Речь педагога, как образец для подражания воспитанников
методическая разработка

Ирина Валентиновна Баталова

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и. т.д. Следовательно, развивающий  потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gramotnaya_rech_pedagoga.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык – один из самых богатых языков мира. За последние два десятилетия он перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

В настоящее время известна поговорка «Слово -  визитная карточка человека». От того насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально это утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и. т.д. Следовательно, развивающий  потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми  навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умений воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст – является сензитивным периодом речевого развития, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что одним из основных механизмов овладения детьми  родным языком является  - подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому, к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней  (перечислить из памятки).

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются  следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что», вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и др.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, непонятных детям, без уточнения их значения и.т.д.

Мы должны помнить, что каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «обутки», «я раздел сапоги» и др. мы должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения слов и предложений.

Особое место в русском языке занимает ударение.  Мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово. Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Предлагаю, вам немного поиграть. Игра-тренинг: «Ударение» (правильно, поставьте ударение в словах: красИвее, сирОты, цемЕнт («Чтобы быстро запомнить: Для строителей в момент, машина привезет цемент»), позвонИт, звонИшь, договОр, досУг, квартАл, начАть, избаловАть).

Игра «Исправь ошибки». («Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь  заместо меня.  Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить,  дожидайся меня. Сначала платье стала (одевать  или надевать), а потом стала сына (одевать  или надевать)»   Правило: Надевать что-то, одевать – кого-то!!!

Игра «Живой кроссворд» (5 чел.) Участники получают по одной букве (С, П, Р, О, Т). По команде ведущего участники команды должны встать, так, чтобы получилось слово:

  • Обозначающее серьезное дело, которым нужно заниматься (спорт)
  • Место, куда возвращаются корабли (порт)
  • Место, где  проверяют документы таможенники или ДПС (пост)
  • Его нельзя выносить из избы (сор)
  • Показатель качества товаров (сорт)
  • Что изменяется в зависимости от возраста ребенка (рост)
  • Легкая женская одежда (топ)
  • Канат который используют при буксировке (трос)
  • Что появляется на теле человека во время жары (пот)
  • Запрещающий знак дорожного движения (стоп).

В завершении своего выступления, хочу  прочесть вам высказывание российского юриста, судьи, оратора и литератора в одном лице  Анатолия Федоровича Кони:

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....

Буклет "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

Цель:  развитие грамотной речи и повыше-ние её культуры в педагогическом коллективе.Культурная речь является обязательным элемен-том общей культуры человека. Не случайно счита...

Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»....

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"....

Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....