Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников
консультация (младшая группа)
Консультация для педагогов ДОУ
Речь педагога, как образец для подражания воспитанников
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_pedagoga_asyamolova_e.a.docx | 29.73 КБ |
rech_pedagoga_kak_obrazets_dlya_podrazhaniya_asyamolova_e.a.pptx | 829.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Речь педагога, как образец для подражания воспитанников
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Уважаемые коллеги - добрый день!
Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как она служит образцом для подражания воспитанников
Речь человека – это его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и подражая, копируют.
Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то можно заметить, что в их интонациях и в словоупотреблении проявляются речевые особенности не только близких людей (папы и мамы), но и языковые особенности воспитателя. То есть ребенок возьмет от Вас не только Ваше языковое богатство, но и недостатки речи.
Когда мы письменно излагаем мысли (готовим выступление на педсовете, консультацию для родителей и т.д.), то в той или иной ситуации у нас возникают сомнения: как сказать правильно, как точнее выразить свою мысль, как избежать ошибок.
Поэтому необходимо заранее подыскивать нужные слова, обдумывать построение фразы, порядок слов. Стараться, чтобы наша мысль выглядела доходчиво и аргументированно, работать над точным выражением мысли.
Что касается устной речи, в разговоре с коллегами, с воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом исключена.
Разговорная речь должна литься свободно, плавно, без пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.
Формула культуры речи:
- Думай, кому говоришь.
- Что говоришь.
- Где говоришь.
- Зачем говоришь.
- Какие из этого будут последствия?
Компоненты профессиональной речи педагога.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Часто мы неправильно используем свои голосовые возможности (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах). Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления тишины довольно прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого, и детей.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.
Темп – придает речи динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно – они не успевают вслушаться в слова и в смысл. Монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя его или убыстряя в зависимости от содержания сказанного.
В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:
Требования к качеству речи педагога ДОУ
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
- Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.
Часто употребляемые слова – паразиты:
«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем», «да не вопрос», «без проблем».
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот», «ёперный театр».
- Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
- Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
- Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:
дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.
а также слов-сокращений: телик, видик, комп.
- Нелитературное произношение слов:
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
скучать за кем-то – скучать по кому-то,
ляжь – ляг,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)
Неправильное использование орфоэпических норм:
тОрты – тортЫ, звОнит – звонИт, свеклА – свЕкла, стакАны – стаканЫ, дОговор – договОр, сЕнсорное – сенсОрное и т.д.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу
Игра «Звуки-словечки», по команде «звуки» участники свободно передвигаются по залу, по команде «слова» объединяются в группы по заданному количеству, игра продолжается несколько раз, оканчивается разделив участников на три команды с равным количеством педагогов.
Теперь каждая команда получает карточку с определение компонента речи и задание в каком стиле, с какой интонацией нужно прочесть. Команда совещается, выбирает чтеца.
Голос – прочтите об этом компоненте в духе русской народной сказки.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
• голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
• педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
• педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
• с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
• голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Дикция – прочтите об этом компоненте как диктор новостного канала
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – расскажите об этом компоненте, как о самом важном и сокровенном секрете на свете.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Итог. Замечательно! Как преображаются скучные деловые тексты, наполненные вашими интонациями, зачитанные в разных стилях, раскрашенные искренними эмоциями.
Ведь именно эмоции окрашивают нашу память, формируют отношения между людьми, взрослыми и малышами, именно эмоциональная речь и чтение навсегда запечатлевается ребенком.
И, поэтому, давайте поиграем!
Игра «Фейерверк фантазии» Каждый участник вытягивает две карточки, на одной записана фраза, а на другой - эмоции, с которыми нужно прочесть эту фразу. Педагоги по очереди озвучивают свои выражения, остальные пытаются отгадать, какие чувства передавал педагог. На экране слайд-подсказка со спектром человеческих эмоций.
Фразы:
- Баран съел барабан
- Не растут на ветке печенье и конфетки
- Мечтает коза летать, как стрекоза
- Летела пони верхом на драконе
- Изящно французы едят арбузы
- Выдры -красотки боятся щекотки
- Рассказывал кот мышам анекдот
- С зайцами белки играют в гляделки
- А у сов нет усов
- Пляшут мошки под звуки гармошки
- Любят вороны с сыром макароны
- Рыжий кот умял бутерброд
- От смеха коала с эвкалипта упала
- Медведи гризли морковку грызли
- Завил лев гриву, чтоб быть красивым
- Быка на карнавале по рогам узнали
- Кроты на грядке играют в прятки
- Журавль с плеером, цапля с веером
- Енот поет, хоть не знает нот
- Вниз головой мартышки читают книжки
- Букашки играют в пятнашки
- Енот - звездочет любит почет
- Не принято у кур делать маникюр
- Лиса в Париже купила лыжи
- Жена у бобра молода и добра
- Ежик елке одолжил иголки
- Хвостом барсук зацепился за сук
Эмоции-состояния-чувства:
- Нежность
- Доброта
- Сочувствие
- Восторг
- Восхищение
- Разочарование
- Тревога
- Трепет
- Любовь
- Злость
- Грусть
- Презрение
- Эйфория
- Заинтересованность
- Пренебрежение
- Радость
- Удивление
- Счастье
- Безмятежность
- Брезгливость
- Тоска
- Страх
- Гнев
- Раздражение
- Ярость
Итог. Эту игру вы можете использовать с детьми среднего и старшего возраста, расширяя речевой и эмоциональный багаж. Со старшими дошкольниками подойдет и наш вариант игры, и возможно модернизировать его, используя игровой кубик, который подскажет с какими чувствами, какую фразу пересказать. Эта игра так же может носить психотерапевтический характер, рассерженному ребенку полезно будет обыграть раздражение или злость, тем самым снизив градус напряжения и т.д.
И снова мы возвращаемся к мысли, что именно выразительная сторона нашей речи, именно игра интонаций, не только обогащает речь ребенка, являясь образцом для ориентирования, но и помогает ребенку разобраться в эмоциях своих и окружающих людей, сказочных персонажей, закладывает основы морально-нравственного воспитания.
Обратная связь «Наоборот».
Сейчас уважаемые коллеги, хотелось бы получить обратную связь, но при высказываниях, мы обычно очень корректны и толерантны. Сегодня предлагаю вариант обратной связи в обратном значении, это позволит нам в очередной раз проявить свои актерские способности. Улыбнуться и дать волю всему спектру эмоций.
Педагоги получают карточку с отзывом и произносят его используя обратную эмоциональную реакцию (хорошие – плохо, плохие - хорошо)
Все было замечательно!
Это было просто ужасно!
Все отлично!
Пусто и неинформативно!
Было скучно!
Лучшие игры в моей жизни!
Было сложно, но интересно.
Уже некуда!
Великолепно!
Худшие 30 минут в моей жизни.
Безобразие, как таких логопедов в д\с держат.
Бесподобно.
Прекрасно.
Очень полезно, буду играть со своими детьми.
Очень талантливо!
Неинтересно и бесперспективно!
Здорово и весело!
Прошло вяло и очень средненько!
Итог. Как мы можем улучшить свою речь.
Чтение книг, пересказ — самый комплексный тренажер для развития собственной речи. Являясь самым главным носителем информации, книги увеличивают эрудицию, развивают память, стимулируют мыслительные процессы, расширяют словарный запас.
Речь необходимо защищать от всякого рода фамильярности, грубости и неоправданной эмоциональности. Простота и краткость речи являются характеристиками хорошо образованного и воспитанного человека. Использование излишне патетичных фраз или неуместно сложной лексики вредит общению. Не стоит излишне увлекаться жестикуляцией.
Когда мы выражаем свои мысли в письменной форме, то стараемся грамотно их формулировать; уделяем внимание подбору слов, конструкции предложений, знакам препинания. Это делает наш язык более гибким и отражается на разговорной речи. Поэтому привычка записывать свои мысли на бумагу содействует развитию грамотной связной речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формула культуры речи: • Думай, кому говоришь. • Что говоришь. • Где говоришь. • Зачем говоришь. • Какие из этого будут последствия?
Компоненты профессиональной речи педагога. Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Часто мы неправильно используем свои голосовые возможности (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах). Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления тишины довольно прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого, и детей.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.
Темп – придает речи динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно – они не успевают вслушаться в слова и в смысл. Монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя его или убыстряя в зависимости от содержания сказанного.
Требования к качеству речи педагога ДОУ Правильность - соответствие речи языковым нормам. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя: 1.Употребление слов-паразитов 2.Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами 3.Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. 4.Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку 5.Нелитературное произношение слов
ИГРЫ
Итог. Как мы можем улучшить свою речь. Чтение книг, пересказ — самый комплексный тренажер для развития собственной речи. Являясь самым главным носителем информации, книги увеличивают эрудицию, развивают память, стимулируют мыслительные процессы, расширяют словарный запас. Речь необходимо защищать от всякого рода фамильярности, грубости и неоправданной эмоциональности. Простота и краткость речи являются характеристиками хорошо образованного и воспитанного человека. Использование излишне патетичных фраз или неуместно сложной лексики вредит общению. Не стоит излишне увлекаться жестикуляцией. Когда мы выражаем свои мысли в письменной форме, то стараемся грамотно их формулировать; уделяем внимание подбору слов, конструкции предложений, знакам препинания. Это делает наш язык более гибким и отражается на разговорной речи. Поэтому привычка записывать свои мысли на бумагу содействует развитию грамотной связной речи .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....
Консультация "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"
Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников. Культурная речь является обязательным эле...
Консультация для педагогов «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».
Консультация для педагогов 3...
Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».
Консультация для педагогов ДОУ«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»....
Консультация для воспитателей "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...
Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...
Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"....