Семинар-практикум для педагогов Тема: «Как воспитать патриотов»
учебно-методический материал
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 453.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное отделение п. Брикет
Семинар-практикум для педагогов
Тема:
«Как воспитать патриотов»
Подготовила: Старший воспитатель Горячкина Л.В.
Январь, 2022г.
Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
3. Сформировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре. 4. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
5. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Повестка дня:
1. Сообщение по теме «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Викторина «Наша Родина – Россия»
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»
Василий Васильевич Зеньковский
Патриотическое воспитание в ДОУ
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
Создание предметной развивающей среды
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В группах могут быть оборудованы специальные зоны:
-для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);
-для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);
-для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.
Хорошо, если в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины,
гражданина России.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. Давайте и мы сейчас их вспомним.
1. «Узнай и назови пословицу по картинке» (показ картинок) 1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте» 3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
2. «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе? (Опечье)
6. Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки)
3. «Русский народный костюм»
1. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом нашего города.
4. «Герб и флаг РФ, г.о. Руза, «Герб родного города» Перед вами изображения различных гербов и флагов. Найдите:
1. Герб РФ. 2. Флаг РФ.
3. Герб г.о. Руза
4. Флаг г.о. Руза
1. Герб РФ: 12 ноября 1472 года в Москве состоялось венчание Ивана III и Софии Палеолог. Именно тогда, желая подчеркнуть родство с византийским императором Константином XI, Иван III велел изобразить на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла - герб Византии. На лицевой стороне находилось изображение всадника, убивающего змея.
Во времена царя Ивана Грозного изображение Георгия Победоносца стали располагать на груди орла, в центре. Позже появились три короны, а после учреждения ордена Андрея Первозванного Петр Iраспорядился добавить в герб цепь как символ ордена. Орел стал черного цвета, а фон - желтого. Летом 1798 года, после сдачи острова Мальта французам, мальтийский орден обратился за защитой к русскому императору Павлу I. Именно это обстоятельство явилось причиной появления в этом же году Мальтийского креста на гербе Российской империи. Окончательный тип герба с золотым двуглавым орлом, державой и скипетром утвердился в 17 веке. Держава символизировала единство и целостность империи, а скипетр – защиту суверенитета.
2. Флаг РФ. Три горизонтальные полосы одинаковой ширины.
Цвета полос: белый, синий, красный.
Значение и история флага России:
В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений.
Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали: белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Другим распространенным толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.
В дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:
белый - цвет свободы; синий - цвет Богородицы;
красный цвет - символ державности.
Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:
белый цвет - символ православной веры; синий цвет - символ царской власти; красный цвет - символ русского народа;
Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».
Утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации". Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.
3. Герб г.о. Руза : представленный традиционным геральдическим щитом, в красном (червленом) поле которого лежат четыре на перекрест положенные серебряных меча, золотыми рукоятями в стороны от центра щита.
За основу данного герба города Руза был взят исторический герб городского поселения, утверждённый 16 марта 1883 года, полное описание исторического герба гласит:
«В червленом щите четыре, на перекрест положенные серебряные меча с золотыми рукоятками, в знак многих сражений, случившихся при сем городе в древние времена».
Цвета, изображенные на гербе, несут в себе следующий смысл:
- Красный цвет — символ мужества, самоотверженности, геройства, храбрости, справедливой борьбы, символ боевых и трудовых достижений местных жителей.
- Золотой — символ богатства, величия, прочности, стабильности и процветания.
- Серебряный символизирует чистоту, мудрость, благородство, совершенство, мир, невинность
4. Флаг г.о. Руза. Флаг утверждён 24 октября 2006 года[ (как флаг муниципального образования Московской области) и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 2652.
Флаг Рузского городского округа разработан на основе герба городского округа.
За основу герба взят исторический герб города Руза, утверждённый 16 (29) марта 1883 года, полное описание исторического герба гласит:
«В червлёном щите четыре, наперекрест положенные серебряные меча с золотыми рукоятками»
В ранее утверждённом гербе Рузы (20 (31) декабря 1781 года) объяснялось присутствие на гербе города мечей:
…в знак многих сражений, случившихся при сём городе в древние времена.
Одно из таких сражений произошло в 1618 году, когда Руза выдержала осаду польско-литовских войск.
Впервые Руза упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1328 году (по другим данным — 1339 году). С 1494 года по 1503 год была самостоятельным удельным княжеством, что нашло отражение в статусной короне городского поселения. С 1504 года Рузское удельное княжество вошло в состав Московского княжества.
И в завершении нашей встречи я предлагаю вам решить кроссворд
.6. Все мы знаем, чтобы сформировать у детей нравственно-патриотические ценности, необходимо воспитание любви к семье и родному краю, к малой Родине.
1. Великая русская река. (Волга)
2. Главный город государства. (Столица)
3. Кирпичная или глинобитная конструкция, используемая для отопления помещения, приготовления пищи. (Печка)
4. Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. (Независимость)
5. Человек, управляющий нашей страной. (Президент)
6. Линия, определяющая пределы государственной территории. (Граница)
7. Символ государственной власти в виде полотнища с особой расцветкой. (Флаг)
Ключевое слово: ОТЧИЗНА
Вот и завершился наш семинар-практикум. Я надеюсь, что все участники семинара обобщили, уточнили и закрепили свои знания по истории нашего города. Город Солнечногорск является маленькой частью нашей огромной Родины, но своими традициями, своей историей, своим трудом он вместе со всеми составляет силу и мощь нашего большого государства. Желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум по нравственному воспитанию для педагогов по теме: «Как воспитать патриотов? »
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?»....
Доклад к педсовету на тему «Как воспитать патриота?»
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направле...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»
План семинара-практикума:1. Актуальность проблемы.2. Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».3. Игра-Викторина «Моя малая Родина».4....
Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»
План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему "Методика решения педагогических ситуаций"
Участвуя в семинаре-практикуме, молодые педагоги учатся решать разные педагогические ситуации с детьми, родителями, коллегами....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...
Семинар-практикум для родителей по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей при формировании звукопроизношения у воспитанников с ТНР».
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.Задачи:активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;обучить...