Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
консультация

Исатова Эльмира Рафаэлевна

Слайд 1 титульник

Слайд 2

Малыш появляется на свет, А мама и папа днем и ночью заботятся о его благополучии. Малыш растет и стает самостоятельнее год от года. И вот наступает время идти в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит- пришла пора познакомится с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребенка избегать  опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение  эти правила формируются в отдельную  дисциплину.

В соответствии с современными психологическими  ориентирами в обучении безопасности в доу , существует множество примеров и возможных приемов, условий для эффективного усвоения воспитанниками соответствующего материала.

Слайд 3

Для создания условий для ознакомления детей с основами безопасности рекомендуется организовать

  1. Воспитательную среду ( создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным и устойчивым к стрессам)
  2. Предметная среда ( в первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности ( это могут быть альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетных игр)аудиокассетами, видеозаписями, художественными произведениями по правилам безопасности; альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками; иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

3       Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Нужно стараться не создавать такие ситуации, где не были отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что – либо воспринять и осознать.

 

 

 

Слайд 4

Важным условием  является наличие в группе различных предметов, которые окружают ребенка в реальном  мире . Они могут быть разнообразны по свойствам, качествам и функциям. Задача педагога  привлечь внимание к  этим предметам , создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда , предмет, станет для каждого отдельного ребенка средством познания  мира . Познание у детей происходит через предметную деятельность ,которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных ощущений. Манипулируя с предметами ребенок, узнает об их свойствах, качествах и функциях  ,безопасности для окружающих.Со временем ребенок начнет самостоятельно начнет выделять опасность в окружающем мире.  Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности является одновременно и условием и средством , обеспечивающим  ребенку активно познавать окружающий мир и самому ставать частью этого мира

Слайд 5

В совместной деятельности взрослого и ребенка должна происходить передача опыта: ребенок должен видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правил безопасного поведения, и в тоже время  он должен учиться избегать этих опасных ситуаций. В деятельности надо научить ребенка сопереживать, проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в опасных ситуациях.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия. В первую очередь это, как говорилось ранее –игра. Она является хорошим диагностическим материалом: в играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить , какие опасности могут подстерегать ребенка дома , на улице и т.д. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу.

Слайд 6

В работе по изучению основ безопасности воспитателю необходимо использовать все виды игр ( словесно-наглядные , настольные, печатные, дидактические, сюжетно –ролевые, театрализованные)

Самым важным при изучении основ безопасности служит социальная действительность. Она воздействует на ребенка и задача взрослого, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир изнутри, помочь найти свое место в нем, быть активным участником

Через продуктивные виды деятельности такие как изо, лепка, конструирование, аппликация , дети отражают окружающий их мир. Например девочка рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом»видит в кошке себя, мальчики рисуя пожарных изображают себя пожарными. . При ознакомление с основами безопасности рекомендуется использовать художественную литературу. Она одновременно является и источником знаний и описанием опыта. Для этого используются произведения различных жанров, стихи , пословицы , поговорки. Иллюстрации тоже являются средством приобщения детей к основам безопасности. Но нельзя забывать что приобрести все знания о безопасности ребенок не может без руководства взрослого человека, который должен организовать общении, вносить коррекцию .   Ребенок наблюдая за действиями взрослых начинает подражать  им , делая попытки повторить за ним, и по мере приобретенных знаний он приобретает и чувство уверенности в знаниях безопасного взаимодействия  с предметами и  это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослого . Процесс  наблюдения у ребенка всегда активен, даже если это внешне выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию и формируют картину мира .

Слайд 7

Прежде  чем  начать изучение с детьми основ безопасности следует соблюсти следующие  принципы

• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

 Слайд 8

В работе  следует использовать  такие методы как

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.        Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

        Составление творческих  рассказов  Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Слайд 9

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог. Также можно организовать сотрудничество с детской библиотекой, школой, музеем.

Слайд 10

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Слайд 11

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.r_.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности Воспитатель : Исатова Э.Р

Слайд 2

Главная цель по воспитанию основ безопасности у детей –дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Слайд 3

Для создания условий для ознакомления детей с основами безопасности рекомендуется организовать -Воспитательную среду -Предметную среду -Духовную среду

Слайд 4

Важным условием является наличие в группе различных предметов, которые окружают ребенка в реальном мире . Они могут быть разнообразны по свойствам, качествам и функциям .

Слайд 5

В совместной деятельности взрослого и ребенка должна происходить передача опыта: ребенок должен видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правил безопасного поведения, и в тоже время он должен учиться избегать этих опасных ситуаций.

Слайд 6

В работе по изучению основ безопасности воспитателю необходимо использовать все виды игр ( словесно-наглядные , настольные, печатные, дидактические, сюжетно –ролевые, театрализованные)

Слайд 7

• Принцип полноты • Принцип систематичности • Принцип условий городской и сельской местности • Принцип возрастной адресованности • Принцип интеграции

Слайд 8

• Метод сравнения • Метод моделирования ситуаций • Экспериментирование и опыты • Составление творческих рассказов

Слайд 9

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог.

Слайд 10

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.

Слайд 11

Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности

Здесь вы можете ознакомиться с опытом работы по программе "Безопасность" Авдеевой, Князевой, Стеркиной....

План работы по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности

В документе указаны основные направления по работе с детьми в разных группах по ознакомлению с основами безопасности  жизнедеятельности...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годомстановится все более очевидной. Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей, буд...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности»

Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информ...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности».

   Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной нео...