Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
консультация
Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания основных требований к организаии развивающей предметно-пространственной среды, а также алгоритма создания ППРС в группах ДОО. Данные методические рекомендации предназначены педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций для создания оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiiya_-_metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_rpps_v_dou.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение
«Кагаöс сöвмöдан шöрин –челядьöс 112 №-а видзанiн» - школаöдз велöдан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара
Методические рекомендации по организации
развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
Составитель:
Торопова С.Ф. –
старший воспитатель
МАДОУ «ЦРР –
детский сад № 112»
Сыктывкар, 2023
«Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара
Авторы – составители:
Торопова С.Ф., старший воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара.
Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды, а также алгоритма создания ППРС в группах ДОО.
Данные методические рекомендации предназначены педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций для создания оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание
- Введение ……………………………………………………………………4
- Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО …………………………………..............5
- Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОО …………….6
- Заключение …………………………………………………………………8
- Список используемой литературы ………………………………...............9
- Введение
Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды, а также алгоритма создания ППРС в группах ДОО.
Данные методические рекомендации предназначены педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций для оптимальной организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада выстраивается в соответствии с программой ДОУ.
Образовательная среда – это совокупность условий, направленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, успешного его в дальнейшем образования.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО (далее РППС) – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.
- Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в ДОО
РППС в ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- вариативной – обеспечивать возможность выбора различных вариантов;
- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования (санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения; правила пожарной безопасности).
- Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОО
- сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей;
- провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОО, определив проблемные области;
- изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы;
- составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей;
- составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон;
- разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами;
- продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Таким образом можно выявить, так называемые, дефицитные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью. Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в ФГОС ДО, но, также, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, то есть ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Пространство группы ДОО организуется в виде разграниченных зон (центров), оснащенных различными развивающими материалами и оборудованием (книгами, играми и игрушками, материалами для творчества и т.д.). В соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности оснащение центров меняется и пополняется необходимыми дидактическими материалами и игровыми пособиями, что предполагает вариативность РППС:
- наличие различных пространств для игр, конструирования, уединения и т. д.;
- периодическая сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для свободного выбора детьми;
- появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При создании РППС необходимо помнить, что:
- среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
- необходимо гибкое и вариативное использование пространства;
- форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возрастные особенности детей;
- элементы декора должны быть легко сменяемы.
- Заключение
Следовательно, данная организация развивающего пространства в группах дошкольной образовательной организации представляет возможность дошкольникам выбрать занятия по интересам и чередовать их в течение дня, а педагогам – эффективно организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями детей в каждом возрастном периоде. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС ДО выстраивается таким образом, чтобы дать возможность более эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и активности.
- Список используемой литературы
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 г.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом пространстве ДОУ. Центр экологии и экспериментирования.
Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации РППС группы (центр экологии, экспериментирования) с учетом рекомендаций ФИРО....