«Формирование взаимоотношений между детьми 3 - 4 лет»
консультация

Глушкова Наталия Анатольевна

Нравственное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех отношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте дети учатся общаться между собой, договариваться, их игры развиваются и усложняются. Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными.  Однако вместе с тем, при взаимодействии, как правило, могут возникнуть конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для  воспитателей.

«Формирование взаимоотношений между детьми 3 - 4 лет»

Нравственное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех отношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте дети учатся общаться между собой, договариваться, их игры развиваются и усложняются. Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными.  Однако вместе с тем, при взаимодействии, как правило, могут возникнуть конфликты.

  Причины для таких конфликтов, разные. Одна из них состоит в том, что у ребенка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает например мимолетное желание  забрать игрушку у соседа.  Повод для конфликта есть.  Воспитатель должен ненавязчиво переключить ребенка на любое другое дело (предложить другую игрушку, построить дорогу, мост, гараж и т. д.).

Бывает, что причиной конфликта могут стать более обоснованные желания детей. В процессе возведения постройки или игры ребенку действительно может понадобиться какой-то предмет, который в данный момент с полным правом использует его сверстник. Им обоим нужны именно эта машина, именно эти кубики, именно эта посуда... И из такой ситуации выход есть: научить их дружелюбно выходить из конфликта.

Самый популярный у воспитателей прием «отдай, если вежливо попросят» не стоит рассматривать как единственный и пригодный для всех случаев. Кстати, некоторые дети быстро привыкают использовать этот прием с пользой для себя и в ущерб менее ловким сверстникам. Можно предложить ребенку подождать, пока поиграет товарищ, а потом поменяться игрушками.АЕКМА16+

Помимо таких типичных ситуаций, конфликты возникают и по другим поводам. Воспитатель предложила убрать игрушки на место, так как пора, например, отправляться на прогулку. Одна из девочек настойчиво пытается забрать игрушку у другой, чтобы самой прибрать ее на место.  Другая, с не меньшим упорством, не отдает. Воспитатель, чтобы избежать конфликта, может обратить внимание на то, что еще есть игрушки, которые надо прибрать.

Наконец, длительное совместное пребывание 20-25 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве незначительных бытовых ситуаций.

Существует два подхода к решению этой серьезной проблемы:

  • вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;

  • вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.


Приведем примеры первого подхода.

Ребенок принес в детский сад машинку. Все мальчики сразу захотели играть с ней. Возникла ссора. Воспитатель предложил мальчикам купить себе в магазине машины и из кубиков построить большой гараж для всех машин. Когда все было готово, началась общая игра, в которой уже дети не спорили. 

Дети построили дорогу, которая оказалась такой короткой, что на ней поместилась только часть машин. Возникла ссора: кому ехать? Воспитатель предложил сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями. После этого «водители» мирно и долго ездили по ней.

Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.

Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста:

  1. Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий;
  2.  Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения;
  3.  Возможность включения соответствующих форм поведения в образ - Я ребенка.


Осознание ребенком моральной стороны своих действий.

  Дети четвертого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не о средствах ее достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребенок думает об игрушке и о маме, а не о правах и переживаниях другого.

Оценка поведения ребенка, конечно, обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (игрушка была очень нужна, а приход мамы вызвал искреннюю радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторении ситуации.

Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) воспитатель разыгрывает перед детьми ситуацию, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы и т. п.). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношения игрушечных зайцев непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям. Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребенка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет.16+

 Приведем несколько примеров.

Артем часто ломает постройки других детей, мешает им играть.

Воспитатель показывает такую сценку:

«Хороший» заяц строит дом.

-Построю дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не замочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу. Потом построю кровать...

Появляется «плохой» заяц.
Плохой» заяц. Ты что тут делаешь?
Хороший» заяц. Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить.
Плохой» заяц. Я тут прыгать хочу (ломает дом).
Хороший» заяц (плачет). Я так старался, хотел всех друзей в гости позвать. Ты мог бы рядом попрыгать.

Дети жалеют «хорошего» зайца. Воспитатель помогает восстановить дом. И предлагает помочь в строительстве Артема, задавая вопрос, почему нельзя ломать чужие постройки?

Необходимо подчеркнуть: действия ребенка, которого имитируют персонажи, случаются довольно часто.  Поэтому каждый ребенок самостоятельно оценивает показанную ситуацию. Он видит, как к таким поступкам относятся окружающие, может вместе с ними осудить поведение плохого персонажа и, тем самым, свое.


Воображаемая постановка себя на место другого

.

В процессе работы, можно опирается на такую психологическую особенность детей четвертого года жизни, как умение вообразить себя кем-то другим и, следовательно, увидеть и оценить ситуацию не только со своей точки зрения, но и с точки зрения этого «другого».

В основе предлагаемого педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от его действий.

Андрей на прогулке постоянно давит ногами муравьев. Беседы с ним не дают никакого результата.

Вечером воспитатель предлагает поиграть в «муравьев»: дети - «маленькие муравьи» - будут ползать по «поляне», собирать семена цветов и т. д. Только дети начали ползать, прибегает заяц и говорит, что по лесу ходит злой великан, который давит муравьев ногами. Все начинают прятаться: ползут под стол, под кровати.  Андрей тоже прячется. Великан походил по группе, потопал ногами, удивился, куда делись муравьи, и ушел. Заяц сказал, что опасность миновала и муравьям можно выползать из укрытия. Дети радовались тому, что великан никого не задавил.

Андрей больше муравьев трогать не будет.

Данный прием непригоден для регуляции взаимоотношений между детьми. Ведь ребенок должен поставить себя на место другого ребенка, которого он обидел. Детям четвертого года жизни это еще недоступно. Прием целесообразно использовать, чтобы показать, как от действий детей могут страдать животные, птицы, полезные насекомые, роли которых ребенок принимает охотно и легко «вживается» в них.

Включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

Действия детей четвертого года жизни зависят не только от их непосредственных желаний и стремлений, но и от их представлений о себе самих. На этой психологической особенности дошкольников строится работа воспитателя. 

Какие же представления о себе могут положительно влиять на поведение детей? По нашим наблюдениям, эти представления можно выразить следующим образом: «Я поступаю так» («Я помогаю папе», «Я кормлю птичек» и т. п.).

Самым простым способом включить такие представления о себе в образ-Я ребенка являются слова взрослого, фиксирующие соответствующее поведение детей. Так, если ребенок один раз помог вам убрать игрушки, слова «Витя настоящий помощник, он замечательно убирает игрушки» заостряют его внимание на этом, возможно, случайном поступке, вызывают гордость за него и одобрение своих действий. Витя гордится своим поступком и в следующий раз опять будет стараться помочь.

В то же время положительное отношение к помощи взрослому не препятствует тому, что при отсутствии настроения ребенок может уклониться от дела. Поэтому подобный прием не дает немедленного результата, хотя постепенно меняет детей в лучшую сторону. При его использовании следует иметь в виду еще одно обстоятельство: тот факт, что помочь, это хорошо, вовсе не означает для детей, что отказать в помощи, это плохо. Поэтому наряду с хорошими действиями, которые мы приписываем ребенку, необходимо одновременно сообщать ему и о плохих поступках, которые мы хотели бы предотвратить. Чтобы противопоставление хорошего и плохого было более ярким и эмоциональным, лучше приписывать нежелательные поступки отрицательным персонажам. Они совершают все то плохое, что вы не хотите видеть в детях, а дети становятся их противоположностью - носителями добра.

Воспитатель:

- Сегодня я расскажу вам про детский сад у злого волшебника. Он собрал только злых и плохих детей, и они все время старались сделать что-нибудь плохое: рвали книжки, ломали игрушки, дрались, кидали камни в птиц, пачкали одежду, никогда не просили друг у друга прощения, не говорили «пожалуйста», не здоровались и не помогали товарищам.

Как вы думаете, у нас такой же детский сад?

Дети (хором). Нет!

Воспитатель. Какие дети в нашем детском саду?

Дети (хором). Хорошие.

Через четыре дня воспитатель перед прогулкой в раздевалке обращается к детям.

Воспитатель. Помните, я вам рассказывала про детский сад у злого волшебника. Знаете, что там случилось? Дети играли, потом бросили все игрушки и убежали гулять. А игрушки лежали и тихо плакали. Вы так поступаете?

Дети. Нет, не поступаем.

Воспитатель. Да, вы так не делаете. Давайте зайдем в группу и еще раз посмотрим, все ли игрушки на месте.

Дети вернулись в группу, посмотрели по сторонам, положили все игрушки на место и сказали: «Мы так не делаем! Так делают только плохие дети в плохом детском саду».

С помощью этого приема вы решаете несколько задач.

Во-первых, фиксируете в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо. Причем фиксируете не в безличной форме («Драться из-за игрушек плохо»), а достоверно описываете как хорошие, так и плохие поступки. Например, выразительно рассказываете, как воспитанники злого волшебника ссорятся, как они кричат: «Моя кукла!», «Нет, моя!», «Отдай!», «Не отдам!», вырывают куклу друг у друга, отрывают у нее руку, как кукла плачет. Затем так же подробно рассказываете, что дети в нашей группе ведут себя совсем по-другому - они говорят: «Дай мне, пожалуйста, поиграть» или: «Давай играть вместе»; не дерутся из-за игрушек, решают все мирно: «Возьми, а потом дай мне» или: «Я немного поиграю и дам тебе». Показывая одновременно плохие поступки, приписываемые персонажам, и хорошие, приписываемые самим детям,
вы побуждаете их самостоятельно решить, какие они - плохие или хорошие.

Во-вторых, говоря: «Наши дети хорошие», вы показываете, в чем это проявляется, и включаете это хорошее в представления детей о себе.

В-третьих, вы не осуждаете детей. Ведь когда они «борются» за куклу или машинку, то думают только об этой игрушке. Они далеки от мыслей, хорошо это или плохо. Прямая критическая оценка воспринимается детьми главным образом как недовольство взрослого.

Использование названных приемов постепенно сказывается на поведении детей. Об этом говорит не только уменьшение числа конфликтов и возникновение дружелюбной атмосферы, но и реакция детей на негативное поведение сверстников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование положительных взаимоотношений между детьми"

Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от о...

Консультация для воспитателей в средней группе «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет»

Консультация для воспитателей в средней группе «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет»...

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет»

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет»...

Возможности использования кукольного театра «би-ба-бо» для формирования взаимоотношений между детьми подготовительной к школе группы.

Через театрализованные игры у детей формируется опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения необходимо исходить  из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную напр...

Рекомендации для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

 Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. со сверстниками в группе детского сада, — важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка.   От того, какими будут э...

Консультация для воспитателей:"Формирование взаимоотношений между детьми"

Моральное развитие детей четвёртого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений,которые складываются между ними в группе.В этом возрасте обогощается общение детей между собой,развиваются ...

Консультация для воспитателей " Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет"

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...