Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Кублова Елена Павловна

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.rek_._k_razv_pr.pr_.srede_.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к организации развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Принципы

Комментарии

Работа над РППС

1. Насыщенности

1. Соответствие объектов среды  возрастным возможностям детей и содержанию программы.

- Подбор  материалов и оборудования  в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем – предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая,

6-7 лет игра с правилами).

2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

- активность в разных видах деятельности, проявление творчества;

-поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

- Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата).

- В группе  имеются награды, подарки,  модели лесенки успеха и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

- В РППС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы), семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

-  Для этого в среде имеются алгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование и др.) для мальчиков и девочек с вариантами  выбора.

- пространство группы: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).

2.Трансформируемости

1. РППС  изменяется:

- в соответствии с  образовательной ситуацией,

- от меняющихся интересов и возможностей детей.

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство  в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны), учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой), для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды (стационарные, меняемые).

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

3.Полифункциональности

1. В РППС объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность;  обеспечивать развитие игровой деятельности,  интеграцию разных видов деятельности.

4. Вариативности

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

3.Объекты среды отражают национально-культурные, климатические  особенности региона.

- РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников,  интересами детей, их социальным опытом.

-  Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы  праздников, 

выставок детского художественного творчества,  празднование знаменательных дат...

- Объекты  отражают культурно-художественные  региональные традиции:  картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах,  о достопримечательностях родного города, об известных людях  и т.п.

- Объекты  отражают 

климатогеографические особенности природы,  труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.). В  группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

5. Доступности

1.Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1);

6. Безопасности

1. Cоответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Игровая и издательская продукция должна быть сертифицирована,  соответствовать требованиям СанПин и др. документов, иметь психолого-педагогическую ценность, см. Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом пространстве ДОУ. Центр экологии и экспериментирования.

Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации РППС группы (центр экологии, экспериментирования) с учетом рекомендаций ФИРО....

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

В данные методические рекомендации включено выборочное аннотонированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, преднозначенных для дете...