Программа "Я, ты, мы"
план-конспект занятия (средняя группа)

Манухина Елена Анатольевна

Конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_ya-ty-my.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспекты занятий

            по программе

социально-эмоционального

  развития дошкольников

         «Я – ТЫ – МЫ».

  (СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Вводное занятие. «Знакомство».

Цель: познакомиться с детьми; создать эмоционально приятную атмосферу в группе; развивать навыки позитивного поведения; дать каждому ребенку возможность ощутить свою принадлежность в группе, выразить свое настроение.

Материал. Мяч, клубки ниток по количеству детей, «волшебные» очки, большой обруч и несколько маленьких колец (по количеству детей), свеча, костюм сказочного героя «колобок».

Ход занятия.

Дети сидят на стульях в ожидании начала занятия, с песней появляется Колобок.

К. Я от бабушки ушел,

    Я от дедушки ушел,

    Я от зайца ушел,

    И от волка ушел,

    От медведя ушел,

    А от тебя лиса не мудрено уйти!

Прощай, лиса! Эх, и это была не моя сказка! Вот так я заблудился! (Увидал детей.) Ой, здравствуйте, а куда это я попал?

В. Колобок, ты попал в детский сад, в нашу группу, которая называется….

К. А это такая сказка? Что-то не припомню. А какие в ней герои есть? Лиса у вас случайно не водится?

В. Колобок, наша группа называется …., а герои в ней – ребята, и лисы у нас никакой нет.

К. А как же ваших ребят зовут? Давайте познакомимся!

Игра «Давайте познакомимся!» (К. кидает по очереди детям мячик и говорит: - Меня зовут Колобок! А тебя? Ребенок называет свое имя и возвращает мяч К.)

К. А теперь давайте поздороваемся! (К. подходит к первому ребенку пожимает руку и говорит: - Здравствуй (имя); берет за руку и вместе идут к следующему ребенку, образуя цепь из детей).

К. Ребята, у нас получился длинный поезд. Поиграем с вами в игру «Преодолей препятствие». А я посмотрю, какая же вы сплоченная группа…

Паровоз летит вперед.

Что в пути вас дети ждет?

Перешагивай преграды,

Не задень ты их ногой,

И друзья все будут рады,

Как легко играть с тобой.

Вам на пути я буду расставлять преграды, а вы должны будете их преодолеть, не задевая и не расцепляя вагоны. (Под музыку дети паровозиком передвигаются по группе до тех пор, пока не получится круг).

К. (Дети садятся кругом). Ребята, а меня бабушка называла ласково: Колобочек ты мой румяный, ароматный! Вспомните, пожалуйста, как ласково вас называют дома мама и папа! Игра «Волшебный клубок». (К. наматывает на руку веревку, произнося ласково свое имя, и передает веревку ребенку, сидящему рядом, который тоже называет себя ласково и т.д.)

К. Ребята, у нас получился «волшебный круг». Игра «Волшебный круг». Внутри этого круга пространство тоже волшебное. Попадая туда, каждый из вас становится самым замечательным, самым чудесным, милым и он заслуживает комплиментов. Кто из вас хочет услышать про себя добрые слова? Выходите в середину круга. Помогут мне в этом «волшебные очки». А ты должен только сказать: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» (Выходит кто-то из детей и все говорят ему комплименты).

К. А еще у меня для вас есть маленькие колечки – это будут ваши домики, в которых вы живете, посередине положу один большой круг – это ваш детский сад, куда вы приходите играть с друзьями. Каждому я дам по клубочку ниток, чтобы вы проложили дорожки туда, где вам интереснее всего бывать. Это может быть дом вашего друга или детский сад. (Под музыку дети прокладывают дорожки. Когда дорожки проложены, К. выносит горящую свечу и ставит на середину большого круга). Посмотрите, теперь у каждого из вас есть свой дом и много дорожек ведут в общий большой дом, где все могут жить дружно вместе, а свеча согревает наш общий дом. Посмотрите несколько секунд на свечу и подумайте о чем-то хорошем. А теперь закрывайте глаза. (Когда дети откроют глаза, свеча погасла и дети рассказывают, что видели в лучах свечи).

К. Ребята, мне очень понравилось у вас, но мне надо отправляться на поиски своей сказки, напоследок я бы хотел передать вам «Эстафету дружбы». Встаньте кругом и я передаю вам свою дружбу, от меня она пошла к…, от….к…., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, ведь каждый добавил чуточку свой. Пусть она греет вас и не покидает никогда. А теперь последнее волшебство на сегодня. (Снимаю шляпу и представляюсь по-настоящему).

        Раздел 1. «Уверенность в себе».

        Тема 1. Разгляди себя в зеркале.

        Цель: развивать представления о своем внешнем облике.

        Материал: большое зеркало, бумага, цветные карандаши.

        Ход занятия.

        Дети рассаживаются так, чтобы всем было удобно и хорошо видно большое зеркало. Несколько детей подходят к зеркалу, смотрят на свое отражение и по очереди рассказывают о себе. Педагог помогает им вопросами: - Что ты можешь рассказать о своей внешности, прическе, одежде?

        После того, как дети закончат рассказ, другие дети их дополняют. При этом педагог может помочь наводящими вопросами: - Каково различие в росте, телосложении, цвете волос, глаз?

        Педагог предлагает детям нарисовать свои портреты, обращая внимание на цвет глаз, какой нос, рот и пр., но для начала следует размять пальчики: пальчиковая гимнастика:

        Раз, два, три, четыре, пять!

        Вышли пальчики гулять!

        Этот пальчик – гриб нашел,

        Этот пальчик – чистит стол,

        Этот – резал,

        Этот – ел.

        Ну, а этот - лишь глядел!

        Дети рисуют свой портрет. 

        Затем педагог собирает рисунки и предлагает детям устроить выставку работ. Педагог показывает детям рисунки и спрашивает, кто изображен на них, по каким признакам дети узнали своих друзей.

Считалочка:

Ежик, ежик, чудачок!

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать!

В завершение занятия педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Водяной». (Дети встают в круг. Ребенку, исполняющему роль водяного, завязывают глаза. Остальные дети говорят: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Водяной, водяной, утащи меня с собой!» Ведущий должен схватить одного ребенка и на ощупь отгадать, кто это.)

Тема 2. Что между нами общего?

Цель: продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей.

Материал: корзинка, лейка, платки, цветок, парные картинки, микрофон.

Ход занятия.

После приветствия педагог предлагает детям закрепить знания о своем внешнем виде, о внешности других детей.

Игра «Радио». Один из детей, «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка, а остальные угадывают, о ком идет речь.

Затем педагог предлагает детям новую игру, в начале которой надо сказать волшебные слова: «Трик-трак, пусть будет так!» Дети повторяют слова, и появляется корзина с цветком.

Игра «Садовник». С помощью считалочки выбирается «садовник» и два ребенка, которые будут «цветами». «Садовник» ухаживает за «цветами», поливает их, затем закрывает глаза и старается на ощупь узнать ребенка и назвать какой он цветок.

Считалочка:

Плыл по морю чемодан.

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Кто не верит – выйди вон.

Затем дети делятся на пары при помощи «парных картинок». Детям раздаются картинки, они должны найти пару в соответствии с тем, что нарисовано на картинке.

Педагог раздает детям платки, они завязывают глаза и начинают танцевать парами, а педагог меняет пары. Когда замолкает музыка, дети должны отгадать с кем они теперь оказались в паре.

Игра «Найди меня». Ребенок с завязанными глазами выбирает из пяти детей определенного мальчика или девочку.

Тема 3. Представь себя другим.

Цель: учить изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.

Материал: фломастеры, карандаши, костюмы, заготовленные формы масок.

Ход занятия.

Педагог рассказывает детям о предстоящем новогоднем карнавале, подчеркивая, что он будет веселее, если его участники изменят свою внешность. Педагог предлагает детям вспомнить разные способы изменить свою внешность.

Пантомима «Догадайся, кто я». Ребенок в движении изображает кого-либо. Остальные должны догадаться, кто изображен.

Игра в переодевания. Детям предлагаются разные костюмы для переодевания и дальнейшего изображения в образе.

Разукрасим маску. Детям раздаются заготовленные формы масок и предлагается их разукрасить.

Пальчиковая гимнастика:

        Раз, два, три, четыре, пять!

        Вышли пальчики гулять!

        Этот пальчик – гриб нашел,

        Этот пальчик – чистит стол,

        Этот – резал,

        Этот – ел.

        Ну, а этот - лишь глядел!

Тема 4. Твоя любимая еда.

Цель: Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других.

Материал: плакаты с изображением фруктов и овощей, искусственные продукты в корзине, пластилин, кулинарная книга, баночки с разными крупами.

Ход занятия.

Педагог вносит корзину с овощами и фруктами, развешивает плакаты, задает детям вопросы, о том, что они любят поесть. Рассказывает о полезности разных фруктов и овощей.

Расспрашивает педагог, какие каши знают дети, какие любят, какие готовит дома мама.

Дидактическая игра «Узнай по зернышку» (детям предлагается узнать крупы, которые лежат в банках).

Педагог проводит физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Физкультминутки:

Зайцы бегали в лесу (бег на месте),

Повстречали там лису (вилять хвостом),

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки),

Убежали под кусток (сесть на место).

Раз – мы встали, распрямились,

Два – согнулись, наклонились,

Три – руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Пальчиковая гимнастика: (см. тема 3).

Затем педагог предлагает детям слепить их любимые фрукты или овощи и сложить их в маленькую общую корзину корзинку.

Лепка «Мой любимый фрукт и овощ».

Тема 5. Животное, которое тебе нравится.

Цель: продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других детей.

Материал: плакаты с изображениями разных животных, животные-игруши, книги о животных, трафареты, изображающие животных, рисунок мальчика или девочка для каждого ребенка.

Ход занятия.

Педагог беседует с детьми об их любимых животных, которые живут у них дома или о которых они мечтают.

Дети рассматривают плакаты и книги о животных.

Игра «Как надо заботиться». Дети встают в круг, педагог обходит круг и раздает детям фигурки животных, а затем вызывает одного ребенка, который должен рассказать, как надо заботиться о том животном, которое у него в реках.

Пантомима «Догадайся, кто я». Ребенок в движении изображает какое-либо животное. Остальные должны догадаться, кто изображен.

Рисование «Мое любимое животное». Дети разукрашивают подготовленного человечка и подрисовывают ему свое любимое животное.

Тема 6. Твоя любимая игра, игрушка.

Цель: продолжать определять с детьми их предпочтения в играх и игрушках.

Материал: подготовленные заранее конверты, карточки с заданиями.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям взять в группе его самую любимую игрушку и рассказать о ней. А также рассказать о любимой игрушке, которая ждет его дома.

Игра «Экскурсия». Дети проводят экскурсию по «игровым зонам» в группе.

Игра «Фанты». Дети вытягивают фанты с заданиями: изобразить обезьянку, капризного ребенка, рассерженную маму, грозного папу, ворону, кошку, медведя, любимую игрушку, лисичку, зайчика, лягушку, добрую воспитательницу, нянечку за работой, друга, увядший цветок, рыбку, старенькую бабушку, клоуна, жонглера.

Рисование «Письмо Деду Морозу». Детям надо нарисовать игрушку, которую хотели бы попросить у Деда Мороза.

Тема 7. «Красивый – безобразный».

Цель: определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что – безобразным.

Материал: сказки Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок», А. Лопатина, М. Скребцова «Красивое качество», карандаши, платки, бумага, газеты.

Ход занятия.

Дети прослушивают сказку «Гадкий утенок». Педагог предлагает побеседовать на тему: Можно ли считать гадкого утенка безобразным или все-таки он красив, но по-своему. Всегда ли внешне привлекательный человек является добрым и хорошим? А непривлекательный – злой?

Физкультминутка «Мы все красивые».

Дети ходят по кругу и читают стихотворение.

Мы высокими растем,

Как цветочки мы цветем.

          Узнают всегда, везде

          (имя ребенка) по красоте.

Выходит названный ребенок в середину круга и дети дарят ему аплодисменты.

        Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Педагог показывает красную картонную руку – надо кричать, бегать; синюю руку – разговаривать шепотом, медленно передвигаться; желтую – замереть на месте.

        Чтение сказки «Красивое качество». Обсуждение сказки.

        Игра «Прогулка с компасом». Выбираются пары детей. Один в паре – Турист, другой – Компас. Туристу завязывают глаза, а Компас становится сзади, дети должны пройти всю группу, не задевая препятствия, а задания даются только движениями рук (невербальный уровень).

        Игра «Бумажные мячи». Скомкать из газеты бумажные мячи. Разделиться на две команды. По сигналу дети начинают перебрасывать мячи на сторону противника. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше мячей.

        Рисование «Красивые руки». Обрисовать ладони и разукрасить красиво. 

        Пальчиковая гимнастика: «Пять пальцев».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Тема 8. «Обычный – странный».

Цель: развивать представления детей о том, что вкусы и мнения бывают разными.

Материал: карточки для игры, карандаши, бумага.

Ход занятия.

Педагог рассказывает детям историю (см. программу). Обсуждения с детьми странных поступков героев истории.

Физкультминутка «Девочки и мальчики».

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп.

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).

        Словесная игра «Я» или «Не я» (см. программу).

Игра «На кого дует ветер?» Педагог начинает игру словами со слов: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые должны собраться в кучку, «ветер дует на того, у кого есть сестра» и т.д.

Рассказ педагога об этикете разных народов.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Рисование «Смешные человечки». Используя геометрические фигуры надо нарисовать смешных человечков.

        

 

        Раздел 2. «Чувства, желания, взгляды».

        Тема 1. Грусть, радость, спокойствие.

        Цель: познакомить с основными эмоциональными состояниями (грусть, спокойствие, радость) и их внешними проявлениями.

        Материал: С.Маршак «Котята», мешок с разными предметами, картинки с эмоциями, бумага, карандаши.

        Ход занятия.

        Педагог читает детям стихотворение С.Маршака «Котята».

Два маленьких котенка поссорились в углу.    И вымела из кухни дерущихся котят,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу                  Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

Вопрос к детям: - Какое настроение было у хозяйки? Покажите жестами, движениями, мимикой настроение хозяйки.

А дело было ночью, зимою, - в январе.           Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Два маленьких котенка замерзли во дворе.     Носы уткнули в лапы и стали ждать конца.

Вопрос: - Какие чувства вызывают у вас котята? (Жалость, сострадание, хочется плакать, помочь, спасти, согреть).

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.                                 Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?   И оба перед печкой заснули сладким сном,                           Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,                          А вьюга до рассвета шумела за окном.

Инсценировка прочитанного стихотворения: 1) у котят хорошее настроение, они веселятся, но стали шалить; 2) появилась сердитая хозяйка и наказала котят; 3) котятам грустно, обидно, холодно; 4) котята опять в доме, они радостны и спокойны.

Физкультминутка «Девочки и мальчики».

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп.

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).

        Игра «Слово за слово». Педагог называет слова, а дети должны озвучить ассоциации с этими словами (грусть, радость, спокойствие).

        Игра «Отдай честь!» Отдать честь правой рукой, а левую вытянуть и сказать «Во!», затем хлопнуть и поменять руки.

        Игра «Наощупь». В мешок сложить несколько разных предметов, а дети по очереди должны отгадать, что лежит в мешке.

        Массаж «Дождик». Дети садятся кругом и пальцами делают друг другу массаж.

        Рисование «Пиктограммы настроений». Нарисовать настроение котят в разные отрезки стихотворения.

Тема 2. Печаль, горе.

Цель: помочь детям понять причины возникновения грустного настроения (печаль – горе).

Материал: Л.Толстой «Птичка», платок.

Ход занятия.

Педагог читает рассказ Л.Толстого «Птичка». Вопросы к детям: - Зачем мальчик посадил птичку в клетку? Почему она хотела улететь? Что почувствовал мальчик, когда увидел мертвую птичку? Было ли вам когда-нибудь очень грустно? Что помогло вам преодолеть грусть?

Игра «Воздушный шарик». Дети стоят в кругу. Педагог: «Представьте, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и медленно надувайте. Покажите руками, какой становится ваш шарик».

Физкультминутка «Мы все красивые».

Дети ходят по кругу и читают стихотворение.

Мы высокими растем,

Как цветочки мы цветем.

          Узнают всегда, везде

          (имя ребенка) по красоте.

Выходит названный ребенок в середину круга и дети дарят ему аплодисменты.

Игра «Возьми и передай». Дети по кругу передают воображаемые предметы (тяжелый чемодан, мягкую игрушку и пр.).

Игра «Разыгрывание ситуаций». Сюжеты могут придумать сами дети: ребенок гуляет во дворе, и видит незнакомого малыша, который громко плаче; к маме с папой пришли гости, надо показать им свою комнату и пр.

Игра «Не звени тарелками». Надо представить, что в соседней комнате кто-то спит и его нельзя будить. Надо положить одну на другую несколько тарелок.

Игра «Запрещенное движение». Выбирается одно движение (цифра, слово), которое нельзя повторять. Педагог показывает движения, а на запрещенное движение дети должны хлопать.

Игра «Соломинка на ветру». Упражнение выполняется с группой детей 6-7 человек, один ребенок  - «соломинка», встает в круг с завязанными глазами и по команде педагога «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» падает на руки остальным детям, которые плавно покачивают своего друга.

Тема 3. Злость.

Цель: помочь детям понять, что такое злость.

Материал: сказка К. Чуковского «Бармалей», мяч, карточки с эмоциями.

Ход занятия.        

Педагог читает детям сказку К.Чуковского «Бармалей». Вопросы к детям: «Почему Бармалея можно назвать злым?», «Когда люди злятся?», «Какое выражение лица у людей, которые разозлились?».

Педагог демонстрирует детям карточки с изображением «злости».

Инсценировки детьми злых людей. Вопросы к детям: «Что ты чувствовал, когда изображал злость?», «Что можно посоветовать Бармалею, чтобы не быть злым?», «Встречали ли вы злых людей?», «Из-за чего вы можете разозлиться?».

Игра «Волшебные слова». Дети садятся в круг, передают мяч и произносят добрые слова. В заключение педагог делает вывод о том, каждый может разозлиться, когда его обижают. Обидеть можно и в драке, и в ссоре.

Вопросы к детям: «Почему бывают драки и ссоры?»

По крутой тропинке горной шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом

И сказал барашек белый:  "Братец, вот какое дело: Здесь вдвоём нельзя пройти – Ты стоишь мне на пути". 
Чёрный брат ответил: "Ме-е, Ты в своём, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!" 
Помотал один рогами,  Уперся другой ногами…  Как рогами ни крути,  А вдвоём нельзя пройти. 
Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули два барана.

        Вопросы к детям: «Почему бараны утонули?». У них нет речи, они не умеют говорить. А люди? Люди умеют говорить, а договариваться? (не все, не всегда). Что значит договариваться?

1. Уметь выслушать другого.

2. Не обижаться по пустякам, не кричать.

3. Спорить, а не ругаться.

4. Уступить, если не прав.

        Инсценировки детьми людей, готовящихся к драке или поссорившихся.

        Педагог предлагает детям несколько фраз, которые помогут приостановить развитие конфликта: «Подожди, не сердись, давай разберемся», «Что же ты начинаешь сердиться, мы же люди, а не звери, умеем говорить», «Подожди, может, ты прав, давай не будем ругаться, только поговорим».

        Игра «Хор». Дети делятся на группы, каждая получает свой звук для пения. Педагог дирижирует хором.

        Игра «Кулачок». Сжать кулак очень крепко, а потом расслабить руку.

        Игра «Путаница». Дети встают в круг и берутся за руки. Не разжимая рук, начинают запутываться, а водящий распутывает их, также не разжимая рук.

        

Тема 4. Страх.

Цель: разобрать с детьми причины страхов и научить детей справляться со своими страхами.

Материал: рассказ Н.Носова «Живая шляпа», одеяло, запись плавной музыки.

Ход занятия.

Педагог читает рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Вопросы к детям: - Что почувствовали мальчики, когда увидели странную шляпу? Как они себя вели, когда испугались? А вы чего-нибудь боялись в жизни?

Обсуждение с детьми причин возникновения страхов; чего можно бояться, а чего не стоит; почему люди испытывают страхи.

Игра «Пчелка в темноте». Педагог произносит текст: «Пчелка перелетала с цветка на цветок. Когда она прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, пчелка наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Незаметно наступила ночь и лепестки стали закрываться. Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Во время чтения рассказа (наступила ночь) ребенка накрывают одеялом, а когда утро - одеяло убирают.

Игра «Гармоничный танец». Звучит плавная музыка. Дети танцуют парами. Ведущий делает движения, а ведомый (с закрытыми глазами) повторяет движения.

Игра «Я вас запутаю». Педагог произносит фразы, а делает при этом совсем другое.

Игра «Соломинка на ветру». Упражнение выполняется с группой детей 6-7 человек, один ребенок  - «соломинка», встает в круг с завязанными глазами и по команде педагога «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» падает на руки остальным детям, которые плавно покачивают своего друга.

Обсуждение с детьми выражения «У страха глаза велики», как они его понимают. Чтение сказки «У страха глаза велики».

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх! Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: Ох! Медведище меня чуть не задавил! — Внучка плачет: Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! —Курочка на печке кудахчет: Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! — А мышка из-под печки пищит: Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! — А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!» Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Тема 5. Никто меня не любит.

Цель: помочь понять детям, что все без исключения нуждаются в любви и сострадании.

Материал: карточки с эмоциями, большие листы бумаги.

Ход занятия.  

Педагог предлагает детям обсудить две проблемные ситуации, зачитывая начало истории, а конец должны сочинить сами дети.

1. «На прогулке Оля упала с качелей и сильно ударилась головой об асфальт. Девочку отвезли в больницу. Удар был настолько сильный, что ей пришлось делать операцию на голове, пришлось Олины красивые косы обстричь очень коротко. Но прошло время, Оля быстро поправлялась и вскоре она снова отправилась в детский сад. Беспокоило девочку только то, что ребята не захотят с ней играть, ведь у нее теперь не было длинных кос, а  волосы оставались еще очень коротки. Придя в группу…»

2. Семья Ивановых переехала в  просторную квартиру в другом районе города и мальчику Диме пришлось перейти в новый детский сад. Он очень переживал, что там у него не будет друзей. На следующий день мама привела Диму в садик. В группе все дети были заняты своими делами: кто-то рисовал, кто-то играл машинками или куклами, кто-то строил из конструктора башню, воспитательница представила Диму ребятам и …»

Вопросы к детям: - А были ли у вас ситуации, когда вам казалось, что вас никто не любит? Что вы чувствуете, когда вам кажется, что вас никто не любит? Что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя лучше?

Игра «Обезьянки». Один ребенок – посетитель зоопарка, все остальные – обезьянки. Посетитель показывает любые действия, а остальные должны точно повторять.

Игра «Возьми и передай». Дети по кругу передают воображаемые предметы (тяжелый чемодан, мягкую игрушку и пр.).

 Пантомима «Догадайся, кто я». Ребенок в движении изображает какое-либо животное. Остальные должны догадаться, кто изображен.

 Игра «Соломинка на ветру». Упражнение выполняется с группой детей 6-7 человек, один ребенок  - «соломинка», встает в круг с завязанными глазами и по команде педагога «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» падает на руки остальным детям, которые плавно покачивают своего друга.

Коллективное рисование. Дети разбиваются на группы, договариваются в группах о теме рисунка и рисуют вместе общую картинку.

Раздел 3. Социальные навыки.

Тема 1. Друзья.

Цель: развивать представления детей о том, что такое дружба.

Материал: персонажи кукольного спектакля: заяц, лиса, медведь, мышка, бабочка, мяч, платок, плавная музыка.

Ход занятия.

Педагог читает детям стихотворение:

Очень жить на свете туго          Без тебя и твой щенок

Без подруги и без друга             Нестерпимо одинок..

        Педагог спрашивает у детей: - Кто его лучший друг? Почему им хорошо вместе? Все приходят к выводу: друг – это тот, с кем интересно, кто всегда поможет в беде, с кем много общего.

        Педагог показывает детям кукольный спектакль «Лучшие друзья». Затем следует обсуждение  с детьми: - Чем запомнилась сказка?  А вы ссорились когда-нибудь? Какое настроение у вас сейчас?

Игра «Волшебные слова». Дети садятся в круг, передают мяч и произносят добрые слова о своем друге. В заключение педагог делает вывод о том, каждый может разозлиться, когда его обижают. Обидеть можно и в драке, и в ссоре. 

Массаж «Дождик». Дети садятся кругом и пальцами делают друг другу массаж.

Физкультминутка «Мы все красивые».

Дети ходят по кругу и читают стихотворение.

Мы высокими растем,                             Узнают всегда, везде

Как цветочки мы цветем.                        (имя ребенка) по красоте.

          .Выходит названный ребенок в середину круга и дети дарят ему аплодисменты.

Игра «Гармоничный танец». Звучит плавная музыка. Дети танцуют парами. Ведущий делает движения, а ведомый (с закрытыми глазами) повторяет движения.

Игра «Прогулка с компасом». Выбираются пары детей. Один в паре – Турист, другой – Компас. Туристу завязывают глаза, а Компас становится сзади, дети должны пройти всю группу, не задевая препятствия, а задания даются только движениями рук (невербальный уровень).

Игра «Найди меня». Ребенок с завязанными глазами выбирает из пяти детей определенного мальчика или девочку.

Игра «Соломинка на ветру». Упражнение выполняется с группой детей 6-7 человек, один ребенок  - «соломинка», встает в круг с завязанными глазами и по команде педагога «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» падает на руки остальным детям, которые плавно покачивают своего друга.

Тема 2. С кем ты хочешь дружить?

Цель: расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг.

Материал: мешочек с разными предметами, бумага, карандаши, платок.

Ход занятия.

В начале занятия педагог раздает  детям листы с нарисованным в центре кругом и предлагает нарисовать самого себя. Затем педагог просит детей вокруг себя нарисовать столько кружков, сколько у них друзей и подвести к ним стрелки. В кружках педагог предлагает детям нарисовать своих друзей.

Вопросы к детям: - Кто это? Почему ты с ним дружишь? А почему он с тобой дружит? Что чувствует человек, когда с ним никто не дружит? Каким должен быть твой друг?

Игра «На кого дует ветер?» Педагог начинает игру словами со слов: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые должны собраться в кучку, «ветер дует на того, у кого есть сестра» и т.д.

Игра «Возьми и передай». Дети по кругу передают воображаемые предметы (тяжелый чемодан, мягкую игрушку и пр.).

Игра «Хор». Дети делятся на группы, каждая получает свой звук для пения. Педагог дирижирует хором.

        Игра «Кулачок». Сжать кулак очень крепко, а потом расслабить руку.

        Игра «Путаница». Дети встают в круг и берутся за руки. Не разжимая рук, начинают запутываться, а водящий распутывает их, также не разжимая рук.

        Игра «Прогулка с компасом». Выбираются пары детей. Один в паре – Турист, другой – Компас. Туристу завязывают глаза, а Компас становится сзади, дети должны пройти всю группу, не задевая препятствия, а задания даются только движениями рук (невербальный уровень).

Игра «Наощупь». В мешок сложить несколько разных предметов, а дети по очереди должны отгадать, что лежит в мешке.

Игра «Что пропало». Разложить перед детьми насколько предметов, предложить рассмотреть и запомнить, потом убрать один или поменять местами.

Игра «Водяной». Дети встают в круг. Ребенку, исполняющему роль водяного, завязывают глаза. Остальные дети говорят: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Водяной, водяной, утащи меня с собой!» Ведущий должен схватить одного ребенка и на ощупь отгадать, кто это.

Рисование «Красивые руки». Обрисовать ладони и разукрасить красиво. 

 Тема 3. Ссора.

Цель: помочь понять некоторые причины возникновения ссоры.

Материал: куклы: Мишка и Зайка, бумага, карандаши, заготовленный рисунок большого дома.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям посмотреть небольшой кукольный спектакль.

Педагог (за ширмой): Мишка выглядит сердитым.

Мишка: Какой бессовестный, в сад залез, как будто вор!

               Все, поссорился я с кроликом,

               Говорю вам не шутя,

               Он на клумбе, прямо с корнем,

               Розу вырвал у меня!

Педагог (за ширмой): Мишка очень расстроился, ведь он со своим другом – кроликом раньше никогда не ссорился.

Мишка: Как играть мне без него?

               Я считал его товарищем,

               Он же струсил и сбежал,

               Друга взял и обокрал,

               Попросил – я сам бы дал!

Кролик: Мишка, привет! Куда ты спрятался, я целый день тебя ищу?!

Мишка (обиженно): Ишь, смотри какой радостный, я обиды не прощу!

Кролик: Что случилось, объясните,

               Торопился я сюда.

                На меня вы не глядите,

                Что случилась за беда?

Вопросы к детям: Какое настроение было у Мишки? Что его так расстроило? Что будет дальше с друзьями? Смогут ли они помириться? А вы могли бы обидеть своего друга?  Из – за чего у вас случаются ссоры? Как вы обычно миритесь со своими друзьями?

Педагог предлагает несколько вариантов мирилок:

1.Пальчик за пальчик крепко возьмем,

   Раньше дрались, а теперь ни по чем.

2. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь и больше не дерусь,

    Ну, а если подерусь, в грязной луже окажусь.

        3. Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось

                  Нужно просто стать добрей и мириться нам скорей!

Игра «Хор». Дети делятся на группы, каждая получает свой звук для пения. Педагог дирижирует хором.

Игра «Кулачок». Сжать кулак очень крепко, а потом расслабить руку.

Игра «Отдай честь!» Отдать честь правой рукой, а левую вытянуть и сказать «Во!», затем хлопнуть и поменять руки.

Игра «Улей». Дети превращаются в пчел, которые жужжат. При приближении опасности, пчелы жужжат сильнее, при удалении – тише.

Игра «Возьми и передай». Дети по кругу передают воображаемые предметы (тяжелый чемодан, мягкую игрушку и пр.).

Игра «Ролевая гимнастика» (профилактика нарушений стр. 54)

Рисование «Новоселье». Дети рисуют свои портреты  маленьких круглых листочках, а затем «селят» себя в домике, который висит на стене.

Тема 4. Как помириться.

Цель: учить простым способам выхода из конфликта.

Материал: Е.Пермяк «Самое страшное», куклы для инсценировки.

Ход занятия.

Педагог читает рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.  Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!

Вопросы к детям: - Почему с Вовой никто не хотел играть? Почему рассказ называется «Самое страшное». Что бы вы посоветовали Вове?

Физкультминутка.

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп.

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

        Педагог рассказывает детям две истории, о том, что  вчера наблюдала,  как две девочки поссорились из-за куклы; три мальчика поссорились из-за сломанной конструкции из кубиков.

        Игра «Примирение». Предложить детям разыграть ситуацию ссоры, и попытаться помириться. Выработать вместе с детьми приемлемые способы примирения.

Педагог предлагает вспомнить несколько вариантов мирилок:

1.Пальчик за пальчик крепко возьмем,

   Раньше дрались, а теперь ни по чем.

2. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь и больше не дерусь,

    Ну, а если подерусь, в грязной луже окажусь.

        3. Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось

                  Нужно просто стать добрей и мириться нам скорей!

Тема 5. Ласковые слова.

Цель: способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Материал: нитки, Э.Мошковская «Вежливое слово», «волшебные очки», лепестки, цветок, наряд «куклы», пластиковый стаканчик.

Ход занятия.

Педагог читает детям произведение Э.Мошковской «Вежливое слово». Вопросы к детям: - Перечислите все вежливые слова, которые прозвучали в произведении. ( см. РСН стр. 65)

Игра «Волшебный клубок». Педагог наматывает на свою руку нить, произнося ласково свое имя, и передает ее ребенку, сидящему рядом, который тоже называет себя ласково. Вторым кругом дети вспоминают, как их называют ласково родители.

Игра «Волшебный круг». С помощью нити образуется круг, а пространство внутри круга волшебное. Попадая туда, все становятся самыми замечательными и  заслуживают комплиментов. Один из детей встает в круг, а остальные по очереди произносят для него комплименты. Помогут в этом «волшебные очки». Ребенок в круге должен сказать: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

 Игра «Друг к дружке». Приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

        Игра « Передай стаканчик». Стоя в круге, необходимо передать стаканчик разными способами.

         Игра «Атомы». Двигаться по группе хаотично, по сигналу педагога встать друг к другу в том количестве человек, какое число назовет педагог.

Педагог разыгрывает сценку.  Педагог переодевается в «куклу», держит в руках цветок с опавшими листьями  и плачет. Воспитатель должен спросить, что произошло. «Кукла» говорит, что с ее волшебного цветка опали все лепестки, потому что лепестки – это волшебные ласковые слова, а она все эти слова забыла. Воспитатель говорит «кукле», что дети знают много слов-комплиментов. Вместе с детьми они приклеивают к цветку все лепестки, нанося ласковые слова на лепестки.

Игра «Эстафету дружбы». Встать кругом и передать свою дружбу. От педагога она пошла к…, от….к…., и, наконец, снова возвращается к педагогу. «Я чувствую, что дружбы стало больше, ведь каждый добавил чуточку свой. Пусть она греет вас и не покидает никогда».

Тема 6. Что можно делать, а чего нельзя.

           Открытое занятие   «Праздник непослушания».

Цель: помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Ход занятия.

Ведущий: Вы, знаете? Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. Им дают полезные советы: «Умывайтесь по утрам!», им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», они тут же забывают и не здороваются. Ученые посовещались и придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы. Дети делают все наоборот, и получается правильно. Давайте сегодня дома оставим детей без присмотра и разрешим им делать все, что они захотят, и посмотрим, что из этого получится, а они наверно этому очень обрадуются.

В зале: раскладушки, обстановка детской комнаты. Звучит песня «Утро» из мюзикла «Праздник непослушания».

1-й ребенок (шумилкин): Ребята, что случилось? Почему мы сегодня так одеты? Что-то я ничего не пойму?

2-й ребенок (канителька):

Потому, что нынче дети,
Как проснулись на рассвете,
Не поверили глазам,
Пусто в комнатах – нет мам!

3-й ребенок (ябеда):

И куда не загляни,
Вдруг остались мы одни.

Ничего! И мы с усами
Все мы будем делать сами.

4-й ребенок (капризулька):

И никто нас не накажет.
Не заставит кушать кашу.

Одни конфеты будем есть.
Столько, сколько сможет влезть.

1-й ребенок:

И не надо чистить зубы,
И не надо уши мыть,

2-й ребенок:
И не надо спозаранок,
С мамой в детский сад ходить.

3-й ребенок:

Телевизор до утра мы,
Будем каждый день смотреть.

4-й ребенок:
Все мультфильмы, все программы,
А ведь их теперь не счесть!

1-й ребенок: Слушайте, а как же мы проживем без взрослых: без мам, пап, бабушек, дедушек? Что же будем делать?

3-й ребенок:

Ничего проживем и без мам,
Мы уже взрослые.

4-й ребенок:

Не надо никого слушаться!
Да здравствует праздник непослушания!!!

ВСЕ: УРА! УРА! УРА-А-А!!!

Появляется Канителька. (2-й). Зарисовка из песни «День непослушания».

Канителька: Здравствуйте, ребятки!

1-й: Привет! Ты кто?

Канителька:

Я твоя привычка,
Я твоя сестричка,
Ты братишка мой родной,
Повторяй за мной.

Я ваша привычка Канителька. Хотите, я научу вас жить по-канительски?

Успокойся, не спеши,
На кроватке полежи.
Да все делай в канители:
Одевайся еле-еле.
Вот один носок надел,
Отдохнул, посидел.
Смотришь, через час-другой
Ты наденешь и второй.

Хотите, я научу вас умываться по-канительски?

1-й: А как это?

Канителька. Берешь один пальчик, намыливаешь, намыливаешь, смываешь, потом берешь другой и т.д.

И вообще, на моей руке 5 пальцев,

5 хватальцев, 5 держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить

Их не трудно сосчитать,

1, 2, 3, 4, 5!

Игры: 1. Пожалуйста, выполните.

            2. Запрещенное движение.

            3. Море волнуется.

Канителька: Какие вы все ловкие и умелые, и все делаете совсем не по-канительски.

Появляется Ябеда-корябеда(3-й). Зарисовка из песни «День непослушания».

Ябеда (плачет, жалуется).

1-й: Успокойся, не плачь!

Ябеда:

Как мне не плакать?

Я ведь твоя привычка,
Я твоя сестричка,
Ты братишка мой родной,
Повторяй за мной.

А ты знаешь! Вчера вон тот мальчишка мне по уху как заехал! Знаешь, как больно было! А вон та девчонка дергала меня за косичку и куклу свою не давала. А вон те дети… (Ябедничает).

1-й: Да, что ты ко мне привязалась, кто ты такая?

Ябеда: Ну, как же, я твоя привычка – Ябеда-Корябеда .

Игры: 1.  Летает – не летает.      

             2. Я вас запутаю.

             3. Атомы.

Ябеда: Что-то я давно не ябедничала ни на кого, а эти дети так весело играют, а-а-а!

Входит капризулька (4-й). Зарисовка из песни «День непослушания».

Капризулька: Здравствуйте. Ой, как вы мне не нравитесь, какие вы все нарядные. (Капризничает)

1-й: А ты-то кто? И откуда ты здесь взялась?

Капризулька: А как же без меня-то? Разве можно без Капризульки обойтись?

Ведь я твоя привычка,
Я твоя сестричка,
Ты братишка мой родной,
Повторяй за мной.

Я ведь к вам с добрыми советами пришла.

Капризулька:

Очень просто применять 
Капризулькины советы.
Надо целый день кричать:
«Все не так! И все не это!
Не хочу я кашу есть!
Даже не хочу играть!
Буду целый день реветь,
Буду всем надоедать!»

Игры: 1. Поздороваться разными способами.

            2. Кодовое слово.

            3. Передай стакан (разными способами).

Капризулька: Все, не хочу больше играть, не хочу сидеть, хочу капризничать.

1-й: Ребята, как здорово у вас получается играть.

Привычки: Нам тоже понравилось играть, а сейчас мы можем тебе помочь навести порядок.

Все разбрасывают и убегают. Частушки бабок ежек.

Ведущий: Что ты тут натворил, все разбросал?

1-й: Все разбросал? (Удивленно). Это не я, это мои вредные привычки. А еще они оставили мне вредные советы, послушайте их.

1-й:

Если, ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем
Слов «Пожалуйста», «Спасибо»,
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Никому не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

2-й:

Никогда не мойте
Руки, шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет,
К старости сама собою
Облысеет гола.

3-й:

Нет приятнее занятья, 
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно
Тот пускай и не глядит
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

4-й:

Если вас забыли в детском садике,

 Не пришли и не забрали вовремя,

Причешитесь и женитесь быстренько

На одной из ваших воспитательниц

У какой квартира поприличнее

Той и стоит сделать предложение.

Ведущий: Ну, что ж, ваши вредные советы мы послушали.

                   А теперь, возьмитесь смело за уборку в нашем зале.

 Уборка в зале под песню «Веселая уборка» из мюзикла «Праздник непослушания.

Капризулька достает конфетку и начинает есть ее и хвалить.

1-й: Ты где взяла? Мы тоже хотим.

Капризулька: А вон там много!

Дети начинают вместе искать, и находят конфеты.

2-й:

Что-то сласти и конфеты,
Нам порядком надоели
Мы бы каши, мы бы супа
И картошечки поели.

3-й:

Конфет наелись
До отвала мы и вот
У каждого из нас уже
Теперь болит живот.

4-й:

Что же делать? Кто поможет? 
Кто накормит?
Кто уложит?

Кто полечит, кто расчешет
Кто умоет и утешит?

1-й:
Только мамочка, она
Это сделает одна.

2-й:

Мамы утром нас будили,
Помогали одеваться,
Помогали заплетаться
В сад скорее собираться.

3-й:

Мам не стало и теперь мы,
Все одеты неопрятно.
Как стирать? Как штопать, гладить?
Все нам это непонятно.

4-й:

Мам своих мы обижали,
Мам совсем не уважали.
И ушли от нас они,
И остались мы одни.

Ведущий: Ребята, теперь вы понимаете, как нужны и дороги вам мамы. Сколько полезных и добрых дел успевают выполнить их умелые, ласковые руки. Вы согласны?

Дети: Да, да, да.

Ведущий: Будете их слушать и любить?

Дети: Да, да, да!

Ведущий: Ну и на прощанье.

Разрешите вам сказать.

Коли вредные советы соблюдать,

Никогда от мамы похвалы вам не видать,

И придется все детство в углу коротать

И никто конфету не будет давать

В детском саду никто не будет играть

В одиночестве будешь сидеть, горевать.

Вы ведь этого не хотите?

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

А какие же слова

Говорим мы уходя?

Звучит песня «Дорога добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...