Семинар для педагогов «Как воспитать патриотов»
консультация
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
- развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
- формировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре.
- обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospit._patrioty.docx | 186.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 7 имени Д.П. Уланова
Семинар для педагогов
Тема семинара:
«Как воспитать патриотов»
Подготовила:
воспитатель
Смирнова Л.А.
г.о. Химки, 02.02.2023 г.
Цель: обобщить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
- развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
- формировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре.
- обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
Повестка дня:
1. Сообщение «Патриотическое воспитание с малых лет».
2. Развивающая предметно-пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Игра - мозговой штурм «Путешествие в прошлое России».
4. Творческое задание.
Патриотическое воспитание с малых лет
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев
Важнейшей задачей педагога является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Формирование личности ребенка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через приобщение его к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. Материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Нравственно-патриотическое воспитание начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.
Материал для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы: 1. Беседы с детьми о стране, родном городе. 2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей. 3. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, песен, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений. 4. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Формы работы: беседы, экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – НОД (занятие).
Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья;
- Мой детский сад;
- Мой город;
- Моя страна.
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением («День Победы», «День защитника Отечества», «День космонавтики»).
Для более эффективной работы необходимо тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи. Оно выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Насыщение окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В дошкольных группах оборудуются специальные зоны:
- младший возраст: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);
- средний возраст: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);
- старший возраст: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.
В уголках изобразительной деятельности выставляются предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Игра – мозговой штурм «Путешествие в прошлое России»
Предлагаю совершить путешествие в прошлое.
Задание 1. Ответы на вопросы.
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3.Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6.Что такое патриотизм?
(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
10. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» - значит красивая)
11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:
Существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми используют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державы.
Задание 2. Русский народный костюм.
Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
Задание 3. Продолжи пословицу.
Предлагаю вспомнить русские народные пословицы и поговорки.
1. «Вся семья вместе, …» (так и душа на месте)
2. «Нет милее дружка, …» (чем родная матушка)
3. «Когда в семье лад, …»(не нужен и клад)
4. «Семья сильна, …» (когда над ней крыша одна)
5. «Где родился – …» (там и пригодился)
6. «Готовь сани летом, …» (а телегу зимой)
7. «Своя рубашка …» (ближе к телу)
Творческое задание
Уважаемые коллеги! И в завершении нашей встречи я предлагаю вам нарисовать возникающий у Вас образ при слове Родина. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Наш семинар завершился. Коллеги, всем вам желаю успехов в педагогической деятельности по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум по нравственному воспитанию для педагогов по теме: «Как воспитать патриотов? »
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?»....
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
Семинар - практикум для педагогов «Как воспитать патриота»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко отклик...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Как воспитать патриотов»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.О важности приобщения ребенка ...
Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»
Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов» ...
Семинар – практикум «Как воспитать патриотов»
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....