивать аналитические способности.

Ноябрь/3 неделя

«Тайна книги»

-закрепить понятие: симметричные шифры.

-Познакомить с шифрованием по книге, с понятием баланса.

-развивать любознательность и творческую активность.

Ноябрь/4 неделя

«Микибот зажигает»

-познакомить с азбукой Морзе.

-способствовать развитию навыков инженерного мышления.

-развивать навыки коммуникации и позитивно-конструктивного отношения к возможным ошибкам.

Декабрь/1 неделя

«Кто брал чайник?»

-познакомить с понятиями: уникальный код, отпечатки пальцев, криминалистика, дактилоскопия.

-формировать исследовательские навыки.

-укреплять уверенность в своих силах.

Декабрь/2 неделя

«Секрет»

-познакомить с понятиями: ассиметричное шифрование, открытый и закрытый ключ, современные системы шифрования.

-развивать навыки креативного, абстрактного мышления.

-повышать интерес к техническому творчеству.

Декабрь/3 неделя

«Здравствуй, Вселенная!»

-познакомить с принципом ассиметричного шифрования с открытым ключом.

-познакомить с посланиями планеты Земля и человечество в космос.

-способствовать формированию у детей чувства сопричастности к миру вокруг нас.

Декабрь/4 неделя

«Перехват»

-закреплять базовые навыки дешифрования.

-укреплять уверенность в своих силах.

-развивать навыки работы в команде.

Январь/2 неделя

«Собери животных на Марс»

-закреплять основы навыков дешифрования.

-укреплять конструктивное отношение к возможным ошибкам.

-развивать креативное, творческое и аналитическое мышление.

Январь/3 неделя

«Мой марсианский робот!»

-закреплять навыки технического творчества.

-способствовать развитию креативного и творческого мышления.

-укреплять уверенность в своих силах.

  1. Завершающий – презентационный.
  • Проектное занятие – Тема: «Загадка Цезаря».
  • Выставка детских работ.
  • Подведение итогов.
  • Беседа с детьми «Что мы нового узнали?».
  • Родительское собрание.

Предполагаемый результат:

1. Диагностика.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение и применение доступных знаний детьми об инновационных технологиях.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

5. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к чему – то новому.

В ходе реализации проекта, благодаря применению данной технологии я повышаю результативность овладения детьми основ криптографии. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

Ссылки на источники:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 2013 г.
  2. Беляк Е.А. Руководство для воспитателей к учебно-методическому пособию «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
  3. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019.
  4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей подготовительной группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильев...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии»

Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного с ЗПР через изучение базовых понятий кодирования и шифрования  посредством игр и STEAM-проектов....

Тематическое планирование по реализации программы «Основы криптографии»

В данном планировании представлен опыт моей  работы по адаптации одной из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования по направлению Babyskill...