Мастер-класс для педагогов "Этносказка как средство нравственного воспитания дошкольников".
консультация

У каждого народа, даже самого малочисленного, есть своя история, культура, традиции, которые передаются из уст в уста через этносказку. В названии приставка «этно» не случайна. Этно – это имеющий отношение к какому-либо народу, его культуре. Именно Этносказка позволяет ребенку раскрыть особенности культуры, истории, традиций каждого народа, окунуться в мир прошлого. Таким образом, решая задачу патриотического воспитания, мы способствуем формированию у детей чувства уважения, любви, толерантности к людям разных национальностей на примере сказочных персонажей, их поступков, их мировоззрений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Мастер-класс для педагогов

«Этносказка - как средство нравственного воспитания дошкольников»

Воспитатель

И.Г.Яншаева

Аша

2022 год

Цель: ознакомление педагогов с приемами работы над этносказкой в патриотическом воспитании дошкольников.

Уважаемые коллеги, внимательно послушайте звучание музыкальных инструментов и назовите, какие это инструменты?

А теперь скажите, в какой нации каждый из этих инструментов является наиболее распространённым?

(Все эти инструменты являются национальными инструментами народов России).

Россия - это уникальная страна, в которой живут рядом люди многих национальностей, каждая из которых обладает своей культурой и неповторимым эпосом.

Целевые ориентиры ФГОС ДО ставят следующие задачи:

- Ребенок должен обладать установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе;

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, и учет этнокультурной ситуации и развития детей.

Лучшим средством приобщения детей к культурным ценностям и истории разных народов является этносказка.

Скажите, коллеги, кто-нибудь знает, что такое этносказка и применяет в своей работе?

Этносказка – это народная сказка, сокровища народной мудрости. Сегодня мой мастер-класс «Этносказка - как средство нравственного воспитания дошкольников».

Задачи этносказки:

- воспитание любви к своей стране, родному краю;

-формирование толерантности, чувства уважения к народам России, их традициям;

-развитие гордости за достижения своей страны;

-расширение представлений о культуре народов России;

 -воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

У каждого народа, даже самого малочисленного, есть своя история, культура, традиции, которые передаются из уст в уста через этносказку. В названии приставка «этно» не случайна. Этно – это имеющий отношение к какому-либо народу, его культуре. Именно Этносказка позволяет ребенку раскрыть особенности культуры, истории, традиций каждого народа, окунуться в мир прошлого. Таким образом, решая задачу патриотического воспитания, мы способствуем формированию у детей чувства уважения, любви, толерантности к людям разных национальностей на примере сказочных персонажей, их поступков, их мировоззрений.

Вопросы аудитории:

1.Как вы считаете, можно ли на примере сказочных героев сформировать у детей нравственно - патриотические чувства?

2. Почему этносказка для детей является эффективным средством патриотического воспитания?

Конечно, ребенок через сказку познает окружающий мир прошлого. Сказка – это то, что мы впитываем в себя с рождения. Она увлекает за собой, питает наше воображение, формирует нравственно-патриотические чувства. Как сказал Алексей Николаевич Толстой, сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

1 этап. 

Выбираем сказку и подбираем соответствующий демонстрационный материал (презентация, иллюстрации, картины). Подбираем музыку того народа, о котором будем говорить.

2 этап.

Читаем сказку, находим важные моменты.

3 этап.

Проведение словарной работы с незнакомыми словами: объяснить значение слова, попросить детей составить с этими словами предложение.

4 этап.

Беседа по содержанию сказки.

5 этап.

Какие эмоции испытывают герои сказки.

6 этап.

Продуктивная деятельность

Сегодня я расскажу и покажу как работать с этносказкой, формируя патриотические чувства у детей, на примере татарской сказки «Три сестры».

Три сестры (татарская сказка)

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

(Обращаем внимание на то, что это очень хорошая женщина, она много трудилась, чтобы у детей всё было)

И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка. (Обращаем внимание на эмоции белочки – она рассердилась) — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой. (Что случилось со старшей сестрой? Почему она превратилась в черепаху? Значит белочка не простая. Если человек не хочет помочь своему родителю, то сама жизнь (судьба) его наказывает)

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука. (Что случилось со второй сестрой? Она пошла помогать больной маме? Что она ответила белочке? Белочка рассердилась на неё? В кого её превратила белочка? Она наказала сестру?)

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. (Как младшая сестра отреагировала на известие о том, что старушка мать тяжело больна? Белочка обрадовалась или рассердилась, что дочь побежала к матери? Она благословила её словами: «Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. Значит Судьба благословляет тех, кто без лишних слов помогает своим родителям, заботится о них).

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.

(Татары с уважением и любовью относятся к пчеле. Ведь пчёлы делают мёд, который очень полезен для человека.  Это насекомое очень трудолюбиво, оно трудится на благо своей большой пчелиной семьи. Пчелосемья едина и сплочённа в своём деле).

 «Жизнь – долг, хотя б она была мгновением». Вот и младшая дочь, исполняя долг перед матерью стала благословенна и сама и её дети, внуки и правнуки.

А сейчас я приглашаю три человека в фокус-группу

Прошу вас сделать разбор этносказок, используя образец.

Сказки для фокус-группы:

1. Башкирская сказка «Егет, звавший на помощь нужду»

Был у одного старика единственный сын, очень, говорят, не любивший утруждать себя: что отец не велит сделать — он только в затылке чешет. Однажды отец сказал ему:

— Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг.

— Там на дороге — яма, как наедешь — арба переворачивается.

Не поеду, — отказался сын.

Отец:

— Коль опрокинется, Нужда тебе поможет. Нужду позовешь.

Поехал сын за кормом. На обратном пути арба в самом деле угодила колесом в яму и застряла. Малай и так и сяк — не может лошадка вытащить воз. Принялся малай кричать:

— Нужда-агай, помоги!

Кричит-надрывается, а Нужда на помощь не идет. Уж и взмолился — нет и нет помощи.

Прошло так часа два. В конце концов выломал малай дрын, сунул под колесо, понукает лошадку, сам арбу сзади толкает. Помаялся изрядно, но вытолкнул все же.

Вернувшись домой, подробно рассказал отцу о приключившемся.

— Как, — говорит, — ни кричал — обещанной тобой помощи от Нужды не дождался.

— Вот это, сынок, как раз и была нужда. Криком до нее не докричишься, но каждый в свой срок с ней спознается, — объяснил отец.

2. Осетинская сказка «Человек и еж»

Некий человек поймал однажды ежа и поместил его в замок. Там ежа содержали в полном довольстве, ухаживали за ним, обходились с ним вежливо.

Так еж прожил в замке значительное время. И вот его спрашивают:

— Ну, еж, как ты себя чувствуешь? Хорошо ли тебе? Что желательно твоему сердцу?

А еж в ответ:

— Ничего мне не надо, кроме одного: возвратите меня под мой куст!

Коллеги, пока работает фокус-группа, предлагаю вам назвать русские народные сказки, которые:

- формируют у детей интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Теремок");

- формируют у детей чувство коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями"), воспитывают дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества (-"Крылатый, мохнатый да масленый", "Жихарка", "Курочка, мышка и тетерев");

- знакомят детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и др.), воспитывают честность, порядочность, гостеприимство ("Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и журавль", "Золотое веретено");

- знакомят детей с яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа ("Каша из топора");

- формируют у детей представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка, учат детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей, воспитывают трудолюбие, смирение ("Хаврошечка", "Снегурочка", "Морозко");

- воспитывают у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту ("Заяц-хваста", "У страха глаза велики");

- учат сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига ("Царевна-лягушка", "Сивка-бурка");

- учат применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях ("Мужик и медведь");

- воспитывают у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего: "Два мороза");

- формируют понятие "единства всех живущих на земле людей", воспитывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев ("Предание о граде Китеже", "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и идолище", "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Алеша Попович", "Алеша Попович и Тугарин Змей").

Сейчас я предоставляю слово фокус-группе.

Свое выступление хочу закончить словами: «Сказка будит и пленяет мечту. Она учит ребёнка мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды". (И.А.Ильин)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...

Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....

Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....

Презентация к мастер-классу для педагогов "Этносказка как средство нравственного воспитания дошкольников"

У каждого народа, даже самого малочисленного, есть своя история, культура, традиции, которые передаются из уст в уста через этносказку. В названии приставка «этно» не случайна. Этно &ndash...

Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...