Мастер-класс для педагогов "Этносказка как средство нравственного воспитания дошкольников".
консультация
У каждого народа, даже самого малочисленного, есть своя история, культура, традиции, которые передаются из уст в уста через этносказку. В названии приставка «этно» не случайна. Этно – это имеющий отношение к какому-либо народу, его культуре. Именно Этносказка позволяет ребенку раскрыть особенности культуры, истории, традиций каждого народа, окунуться в мир прошлого. Таким образом, решая задачу патриотического воспитания, мы способствуем формированию у детей чувства уважения, любви, толерантности к людям разных национальностей на примере сказочных персонажей, их поступков, их мировоззрений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Мастер-класс для педагогов
«Этносказка - как средство нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель
И.Г.Яншаева
Аша
2022 год
Цель: ознакомление педагогов с приемами работы над этносказкой в патриотическом воспитании дошкольников.
Уважаемые коллеги, внимательно послушайте звучание музыкальных инструментов и назовите, какие это инструменты?
А теперь скажите, в какой нации каждый из этих инструментов является наиболее распространённым?
(Все эти инструменты являются национальными инструментами народов России).
Россия - это уникальная страна, в которой живут рядом люди многих национальностей, каждая из которых обладает своей культурой и неповторимым эпосом.
Целевые ориентиры ФГОС ДО ставят следующие задачи:
- Ребенок должен обладать установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, и учет этнокультурной ситуации и развития детей.
Лучшим средством приобщения детей к культурным ценностям и истории разных народов является этносказка.
Скажите, коллеги, кто-нибудь знает, что такое этносказка и применяет в своей работе?
Этносказка – это народная сказка, сокровища народной мудрости. Сегодня мой мастер-класс «Этносказка - как средство нравственного воспитания дошкольников».
Задачи этносказки:
- воспитание любви к своей стране, родному краю;
-формирование толерантности, чувства уважения к народам России, их традициям;
-развитие гордости за достижения своей страны;
-расширение представлений о культуре народов России;
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
У каждого народа, даже самого малочисленного, есть своя история, культура, традиции, которые передаются из уст в уста через этносказку. В названии приставка «этно» не случайна. Этно – это имеющий отношение к какому-либо народу, его культуре. Именно Этносказка позволяет ребенку раскрыть особенности культуры, истории, традиций каждого народа, окунуться в мир прошлого. Таким образом, решая задачу патриотического воспитания, мы способствуем формированию у детей чувства уважения, любви, толерантности к людям разных национальностей на примере сказочных персонажей, их поступков, их мировоззрений.
Вопросы аудитории:
1.Как вы считаете, можно ли на примере сказочных героев сформировать у детей нравственно - патриотические чувства?
2. Почему этносказка для детей является эффективным средством патриотического воспитания?
Конечно, ребенок через сказку познает окружающий мир прошлого. Сказка – это то, что мы впитываем в себя с рождения. Она увлекает за собой, питает наше воображение, формирует нравственно-патриотические чувства. Как сказал Алексей Николаевич Толстой, сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
1 этап.
Выбираем сказку и подбираем соответствующий демонстрационный материал (презентация, иллюстрации, картины). Подбираем музыку того народа, о котором будем говорить.
2 этап.
Читаем сказку, находим важные моменты.
3 этап.
Проведение словарной работы с незнакомыми словами: объяснить значение слова, попросить детей составить с этими словами предложение.
4 этап.
Беседа по содержанию сказки.
5 этап.
Какие эмоции испытывают герои сказки.
6 этап.
Продуктивная деятельность
Сегодня я расскажу и покажу как работать с этносказкой, формируя патриотические чувства у детей, на примере татарской сказки «Три сестры».
Три сестры (татарская сказка)
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.
(Обращаем внимание на то, что это очень хорошая женщина, она много трудилась, чтобы у детей всё было)
И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка. (Обращаем внимание на эмоции белочки – она рассердилась) — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой. (Что случилось со старшей сестрой? Почему она превратилась в черепаху? Значит белочка не простая. Если человек не хочет помочь своему родителю, то сама жизнь (судьба) его наказывает)
Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука. (Что случилось со второй сестрой? Она пошла помогать больной маме? Что она ответила белочке? Белочка рассердилась на неё? В кого её превратила белочка? Она наказала сестру?)
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. (Как младшая сестра отреагировала на известие о том, что старушка мать тяжело больна? Белочка обрадовалась или рассердилась, что дочь побежала к матери? Она благословила её словами: «Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. Значит Судьба благословляет тех, кто без лишних слов помогает своим родителям, заботится о них).
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.
(Татары с уважением и любовью относятся к пчеле. Ведь пчёлы делают мёд, который очень полезен для человека. Это насекомое очень трудолюбиво, оно трудится на благо своей большой пчелиной семьи. Пчелосемья едина и сплочённа в своём деле).
«Жизнь – долг, хотя б она была мгновением». Вот и младшая дочь, исполняя долг перед матерью стала благословенна и сама и её дети, внуки и правнуки.
А сейчас я приглашаю три человека в фокус-группу
Прошу вас сделать разбор этносказок, используя образец.
Сказки для фокус-группы:
1. Башкирская сказка «Егет, звавший на помощь нужду»
Был у одного старика единственный сын, очень, говорят, не любивший утруждать себя: что отец не велит сделать — он только в затылке чешет. Однажды отец сказал ему:
— Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг.
— Там на дороге — яма, как наедешь — арба переворачивается.
Не поеду, — отказался сын.
Отец:
— Коль опрокинется, Нужда тебе поможет. Нужду позовешь.
Поехал сын за кормом. На обратном пути арба в самом деле угодила колесом в яму и застряла. Малай и так и сяк — не может лошадка вытащить воз. Принялся малай кричать:
— Нужда-агай, помоги!
Кричит-надрывается, а Нужда на помощь не идет. Уж и взмолился — нет и нет помощи.
Прошло так часа два. В конце концов выломал малай дрын, сунул под колесо, понукает лошадку, сам арбу сзади толкает. Помаялся изрядно, но вытолкнул все же.
Вернувшись домой, подробно рассказал отцу о приключившемся.
— Как, — говорит, — ни кричал — обещанной тобой помощи от Нужды не дождался.
— Вот это, сынок, как раз и была нужда. Криком до нее не докричишься, но каждый в свой срок с ней спознается, — объяснил отец.
2. Осетинская сказка «Человек и еж»
Некий человек поймал однажды ежа и поместил его в замок. Там ежа содержали в полном довольстве, ухаживали за ним, обходились с ним вежливо.
Так еж прожил в замке значительное время. И вот его спрашивают:
— Ну, еж, как ты себя чувствуешь? Хорошо ли тебе? Что желательно твоему сердцу?
А еж в ответ:
— Ничего мне не надо, кроме одного: возвратите меня под мой куст!
Коллеги, пока работает фокус-группа, предлагаю вам назвать русские народные сказки, которые:
- формируют у детей интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Теремок");
- формируют у детей чувство коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями"), воспитывают дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества (-"Крылатый, мохнатый да масленый", "Жихарка", "Курочка, мышка и тетерев");
- знакомят детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и др.), воспитывают честность, порядочность, гостеприимство ("Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и журавль", "Золотое веретено");
- знакомят детей с яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа ("Каша из топора");
- формируют у детей представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка, учат детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей, воспитывают трудолюбие, смирение ("Хаврошечка", "Снегурочка", "Морозко");
- воспитывают у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту ("Заяц-хваста", "У страха глаза велики");
- учат сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига ("Царевна-лягушка", "Сивка-бурка");
- учат применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях ("Мужик и медведь");
- воспитывают у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего: "Два мороза");
- формируют понятие "единства всех живущих на земле людей", воспитывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев ("Предание о граде Китеже", "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и идолище", "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Алеша Попович", "Алеша Попович и Тугарин Змей").
Сейчас я предоставляю слово фокус-группе.
Свое выступление хочу закончить словами: «Сказка будит и пленяет мечту. Она учит ребёнка мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды". (И.А.Ильин)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...
Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....
Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...
Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....
Презентация к мастер-классу для педагогов "Этносказка как средство нравственного воспитания дошкольников"
У каждого народа, даже самого малочисленного, есть своя история, культура, традиции, которые передаются из уст в уста через этносказку. В названии приставка «этно» не случайна. Этно &ndash...
Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...