Рабочая программа Математическое и сенсорное развитие_5-6_лет, 2022 г.
рабочая программа
Рабочая программа Математическое и сенсорное развитие_5-6_лет, 2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematicheskoe_i_sensornoe_razvitie_5-6_let_2022_g.docx | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующей по
совета МАДОУ- детского сада №3 МАДОУ-детскому саду №3
протокол № 1 от «31» августа 2022 г. № 91 от «31» августа 2022 г.
______________Ю.Е.Барсукова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Модуль «Математическое и сенсорное развитие»
(старшая группа, четвертый год обучения)
на 2022 – 2023 учебный год
Разработчики: Филипенко М.М. воспитатель
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | Страницы |
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Планируемые результаты освоения модулей | 3 |
3. Содержание модуля | 3 |
| 4 5 |
образовательной деятельности |
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) по «Математическому и сенсорному развитию» для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Цели: развитие познавательных и творческих способностей детей. Формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности.
Задачи:
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его р•азнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
- Обогащать сенсорный опыт детей.
Планируемые результаты освоения модуля
К шести годам:
- Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20).
- Называть числа в прямом и обратном порядке до10.
- Соотносить цифру и количество предметов.
- Составлять и решать задачу на сложение и вычитание.
- Пользоваться цифрами и математическими знаками.
- Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу.
- Измерять длину предметов.
- Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница).
- Определять временные отношения.
Содержание модуля
Количество и счёт. Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
Величина. Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости. Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как …; столько же,
сколько …), порядка (тяжелый, легче, еще легче…), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
Геометрические фигуры. Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шестиугольник); преобразование фигуры (путём складывания, разрезания, выкладывания из палочек). Освоение рисования в тетради в клетку геометрические фигуры, выкладывание из счётных палочек. Знакомство с геометрической фигурой трапецией.
Ориентировка во времени. Закрепление и углублении представлений о частях суток, временах года, днях недели (понимать вчера, сегодня, завтра), знакомство с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве. Обозначение словами положения предмета относительно себя, других лиц; ориентирование на листе бумаги и в тетради в клетку.
«Календарно-тематическое планирование»
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел «Количество и счёт» | 22 | |
1. | Тема: Числа 1 и 2 и цифры 1 и 2. Соотнесение числа с цифрой и карточкой с кружочками. Цели: Учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний. | 1 |
2. | Тема: Число и цифра 3. Соотнесение числа с цифрой и карточкой с кружочками. Цели: Закрепить знания детей о том, что группа предметов, может состоять из разных частей и предметы отличаются каким-либо признаком (цветом, формой, размером). | 1 |
3. | Тема: Число и цифра 4. Соотнесение числа с цифрой и карточкой с кружочками Счет в пределах 5. Цели: Учить составлять квадрат из счетных палочек. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: слева, справа, сверху, снизу. | 1 |
4. | Тема: Число и цифра 5. Соотнесение числа и цифры. Цели: Учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5. Счет на слух. Закрепить геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, куб, шар, цилиндр. | 1 |
5. | Тема: Упражнять в счете в пределах 5. Познакомить с нулем. Цели: Учить отсчитывать предметы из большего количества в пределах 5 по образцу и заданному числу | 1 |
6. | Тема: Число и цифра 6. Цели: Познакомить с образованием числа и с цифрой 6. Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами. | 1 |
7. | Тема: Число и цифры 1-6. Цели: Учить понимать отношения рядом стоящих чисел (5 меньше 6 на 1; 6 больше 5 на 1). Счет в пределах 6. Учить получать равенства из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. | 1 |
8. | Тема: Число и цифра 7. Цели: Познакомить с образованием числа 7. Учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом. Учить понимать отношения рядом стоящих чисел (7 больше 6 на 1; 6 меньше 7 на 1). | 1 |
9. | Тема: Счет в пределах 7. | 1 |
Цели: Учить понимать отношения рядом стоящих цифр (7 больше 6 на 1; 6 меньше 7 на 1). Счет на слух. | ||
10. | Тема: Число и цифра 8. Цели: Учить соотносить цифру с числом. Счет в пределах 8. Учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить двигаться в заданном направлении, считая количество движений. | 1 |
11. | Тема: Число и цифра 9. Цели: Учить соотносить цифру с числом. Счет в пределах 9. Учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить двигаться в заданном направлении, считая количество движений. | 1 |
12. | Тема: Число и цифра 10. Цели: Учить соотносить цифру с числом. Счет в пределах 10. Учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить двигаться в заданном направлении, считая количество движений. | 1 |
13. | Тема: Состав числа 3. Цели: Познакомить с составом числа 3 из единиц на конкретном материале (3- это 1+1+1). | 1 |
14. | Тема: Состав числа 4. Цели: Состав числа 4 из единиц (4-это 1+1+1+1) | 1 |
15. | Тема: Состав числа 5. Цели: Состав числа 5 из единиц (5-это1+1+1+1+1) | 1 |
16. | Тема: Равенство «=». Цели: Развивать представление о равенстве. Учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета предметов и сравнения численностей групп (Здесь всех предметов по 5; по 8 и т. д.). Познакомить со знаком « = » | 1 |
17. | Тема: Решение примеров. Цели: решать примеры на сложение и вычитание. | |
18. | Тема: Решение задачи на сложение и вычитание. Цели: учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись. | |
19. | Тема: Знак «>; <». Цели: Учить сравнивать рядом стоящие цифру в пределах 5. Познакомить со знаками >; <. | 1 |
20. | Тема: Закрепление знак «>; <»и «=». Цели: Упражнять в сравнении рядом стоящих цифр, уметь пользоваться знаками > ; <; =. | 1 |
21. | Тема: Упражнять в отсчитывании предметов из большего количества в пределах 10 по цифре или образцу. Цели: Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (Опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше, меньше другого, уравнивать неравное число предметов. | 1 |
22. | Тема: «Подбери цифру». Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики. | 1 |
Раздел «Величина» | 3 | |
23. | Тема: Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки. Цели: Увеличение числа на одну единицу. Формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета. | 1 |
24. | Тема: Величина Цели: Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине | 1 |
(ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер. | ||
25. | Тема: Весы Цели: Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки. | 1 |
Раздел «Цвет. Форма» | 1 | |
26. | Тема: Цвет, форма Цели: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности | 1 |
Раздел «Геометрические фигуры» | 6 | |
27. | Тема: Четырехугольник. Цели: Познакомить с признаками четырехугольника. Подвести к пониманию, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками. | 1 |
28. | Тема: Овал. Цели: Познакомить детей с овалом; учить различать круг и овал. Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. | 1 |
29. | Тема: Ромб Цели: Познакомить детей с ромбом. Закрепить известные геометрические фигуры: четырехугольники, круг, овал, треугольник. | 1 |
30. | Тема: Трапеция. Цели: Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией. | 1 |
31. | Тема: Познакомить с календарем. Рассказать о разных видах календарей. Цели: Учить делить квадрат на 4 равные части путем складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей. | 1 |
32. | Тема: Закрепить знания детей о геометрических формах: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, шар, куб, цилиндр. Повторить понятия четырехугольник. Цели: Упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую. Упражнять в составлении предметов равнобедренных треугольников | 1 |
Раздел «Ориентировка в пространстве» | 2 | |
33. | Тема: Ориентировка на листе бумаги Цели: Упражнять в ориентировке на листе бумаги (картинка, на которой дети в парке рассматривают птиц, клюющих зерна в кормушке). Учить задавать вопросы по картине, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между». | 1 |
34. | Тема: Знакомство с понятиями «линия», «линия прямая и кривая Цели: Знакомство с понятиями «линия», «линия прямая и кривая». | 1 |
Раздел «Ориентировка во времени» | 2 | |
35. | Тема: Временные представления о днях недели Цели: Дать представление о том, что 7 дней (суток) составляют неделю, каждый день недели имеет свое название. | 1 |
36. | Тема: Ориентировка во времени Цели: Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели. | 1 |
Всего: | 36 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Технические средства обучения
№ п/п | Наименование | Кол- во |
1. | Ноутбук DEEL | 1 |
2. | Экран IQ Board | 1 |
3. | Проектор EPSON | 1 |
4. | Планшет ( ST – 704 kinds 201309K1588) | 3 |
5. | Колонки CREATIVE | 1 |
6. | Синтезатор | 1 |
7. | Телевизор «HYNDAI» | 1 |
8. | DVD «NASH» | 1 |
9. | Музыкальный центр «SONY» | 1 |
10. | LEGO education (робототехника) | 4 |
11. | Конструктор по образовательной роботехнике FUN&STOPU | 3 |
- Методическое обеспечение
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | «Логические блоки Дьёнеша» | 12 |
2. | «Сложи квадрат» интеллектуальная игра Никитина | 1 |
3. | «Сложи узор» (развивающая игра) | 12 |
4. | «Цветные счётные палочки» обучающее пособие Кюизенер | 12 |
5. | «Геометрические формы в перспективе» | 1 |
6. | Математика. Шаг за шагом. Альбом учебный | 1 |
7. | «Совушки» Счётный материал | 2 |
8. | ЛогоРобот Пчёлка | 2 |
9. | ЛогоРобот Коврик «Космическое путешествие» | 1 |
10. | Готовимся к школе: цифры и счёт. Наглядное дошкольное образование | 1 |
11. | Готовимся к школе: свойства и расположение предметов. Наглядное дошкольное образование | 1 |
12. | Комплект раздаточного материала «Математика» | 1 |
13. | Объёмные геометрические формы | 1 |
14. | Деревянные счёты | 3 |
15. | Циферблат (макет) | 2 |
16. | Игровой комплект «Собираем пазлы по слоям» | 1 |
17. | Лото логическое, математическое | 1 |
18. | «Считай до 100» | 5 |
19. | Геоконт (развивающие игры Воскобовича) | 1 |
20. | «Логика и цифры» (учебно-игровое пособие» | 1 |
21. | Цифры и геометрические фигуры (напольные мягкие пазлы) | 1 |
22. | Мини-лаборатория «Измерения» | 1 |
23. | Весы | 4 |
- Список литературы
- «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Санкт- Петер-бург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
- Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
- Колесникова Е В. Математика для детей 5-6 лет Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Колесникова Е.В. Рабочие тетради, ТЦ Сфера, 2018г
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, Издательство «Учитель» 2017г.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», ТЦ Сфера, 2017
- Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7», Издательство «Учитель» 2017г.
- Никитин Б.П. «Ступеньки» творчества», ТЦ Сфера , 2017
- Минкевич Л.В. «Математика в детском саду старшая группа» МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016
- Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей дошкольного возраста» ТЦ Сфера , 2016
- https://www.maam.ru
- https://infourok.ru
- https://nsportal.ru
- https://dohcolonoc.ru
- www.vospitatel-dou.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы "Сенсорное развитие"
Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств....
Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Матетатическое и сенсорное развитие для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Развивай-ка"
предназначена для работы с детьми раннего возраста...
Рабочая программа по кружку сенсорного развития детей 3-4 лет "Веселые человечки"
Направленность дополнительной образовательной программыОздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно ...
Рабочая программа кружковой работы "Сенсорное развитие"
Сенсорное развитие...