Методическая разработка: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование
методическая разработка (старшая группа)

Ящишина Елена Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_yashchishina_e.v.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование

Цель: Создать оптимальные условия, способствующие развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности

        детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать условия для организации экспериментальной деятельности

детей.

2. Расширять представления детей об окружающем мире через

знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять и обобщать характерные существенные признаки предметов и явлений.

4. Развивать у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.

5. Обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников по

экспериментально-поисковой деятельности детей.

Гипотеза: если создать        оптимальные условия для организации экспериментальной деятельности, то это будет способствовать повышению познавательной активности детей, что обеспечит дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в образовательный процесс.

(Н.Н. Поддьякова, Г.М. Лямина, А.П. Усова и др.) «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно -исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта».

Сроки работы: 3 года.

Предусмотрены следующие этапы:

I этап (2020-2022) подготовительный (организационный).

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данному направлению.

2. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра науки (экспериментальной деятельности).        <

               3. Подбор диагностического инструментария.

П этап (2012-2013) практический (внедренческий).

1. Создание условий для организации экспериментальной

деятельности.

2. Организация совместной деятельности воспитателя и детей.

3. Взаимодействие с родителями воспитанников в ходе    экспериментальной деятельности.

         Ш этап (2013-2014) аналитический (обобщающий).

       1. Провести анализ полученных результатов.

2. Определить эффективность проведённой работы.

3. Определение перспектив по данной теме.

Критерии ожидаемых результатов:

1. Созданы необходимые условия для формирования познавательных способностей в ходе экспериментальной деятельности.

2. Повышение и расширение уровня осведомлённости детей об окружающем мире.

3. Развитие умений воспитанников наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять и обобщать характерные существенные признаки и явления.

4. Родители принимают активное участие в создании условий для организации опытно - экспериментальной деятельности.

5. Повышение своего профессионального уровня.

Мониторинг реализации проекта:

В целях мониторинга проведена диагностика по изучению развития познавательной активности у детей, предпочтение в видах деятельности.

Содержание мониторингового исследования

Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич).

В диагностике принимало участие 26 детей. Ответы детей на начало и середину             учебного года представлены в таблице (приложение №1).

 Цель: изучение познавательной активности детей (используются словесные                ситуации).

  1. 1.Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него спросил?

2.Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?

3.Ковер самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать?

4.Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?

5.В главной книге страны «Вообразилии» есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги?

6.Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, чтобы ты в таком случае сделал?

             Из ответов выбираются ответы познавательного характера:

Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше

Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов

Низкий уровень познавательной потребности -2 и менее ответов

                      Качественный анализ:

Высокий уровень - стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень - потребность в знаниях есть, но привлекает - только       конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень - дети удовлетворяются односложной информацией. Например, их интересует реальность услышанной, когда - то сказки,

легенды и т.д.

        

После проведённой диагностики на начало учебного года по методике «Древо желаний» (В.С.Юркевич) получили следующие результаты:

Уровни развития

Количество детей

%

Высокий

1

4

Средний

8

31

Низкий

17

65

Вывод: по результатам проведенной диагностики все суждения детей носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. В основном дети дают ответы «потребительского» содержания, например: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. Потребность в знаниях есть, но привлекает только поверхностная информация. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему задаваемого вопроса.

        Рассуждения формальные, ребенок ориентируется только на внешние признаки.

Результаты диагностики на начало учебного года представлены в таблице (приложение №2) и на диаграммах (приложение №3).

После проведённой диагностики на середину учебного года по методике «Древо желаний» (В.С. Юркевич) получили следующие результаты:

Уровень развития

Количество детей

%

Высокий

5

13

Средний

7

29

Низкий

14

58

Вывод: анализ диагностики позволил получить следующие результаты, уровень развития познавательной активности детей повысился в среднем на 25% по сравнению с началом учебного года. В целом у детей появилось стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, а так же умение выделять существенные признаки и связи, наряду с этим появился более углубленный и стойкий исследовательский интерес к окружающему миру.

       Результаты диагностики на середину учебного года представлены в таблице (приложение №4) и на диаграммах (приложение №5).

Результаты сравнительных диагностик на начало и середину учебного года представлены на диаграмме (приложение №6).

        Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики 2021/2022 уч.         года по методике «Древо желаний» (В.С.Юркевич) показал, что в данной возрастной группе уровень познавательной активности соответствует возрастной норме, дети научились пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов, для повышения и активизации познавательной активности необходимо продолжать:

  1. расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  2. способствовать и активно обучать умению задавать вопросы познавательного характера;
  3. умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  4. развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать, выделять и обобщать характерные существенные признаки предметов и явлений;
  5. учить выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты.

Содержание мониторингового исследования

Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова).

Для изучения экспериментальной деятельности детей в группе проведена диагностика по методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова). Принимало участие 26 детей. Ответы детей представлены в таблице (приложение №7).

        Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место        детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности в центрах:

  1. центр игры
  2. центр книги
  3. центр искусства
  4. центр строительства
  5. центр труда
  6. центр науки

        Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно ребенком делается выбор. Выбор фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3,4,5,6.


в

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

После проведённой диагностики на начало учебного года по методике «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности (приложение №8) распределились следующим образом:

Виды деятельности

Количество детей        

%

Центр строительства              

9

35

Центр игры  

7

29

Центр книги    

3

11

Центр искусства

3

11

Центр труда      

3

11

Центр науки                      

1

3

Вывод: анализ проведенной диагностики позволил получить следующие результаты: экспериментирование заняло последнее место, т.к. дети не проявляли интереса к экспериментальной деятельности, а предпочтение отдавали другим видам деятельности. Наблюдения показали проявление у детей пассивности, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы проявлялся мало.

После проведённой диагностики на середину учебного года по методике «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) ответы детей представлены в таблице (приложение №9). Результаты (приложение №10) исследования предпочитаемого детьми вида деятельности распределились следующим образом

 

Виды деятельности

Количество детей        

%

Центр игры              

7

33

Центр науки                      

6

24

Центр строительства  

6

24

Центр книги    

3

7

Центр труда      

2

6

Центр искусства

2

6

Вывод: анализ проведённой диагностики показал следующие результаты, работа по экспериментированию дала положительную динамику и поднялась с 6 места на 2 место, выбор деятельности по экспериментированию увеличился на 21%. Многие дети научились проводить простейшие опыты, исследования объектов живой и неживой природы, делать простейшие умозаключения, выводы, повысилась познавательная активность и интерес к исследованию окружающего мира.

Таким образом, по сравнительному анализу результатов диагностики (приложение №11) 2021 /2022 уч. года по методике «Выбор

деятельности» (Л.Н. Прохорова) можно сделать вывод: в результате проведённых исследований выяснилось, что экспериментирование стало более предпочитаемым видом детской деятельности, чем в начале учебного года. Юные исследователи научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, делать выводы, простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, у них сформировалось стремление к исследованию объектов живой и неживой природы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении....

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...