Конспект НОД с использованием мульттерапии "Сказ о Петре и Февронии Муромских"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Никифорова Анна Александровна

Мульттерапия – это один из эффективных инновационных методов формирования у детей интереса к истории православия, традициям русского народа. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные  способности  ребенка. Мультипликация - это коллективное творчество,  восстанавливающее когнитивные функции, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное  состояние, что  самым положительным образом действует  на социализацию ребенка. Мультипликация как вид детского современного искусства очень актуален. Любой вид искусства  является  сферой развития культуры человека и кругом освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического.

Также немаловажное значение имеет и то что, семья является для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. И если человек ничего о ней не знает, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание традиций и обычаев русского народа – основное содержание направления нравственного и патриотического воспитания дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мульттерапии «Сказание о Петре и Февронии Муромских»

ФИО автора разработки –

Никифорова Анна Александровна

педагог-психолог МАДОУ детский сад «Солнышко»

Нижегородская область

Дальнеконстантиновский район

р.п. Дальнее Константиново

2022 г.


Пояснительная записка

Цель: формирование интереса к истории православия, традициям русского народа.  

Задачи:

- совершенствовать знания детей о ценностях семьи и семейных традициях;

- развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;

- способствовать формированию гармонически развитой личности;

- закрепить представления детей о создании мультипликационных фильмов;

- создать с детьми мультфильм в технике песочная анимация.

Состав группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы.

Актуальность. Мульттерапия – это один из эффективных инновационных методов формирования у детей интереса к истории православия, традициям русского народа. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные  способности  ребенка. Мультипликация - это коллективное творчество,  восстанавливающее когнитивные функции, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное  состояние, что  самым положительным образом действует  на социализацию ребенка. Мультипликация как вид детского современного искусства очень актуален. Любой вид искусства  является  сферой развития культуры человека и кругом освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического.

Также немаловажное значение имеет и то что, семья является для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. И если человек ничего о ней не знает, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание традиций и обычаев русского народа – основное содержание направления нравственного и патриотического воспитания дошкольников. 

Предварительная работа: разработка конспекта; чтение художественной литературы; изучение иллюстраций из серии «Православные святые»; разучивание русской народной подвижной игры  «Ручеек»; рассматривание фотографий с видами г. Муром; участие в празднике, посвященному «Дню Семьи, Любви и Верности»; проведение занятий направленных на развитие нравственных и эстетических качеств у детей; реализация проекта «Мультстудия «Я познаю мир».

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Место НОД в программе дошкольного образования: непосредственная образовательная деятельность с использованием мульттерапии «Сказание о Петре и Февронии Муромских» разработана в соответствии с реализуемой в ДОУ примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство»  под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

Формы проведения занятия, виды деятельности: тематическое занятие с использованием мульттерапии.

Предполагаемый результат:  Понимание и внесение в повседневную жизнь смыслового содержания понятий базовых ценностей: добро, любовь, взаимопонимание, ответственность, отзывчивость. Формирование у детей элементарных представлений о мультипликации. Овладение навыками общения и коллективного творчества. Пробуждение интереса к истории православия, традициям русского народа.

Ход НОД с использованием мульттерапии:

I этап. Организационный

Приветствие, организационный момент

Приветствие «Рукопожатие»

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения. Искра будет в виде пожатия руки. Рукопожатие будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем. Искорка вернулась ко мне, пройдя всех! Спасибо!

II этап. Мотивационный

Педагог-психолог: Сегодня, ребята, я предлагаю Вам отправиться в путешествие в волшебный мир мультипликации. А как вы думаете, почему я назвала мультипликацию волшебным миром? 

Ответы детей.

Педагог-психолог: Правильно, мир мультипликации волшебный, потому что он сочетает в себе яркие краски и волшебные сказки, веселых героев и захватывающие приключения, целый мир увлекательных историй, новых друзей, невероятных тайн и сногсшибательных открытий.

Педагог-психолог: Так с чего же начинается создание любого мультфильма? 

Ответы детей: начинать нужно с идеи, темы, сюжета, выбора сказки и т.п. Обсуждение этапов создания мультфильма.

Ребус

Педагог-психолог: Правильно, ребята, с обычного чистого листа бумаги, который берет в руки сценарист, кладет перед собой и начинает писать сценарии. Это может быть рассказ, сказка, стихотворение. Мы с вами, ребята, уже снимали мультфильмы и, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, предлагаю отгадать ребус: .

Педагог-психолог: И в старину, и теперь люди мечтают о счастье, о дружной и крепкой семье, о большой любви. Дети, что такое семья?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.

Игра «Семья»

Педагог-психолог: Давайте вспомним всех членов семьи. Называем по очереди и повторяем предыдущее название.

(По принципу игры «Снежный ком»).

Игра «Верно-неверно»

Педагог-психолог: Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки а если не согласны, топайте ногами.

- Семья – это все мои друзья и знакомые.

- Семья – это я.

- Семья – это родные, которые живут рядом.

- Мои родители могут быть младше меня.

- Бабушка – это мама моей мамы.

- Дедушка – это папа моего папы.

- Семья – это люди, которые любят друг друга.

- Бабушка и дедушка – это мои родители.

- Я – дочь мамы и папы.

- Всем людям нужна семья.

Педагог-психолог: Да, я хотела Вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.  

Педагог-психолог: Давайте вспомним, что было на прошлом занятии. Как назывался праздник, который недавно был?

Ответы детей.

Педагог-психолог: 8 июля мы отмечали самый трогательный и светлый праздник – День Любви, Семьи и Верности. Это день памяти православных святых, супругов Петра и Февронии. Они издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Об их жизни народ сложил сказание, которое входит в сокровищницу древнерусской литературы и называется «Сказание о Петре и Февронии».

Педагог-психолог: Ребята, что такое сказание?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Вот о чем кратко в сказании идет речь. 

Давным – давно в городе Муроме жил князь. Звали его Петр. Однажды на город напал страшный змей и захотел погубить землю русскую. Князь со своим войском отправился на сражение. В этой страшной битве князь отрубил змею голову и ядовитая кровь попала ему на кожу. Князь тяжело заболел и никто не мог его вылечить. Только однажды он узнал, что в далекой деревушке живет простая скромная девушка Феврония, она помогала людям – лечила их. Поехал князь к ней. Феврония его вылечила от тяжелой болезни травами и молитвами. Стала Феврония его женой. Они любили и уважали друг друга. Феврония молилась за свою семью. Прожили князь с княгиней в согласии и умерли в один день. Похоронили их в разных местах, а на следующий день они оказались вместе и рядом с ними вырос красивый розовый куст.

Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю Вам снять мультфильм по мотивам «Сказания о Петре и Февронии Муромских» и  приглашаю вас в мультстудию, пришло время оживить наших героев и приступить к съемке.

Педагог-психолог: Закройте на секунду глазки (включается звук волшебства).

Скорей закройте глазки,

Скажу я: раз, два, три.

Очутитесь в мультсказке.

Всем доброго пути!

Открывайте глаза. Вот мы и оказались в мультстудии (дети открывают глаза).

III этап. Практический

Русская народная подвижная игра «Ручеек»

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара происходит через строй играющих и становится впереди (и так далее.)

Игра проводится в быстром темпе.

Педагог-психолог: Ребята для начала нам нужно определиться, в какой анимационной технике будет выполнен наш мультфильм «Сказание о Петре и Февронии Муромских»: объемная пластилиновая анимация, кукольная анимация, техника передвижки, песочная анимация, анимация в технике «Эбру», теневой театр, комбинированная техника.

Ответы детей – выбор техники анимации (песочная анимация).

Педагог-психолог приглашает детей пройти к  театрально-анимационному блоку «Союзмульт- Элти».

Физкультминутка «Нас песок собрал всех в круг…»

Нас песок собрал всех в круг (дети берутся за руки»).

Ты – мой друг, и я – твой друг (поворачивая голову, друг к другу, поджимают руки соседей).

Нарисуем города, реки, моря и поля…(делают «крышу над головой, показывают «волны» обеими руками, разворачивают кисти рук ладонями вверх).

Мы не будем унывать (хлопают в ладошки).

Будем мультик рисовать (поднимают руки вверх). 

Педагог-психолог: Ребята, скажите какие профессии нужны для создания мультфильмов?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Предлагаю выбрать себе роль-профессию в сегодняшней съемке мультфильма, а волшебный мешочек нам в этом поможет. 

В мешочке лежат кубики разных цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Дети вытягивают кубики. Художники-мультипликаторы – дети с желтыми кубиками, режиссеры – дети с красными кубиками, операторы – дети с желтыми кубиками, сценаристы – дети с зелеными кубиками).  

Дети одевают бейджи с профессиями –  художник-мультипликатор, режиссер, оператор, сценарист.

Педагог-психолог: Итак, роли распределили. Художники-мультипликаторы, нарисуйте заставку к нашему мультфильму.

Педагог-психолог: А теперь я приглашаю Вас на съемочную площадку. Я предлагаю Вам выставить каждый кадр нашего мультфильма, отражающий движение персонажей, их мимику, жесты и др. Мы будем фотографировать каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего и планов. Ведь чем большее количество кадров отснято, тем плавнее и правдоподобнее будет мультфильм.

Съемка кадров мультфильма.  

Педагог-психолог: На следующем занятии мы приступим к монтажу мультфильма в компьютерной программе, будем выставлять кадры в строгой последовательности, накладывать звукозапись текста, музыку, титры.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Педагог-психолог: Вот и закончилось наше с вами путешествие в мультстудию – нам пора возвращаться домой. Закройте глазки. Раз, два, три! Ну вот мы и в детском саду.

Звук волшебства.

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что именно запомнилось вам?

Обсуждение прошедшего занятия. Дети делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений.

Упражнение «Ромашки»

Каждому ребенку предлагается выбрать одну ромашку, характеризующих их настроение после проведения занятия:

- желтая – весело, интересно, занимательно;

- красная – трудно, волнительно;

- синяя – безразличие, скука, усталость.

Педагог-психолог: Ребята, предлагаю разместить выбранные ромашки на поляне. Каких ромашек больше, такое общее настроение группы после проведенного занятия.

Психогимнастика  «Ручеек радости»

Звучит спокойная музыка, дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята,  мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

Педагог-психолог: Дети, что мы делаем в конце наших встреч? Прощаемся.  

Вспомните, в начале мы с вами здоровались необычным способом. И попрощаться я предлагаю тоже необычно.

Педагог-психолог:  Давайте возьмемся за руки и попрощаемся.

Мама с папой  - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!

Педагог-психолог: А на память о нашем путешествии я хочу Вам подарить белую ромашку – символ Дня любви, семьи и верности. До свидания!

Звучит песня «Гимн семьи» И. Резника, А. Лунева.


Дидактическое обеспечение

Технологии и методики:

Наглядные: изучение иллюстраций из серии «Православные святые», рассматривание фотографий с видами г. Муром.

Информационно-развивающие: словарная работа, разбор понятий.

Словесные: чтение художественной литературы, «Сказания о Петре и Февронии Муромских»; игра «Семья»; игра «Верно-неверно».

Игровые: русская народная подвижная игра «Ручеек», игра «Семья», игра «Верно-неверно».

Здоровьесберагающие: физкультминутка «Нас песок собрал всех в круг…», психогинастика «Ручеек радости».

Практические: создание мультфильма «Сказание о Петре и Февронии Муромских».

Рефлексивные: упражнение «Ромашки», ритуал прощания.

Дидактическое оснащение и оборудование: иллюстрации из серии «Православные святые», фотографии с видами г. Муром, ребус «7Я», бейджи с профессиями, мешочек, кубики красного, желтого, синего, зеленого цветов, театрально-анимационный блок «Союзмульт-Элти», ромашки разных цветов (желтые, красные, синие), заготовка поляны, белые ромашки из бумаги, музыкальное сопровождение.  

Мотивационно-ориентировочная часть

Игровая мотивация детей на предстоящую деятельность – предложение педагогом-психологом отправиться в путешествие в волшебный мир мультипликации.

Организация детской деятельности

Подгрупповой способ организации детей.

Методы и приемы педагогической деятельности: приветствие, чтение педагогом-психологом «Сказания о Петре и Февронии Муромских»; использование мульттерапии; проведение русской народной подвижной игры «Ручеек», игр «Семья», «Верно-неверно», физкультминутки «Нас песок собрал всех в круг…», рефлексия, ритуал прощания.

Возможные действия педагога в случае, если ему не удаётся достигнуть поставленных целей: чтение дополнительной литературы; просмотр видеофильмов о Петре и Февронии Муромских, истории праздника «День Семьи, Любви и Верности»; организация сотрудничества с Дальнеконстантиновским благочинием; посещение Дальнеконстантиновского краеведческого музея, центра традиционной культуры «Константиново поле»; ответы на вопросы о празднике.

Методы мотивации (стимулирования) познавательной активности в ходе деятельности: использование мульттерапии, проведение игр, физкультминутки, сюрпризный момент – белые ромашки из бумаги.

Рефлексивно-оценочная часть

Обсуждение прошедшего занятия, дети делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений. Оценка настроения и эмоционального состояния воспитанников с помощью ромашек – (желтая – весело, интересно, занимательно; красная – трудно, волнительно; синяя – безразличие, скука, усталость. Демонстрация отснятого мультфильма детям других групп.  

Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобразования РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.  

2. Бабаева Т.А., А.Г. Гогоберидзе Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2014. – 321 с.

3. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2015.- 304 с.

4. Епачинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017.- 80 с.

5. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н.Ю. Куражева. – СПб.: Речь, 2011. – 218 с.

6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильмы своими руками». – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.

8. https://hub.hitplayer.ru/?s=резник%20гимн%20семьи

9. https://power.gybka.com/q/детская+релакс/

10. https://hub.hitplayer.ru/?s=звук%20волшебства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петр и Феврония (день семьи, любви и верности)

7 июля - день семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония - покровители этого праздника. Форма проведения праздника - праздничное мероприятия. Место - детский летний лагерь....

Памятник в городе Сургуте в честь святых благоверных князей Петра и Февронии.

Я очень хочу поделиться с вами радостью! В России стало традицией отмечать праздник – 8 июля День семьи, любви и верности в честь святых Петра и Февронии. Именно сегодня в нашем городе Сургуте на терр...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по нравственному воспитанию на тему: «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы

Цель: Формирование  представления об образцах древнерусской литературы (на примере «Сказание о Петре и Февронии»)...

конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию "СВЯТЫЕ ПЕТР и ФЕВРОНИЯ- покровители семьи".

воспитывать любовь и уважение к своей семье, знакомить с небесными покровителями семьи СВ. Петром и Февроньей....

Занятие в разновозрастной группе «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы»

8 июля, вся Россия отмечает День семьи, любви и верности. В России, как праздник, он был введен совсем недавно – в 2008 году, хотя история этого дня уходит своими корнями глубоко в прошлое...

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)...

Конспект-занятие "Сказание о Петре и Февронии"

                  Конспект-занятие "Сказание Петре и Февронии" в старшей разновозрастной группе детского сада...