«Формирование гражданской позиции юного патриота у старших дошкольников на примере работы с адвент-календарем «23 февраля»
статья (старшая группа)

Статья из опыта работы воспитателя ДОУ  с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл advent-kalendar.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование гражданской позиции юного патриота у старших дошкольников на примере работы с адвент-календарем «23 февраля».

Проблема:

В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи патриотического воспитания, которые должны решать педагоги

  • Формировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины и России средствами музейной педагогики, физической культуры, полихудожественного пространства;
  • продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России в процессе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
  • создать условия для формирования у дошкольников основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему на основе изучения традиций, культурного наследия большой и малой Родины;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.  Очень важным для формирования патриотизма у детей и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. В своей профессиональной деятельности гражданскую позицию юного патриота у детей было решено формировать с помощью одной из таких интересных форм работы, как адвент-календарь.

В России создание адвент -календарей нельзя назвать традицией, однако в последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку? Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое малыши любят чем-либо структурировать и заполнять. "А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?" "А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил праздник?"… «А сколько до праздника будет прогулок, а сколько книжек перед сном?» А как можно измерить это время в «шоколадках» или маленьких ежедневных сюрпризах или в волшебных историях на ночь? Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать.

Тематика календарей может быть разной, с их помощью   формируются обширные знания о каком-либо событии, празднике, об истории возникновения, о традиции встречи праздникаАдвент-календарь «23 февраля», который мы создали в нашей группе, был посвящен важной дате по формированию гражданской позиции юного патриота у детей. Он содержит задания, которые помогают отсчитывать дни до предстоящего праздника и позволяют привести к полному осмыслению маленькой личностью значимости праздника «День защитника Отечества».

На календаре обозначены 3 красные даты месяца:

- 2 февраля – день победы в Сталинградской битве;

- 5 февраля – день освобождения Старого Оскола;

- 23 февраля – день защитников Отечества.

Начало недели (понедельник) обозначен разноцветным конвертиком, а будничные дни – это конвертики зелёного цвета. Суббота и воскресенье – домики, которые говорят о выходных днях. Названия дней недели и конвертики прикреплены на липучки, что позволяет в дальнейшем менять и использовать календарь на следующий период времени.

Адвент-календарь, приуроченный к Дню защитника Отечества – это в первую очередь игра, которая направлена на формирование гражданской позиции юного патриота, на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.

Адвент-календарь мы разместили в уголке по патриотическому воспитанию, удобном и доступном для всех месте. Каждый ребёнок мог свободно подойти к календарю, рассмотреть его, посчитать дни, оставшиеся до начало итогового спортивного мероприятия, посвященного 23 февраля. Отсчёт дней до праздника происходил со всеми детьми вместе каждое утро. В каждом конвертике заготовлено задание, рассчитанное на один день. Оно записывалось на листочке. Ежедневно, ребята выполняли подготовленные дли них различные задания, перемещая цветочек, как награду за работу на последний лист календаря возле танка, находя соответствующее место.

Примеры заданий в конвертике:

- знакомство с «белгородским Алешей»;

- изготовить  книжки-малышки «Боевая техника», «Военные»;

- разучить гимн нашей страны;

- закрепить знание символики страны, области и нашего города;

- просмотр мультипликационного фильма «Садко»

- лепка русского богатыря;

- изготовить доспехи из бумаги и картона;

- оригами «Самолетик», «Кораблик»;

- изготовить поделки для пап и дедушек;

- дидактическая игра «Собери картинку»;

- слушание рассказов про детей войны;

- разучить стихотворение;

- пальчиковая гимнастика;

- раскрась по номерам;

- лабиринт «Помоги танкисту незаметно добраться до своего танка»;

- участие в акции «Мы вместе» (рисунки);

- эстафеты «Передай секретный пакет», «Проползи через минное поле»;

- «Найди клад» по схеме

- итоговое спортивное мероприятие «Бравые ребята»
Адвент-календарь – отличное развивающее игровое пособие для детей, способное наполнить содержание ребенка, как можно большей информацией о важной дате календаря. При помощи адвент – календаря мы учим детей также лучше запоминать цифры как наглядно, так и в уме, ориентироваться во времени. Ну и, конечно же, при выполнении различных заданий, дети учатся многом другому. Например, в задании изготовить поделку для папы или дедушки, у детей развивается мелкая моторика, творческие способности. При заучивании стихов, песен развиваем речь ребёнка. В каждом задании заложены развивающие, воспитательные задачи, формирующие патриотический настрой воспитанника.

Ценность работы с таким календарем, заключается в том, что можно интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно – эстетическое, речевое и физическое развитие.

Тема 23 февраля в адвент-календаре раскрывается через различные виды деятельности детей: игровую, экспериментальную, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность, изобразительную и трудовую деятельность.

Таким образом, адвент-календарь «23 февраля» помогает решать сразу несколько задач. Дети с удовольствием приходят в детский сад, ждут новые задания.

Выводы:

• У детей сформированы обширные знания о празднике, посвященном Дню защитника Отечества, об истории его возникновения, о традиции празднования;

• Позитивный настрой в преддверии заключительного мероприятия по теме, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;

• Дети проявляют активность, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

• Способны к фантазии, воображению, творчеству, что проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации.

• Воспитанники способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

• Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких событий, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем), пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

Использование адвент-календаря как инструмента по формированию гражданской позиции юного патриота у старших дошкольников позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса. Адвент-календарь служит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его конвертики — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Формирование гражданской позиции у дошкольников

Формирование гражданской позиции у дошкольников...

Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

   Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...

Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...