Консультация для педагогов ДОУ «Игровые приемы, нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по изодеятельности»
консультация (средняя группа)

Фоменко Марина Александровна
 
 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Баганский детский сад № 2 «Солнышко»

 
 
 
 
 
Консультация для педагогов ДОУ
«Игровые приемы, нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по изодеятельности»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Воспитатель средней группы «Звёздочки»

МКДОУ «Баганский  детский сад»

№ 2 «Солнышко»  Фоменко М.А

2023 год

 
 
 
 
 
 
 
 
В содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста входит обучение их рисованию, лепке, аппликации, конструированию. По мнению Т.С. Комаровой, и др., детские рисунки, аппликации, вылепленные изделия нельзя считать произведениями искусства, так как они не обладают объективной значимостью и не представляют собой объективной ценности. Применительно к детям дошкольного возраста уместно употребление термина «изобразительная деятельность». Обучение детей различным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, создание аппликаций, конструирование) должно быть не самоцелью, а средством развития личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. 
И.А. Лыкова отмечает, что изобразительная деятельность способствует формированию творческой и исследовательской активности ребенка. Если взрослый не будет поддерживать и развивать данные виды активности, в том числе, в изобразительной деятельности, есть вероятность их угасания. В процессе создания продукта изобразительной деятельности развивается мелкая моторика кистей рук ребенка, что положительно сказывается и на интеллектуальном развитии. 
Е.В. Горбатова указывает на то, что изобразительная деятельность является действенным средством развития воображения благодаря своему преобразующему и созидательному характеру. 
В педагогической науке имеются исследования, посвященные различным аспектам проблемы формирования изобразительной деятельности ребенка. Так Т.С. Комарова считает, что основная цель обучения рисованию в дошкольном учреждении — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных представлений. Для того чтобы ребенок научился изображать предметы и явления, необходимо, с одной стороны, учить анализировать увиденное, обследовать предметы, выделять их особенности (цвет, форма, пропорции), с другой стороны, обучать техническим приемам создания рисунка. И.А. Лыкова рекомендует знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показывать малышу, что следы на бумаге могут оставлять помимо карандаша и другие предметы (кисточка, ватная палочка или пальчик, если их окунуть в краску). 
Также следует постепенно показывать новые способы изображения: вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Обязательно обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла — все небо закрыла, дождик кап-кап — лужа, травка-муравка, дорожки — по ним ножки бегут — топ-топ-топ и т. д. 
По мнению М. В. Ермолаевой, изобразительная деятельность ребенка (как и другие продуктивные виды деятельности) генетически связана с игрой. Большое значение игровой деятельности для развития ребенка раннего и дошкольного возраста отмечали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др. В игре раскрываются потенциальные способности ребенка, формируются ценностные ориентации, потребности и мотивы, различные умения и навыки. Источник, питающий игру, — взаимоотношения ребенка с окружающим миром — миром вещей, предметов и миром человеческих отношений. Как указывает С.Л. Рубинштейн, развитие ребенка в игре прямо или косвенно обеспечивает взрослый: либо, выступая объектом для наблюдения (малыш печет пирожки из песка, подражая выпечке пирожков матерью), либо специально создавая игры, которые бы «стали для него (ребенка) подготовкой к жизни, первой школой его ранних и детских лет, средством его воспитания и обучения». 
Тесную связь игры с изобразительной деятельностью отмечает Т.С. Комарова. По ее мнению, различные виды игр — сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, подвижные таят в себе огромные возможности для обогащения детского творчества, в том числе, изобразительного. Для сюжетно-ролевых игр можно нарисовать или вылепить угощения для кукол, фрукты, овощи и др. В свою очередь впечатления, полученные в процессе сюжетно-ролевой игры, можно отразить в продукте изобразительной деятельности, создать рисунок на тему подвижной игры. 
Е.В. Соловьева и С.Г. Якобсон считают, что в развитии изобразительной деятельности игра используется для решения двух основных задач: заинтересовать ребенка названным видом деятельности и обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре. Авторы выступают с критикой традиционной методики обучения детей рисованию. По их мнению, задания, предлагаемые детям, недостаточно мотивированы. Ребенку может быть непонятно, для чего (кого) нужно изображать дождик, баранки, или «зажигать огоньки», а деятельность, лишенная смысла, не может быть успешной. Разрешение данной проблемы авторы видят в совмещении изобразительной деятельности и сюжетно-ролевой игры
Одним из средств развития интереса к изобразительной деятельности являются и  нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования – это «способы использования тех или иных материалов, инструментов и приспособлений в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями, совокупность приемов применяемых в рисовании, а также умение использовать художественные возможности этих материалов». 
Нетрадиционное рисование предусматривает рисование разными, необычными «инструментами». Это могут быть, например, пальцы рук, сами руки, стопы ног, штампики разной формы, поролон, воск, нитки, клей, щётки и многое другое. Поэтому в нетрадиционном рисовании дети осваивают разные способы действий работы с разными материалами и инструментами.
По мнению Г.Н. Давыдовой, используя нетрадиционные техники рисования, ребенок учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности.
Однако, в отличие от традиционного рисования, у него формируются новые, оригинальные образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. нетрадиционное рисование выступает своеобразным способом познания действительности».
Нетрадиционные техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности, прежде всего благодаря своей занимательности.
Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, который способствует развитию творчества детей.
Цель использования нетрадиционных техник рисования – «создать у детей устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе».
При этом изобразительный материал может быть одним и тем же – например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.
Важно, чтобы педагог сам хорошо владел различными техниками нетрадиционного рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности педагог  может применять следующие виды  игровых приемов:
- обыгрывание предметов, игрушек,  картин.
Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)
При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию  и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой).
Этот прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему миру и доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его, в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. 
Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения, объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему желанию.
Например: появляется Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой город красивый и интересный. Ему пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Педагог советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом рассказывают Буратино о городе.
Игра «Чудесный комочек».
Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся, грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется, внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»
Игра «Сюрприз».
Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка, не открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная, газетная, гофрированная и т.д.)
Игра «Волшебные краски».
Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим. Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.
- обыгрывание выполненного изображения;
Это прием применяется  в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет.  Содержание игровых действий зависит от изображения. 
Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.
Например, слепили дети Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка? Серия подобных вопросов с ответами детей дают педагогу представление о том, довольны ли дети результатами своего труда и занятием в целом.
Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка элементами аппликации. Например, дети нарисовали дождик, дополнили аппликацией «тучка», нарисовали «волны на море» - приклеили кораблик.
Ещё один пример. На занятии нарисовали светофор. В конце занятия целесообразно провести игру «Светофор». Условия игры такие. Педагог называет цвета светофора, дети выполняют определённое движение. «Красный» - стоим на месте, «жёлтый» - прикладываем ладошку «козырьком» ко лбу, выполняем повороты корпуса влево - вправо с наклонами, «зелёный» - ходьба на месте. Для усложнения игры ускоряем темп и меняем очередность названия цветов.
- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения;
Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также  разнообразны. Они могут быть выражены словом.
Например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки, рукавичек, шарфа?» тем самым подсказывая ребенку возможность развития более выразительного рисунка.
Или «Замерзает девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращает внимание на неровное закрашивание)
Или «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»
Или «Лисичка-сестричка весело каталась на автобусе, но огорчилась, что шубку измарала, что в автобусе темно, нет окон.
Таким образом, он ненавязчиво  подсказывает  возможность выполнения рисунка и свидетельствует о затруднениях у детей.
-  игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.
В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Дети в роли художников рисуют  иллюстрации к одной сказке. При выполнении  взятой на себя роли, ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.
Например: дети-художники могут нарисовать по сказкам афиши, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узорами силуэты блузок, юбок, платьев, а затем продают изделия в магазине «Одежда».
Например, Игра «Художник пошёл в магазин» педагог раскладывает на столе различные предметы: инструменты, игрушки, принадлежности для рисования: фломастеры, карандаши, ручки, краски, кисти, альбом и т. д
Детям предлагается роль художника. Художник идет в магазин и «покупает предметы», которые нужны для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать.
Другой вариант этой игры – с использованием загадок о принадлежностях для рисования
- Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы (краски)
 
- Если ей работу дашь
Зря трудился карандаш (стирательная резинка)
 
- Нарисую, что хочу.
Только носик подточу (карандаш)
 
- Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
Довольно водит по страничке (кисть)
 
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация. Эти занятия дарят детям радость познания, творчества и как вид художественной деятельности носят эмоциональный, творческий характер.
Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Консультация для педагогов ДОУ

«Игровые приемы, нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по изодеятельности»

Выполнила:

Воспитатель средней группы «Звёздочки»

МКДОУ «Баганский  детский сад»

№ 2 «Солнышко»  Фоменко М.А

2023 год

В содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста входит обучение их рисованию, лепке, аппликации, конструированию. По мнению Т.С. Комаровой, и др., детские рисунки, аппликации, вылепленные изделия нельзя считать произведениями искусства, так как они не обладают объективной значимостью и не представляют собой объективной ценности. Применительно к детям дошкольного возраста уместно употребление термина «изобразительная деятельность». Обучение детей различным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, создание аппликаций, конструирование) должно быть не самоцелью, а средством развития личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус.

И.А. Лыкова отмечает, что изобразительная деятельность способствует формированию творческой и исследовательской активности ребенка. Если взрослый не будет поддерживать и развивать данные виды активности, в том числе, в изобразительной деятельности, есть вероятность их угасания. В процессе создания продукта изобразительной деятельности развивается мелкая моторика кистей рук ребенка, что положительно сказывается и на интеллектуальном развитии.

Е.В. Горбатова указывает на то, что изобразительная деятельность является действенным средством развития воображения благодаря своему преобразующему и созидательному характеру.

В педагогической науке имеются исследования, посвященные различным аспектам проблемы формирования изобразительной деятельности ребенка. Так Т.С. Комарова считает, что основная цель обучения рисованию в дошкольном учреждении — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных представлений. Для того чтобы ребенок научился изображать предметы и явления, необходимо, с одной стороны, учить анализировать увиденное, обследовать предметы, выделять их особенности (цвет, форма, пропорции), с другой стороны, обучать техническим приемам создания рисунка. И.А. Лыкова рекомендует знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показывать малышу, что следы на бумаге могут оставлять помимо карандаша и другие предметы (кисточка, ватная палочка или пальчик, если их окунуть в краску).

Также следует постепенно показывать новые способы изображения: вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Обязательно обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла — все небо закрыла, дождик кап-кап — лужа, травка-муравка, дорожки — по ним ножки бегут — топ-топ-топ и т. д.

По мнению М. В. Ермолаевой, изобразительная деятельность ребенка (как и другие продуктивные виды деятельности) генетически связана с игрой. Большое значение игровой деятельности для развития ребенка раннего и дошкольного возраста отмечали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др. В игре раскрываются потенциальные способности ребенка, формируются ценностные ориентации, потребности и мотивы, различные умения и навыки. Источник, питающий игру, — взаимоотношения ребенка с окружающим миром — миром вещей, предметов и миром человеческих отношений. Как указывает С.Л. Рубинштейн, развитие ребенка в игре прямо или косвенно обеспечивает взрослый: либо, выступая объектом для наблюдения (малыш печет пирожки из песка, подражая выпечке пирожков матерью), либо специально создавая игры, которые бы «стали для него (ребенка) подготовкой к жизни, первой школой его ранних и детских лет, средством его воспитания и обучения».

Тесную связь игры с изобразительной деятельностью отмечает Т.С. Комарова. По ее мнению, различные виды игр — сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, подвижные таят в себе огромные возможности для обогащения детского творчества, в том числе, изобразительного. Для сюжетно-ролевых игр можно нарисовать или вылепить угощения для кукол, фрукты, овощи и др. В свою очередь впечатления, полученные в процессе сюжетно-ролевой игры, можно отразить в продукте изобразительной деятельности, создать рисунок на тему подвижной игры.

Е.В. Соловьева и С.Г. Якобсон считают, что в развитии изобразительной деятельности игра используется для решения двух основных задач: заинтересовать ребенка названным видом деятельности и обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре. Авторы выступают с критикой традиционной методики обучения детей рисованию. По их мнению, задания, предлагаемые детям, недостаточно мотивированы. Ребенку может быть непонятно, для чего (кого) нужно изображать дождик, баранки, или «зажигать огоньки», а деятельность, лишенная смысла, не может быть успешной. Разрешение данной проблемы авторы видят в совмещении изобразительной деятельности и сюжетно-ролевой игры

Одним из средств развития интереса к изобразительной деятельности являются и  нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования – это «способы использования тех или иных материалов, инструментов и приспособлений в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями, совокупность приемов применяемых в рисовании, а также умение использовать художественные возможности этих материалов».

Нетрадиционное рисование предусматривает рисование разными, необычными «инструментами». Это могут быть, например, пальцы рук, сами руки, стопы ног, штампики разной формы, поролон, воск, нитки, клей, щётки и многое другое. Поэтому в нетрадиционном рисовании дети осваивают разные способы действий работы с разными материалами и инструментами.

По мнению Г.Н. Давыдовой, используя нетрадиционные техники рисования, ребенок учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности.

Однако, в отличие от традиционного рисования, у него формируются новые, оригинальные образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. нетрадиционное рисование выступает своеобразным способом познания действительности».

Нетрадиционные техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности, прежде всего благодаря своей занимательности.

Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, который способствует развитию творчества детей.

Цель использования нетрадиционных техник рисования – «создать у детей устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе».

При этом изобразительный материал может быть одним и тем же – например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.

Важно, чтобы педагог сам хорошо владел различными техниками нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог  может применять следующие виды  игровых приемов:

- обыгрывание предметов, игрушек,  картин.

Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию  и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой).

Этот прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему миру и доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его, в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка.

Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения, объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему желанию.

Например: появляется Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой город красивый и интересный. Ему пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Педагог советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом рассказывают Буратино о городе.

Игра «Чудесный комочек».

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся, грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется, внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»

Игра «Сюрприз».

Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка, не открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная, газетная, гофрированная и т.д.)

Игра «Волшебные краски».

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим. Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

- обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется  в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет.  Содержание игровых действий зависит от изображения.

Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

Например, слепили дети Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка? Серия подобных вопросов с ответами детей дают педагогу представление о том, довольны ли дети результатами своего труда и занятием в целом.

Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка элементами аппликации. Например, дети нарисовали дождик, дополнили аппликацией «тучка», нарисовали «волны на море» - приклеили кораблик.

Ещё один пример. На занятии нарисовали светофор. В конце занятия целесообразно провести игру «Светофор». Условия игры такие. Педагог называет цвета светофора, дети выполняют определённое движение. «Красный» - стоим на месте, «жёлтый» - прикладываем ладошку «козырьком» ко лбу, выполняем повороты корпуса влево - вправо с наклонами, «зелёный» - ходьба на месте. Для усложнения игры ускоряем темп и меняем очередность названия цветов.

- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения;

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также  разнообразны. Они могут быть выражены словом.

Например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки, рукавичек, шарфа?» тем самым подсказывая ребенку возможность развития более выразительного рисунка.

Или «Замерзает девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращает внимание на неровное закрашивание)

Или «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»

Или «Лисичка-сестричка весело каталась на автобусе, но огорчилась, что шубку измарала, что в автобусе темно, нет окон.

Таким образом, он ненавязчиво  подсказывает  возможность выполнения рисунка и свидетельствует о затруднениях у детей.

-  игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Дети в роли художников рисуют  иллюстрации к одной сказке. При выполнении  взятой на себя роли, ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Например: дети-художники могут нарисовать по сказкам афиши, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узорами силуэты блузок, юбок, платьев, а затем продают изделия в магазине «Одежда».

Например, Игра «Художник пошёл в магазин» педагог раскладывает на столе различные предметы: инструменты, игрушки, принадлежности для рисования: фломастеры, карандаши, ручки, краски, кисти, альбом и т. д

Детям предлагается роль художника. Художник идет в магазин и «покупает предметы», которые нужны для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать.

Другой вариант этой игры – с использованием загадок о принадлежностях для рисования

- Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы (краски)

- Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (стирательная резинка)

- Нарисую, что хочу.

Только носик подточу (карандаш)

- Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

Довольно водит по страничке (кисть)

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация. Эти занятия дарят детям радость познания, творчества и как вид художественной деятельности носят эмоциональный, творческий характер.

Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов по теме: «Виды нетрадиционных техник аппликации и их влияние на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по теме: «Виды нетрадиционных техник аппликации и их влияние на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опыт...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста . Конспект занятия тема: Салфетка «Зимний лес».

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» как средство развития творческого воображения в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста .Конспект занятия по изобразит...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....