Подвижные игры нравственного характера
материал
(информация из открытых интернет источников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_nravstvennogo_haraktera.docx | 95.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры нравственного характера
Игра «Поезд»
Цель: формирование доброжелательности, отзывчивости, воспитание коллективизма.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд)
Содержание: участники игры делятся на две команды. Ведущий поднимает правую руку, - 1 команда говорит хором «Ж-Ж-Ж».
Когда ведущий поднимает левую руку, - 2 команда говорит хором «Ш-Ш-Ш». Ведущий поднимает обе руки, - 1 и 2 команда говорит хором «Ту-Ту-Ту».
Когда у команд будет хорошо получаться, ведущий начинает поднимать поочерёдно правую и левую руки, постепенно увеличивая темп. Получается шум, похожий на стук идущего поезда.
Игра "Зайцы в огороде"
Цель: формировать коллективизм, активность, отношение к окружающему.
Содержание: в игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего - 2 м. Водящих - "сторожей" выбрали двое, так как детей было много. "Сторожа" находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки - "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах - то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры - "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
Подвижная игра «Ястреб и ворона»
Цель: воспитание самостоятельности, дружбы, дисциплинированности, ответственности, коллективизма.
Содержание:
Что за птица на березе
Серая - пернатая?
Всех прохожих испугала,
Очень громка каркая! (Ворона)
С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети - вороны. Ястребы находятся в двух маленьких обручах, в больших обручах по две по две вороны. По сигналу педагога вороны бегают, прыгают, ходят. На слово «Ястреб!» вороны убегают в свои гнезда. Пойманные вороны занимают место ястреба.
Игра «У ребят порядок строгий»
Цель: воспитание внимательности, дружбы, коллективизма.
Содержание: ученики по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша):
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании этого куплета учитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становитесь!» Ученики стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем (самый высокий по росту становится позади учителя, в трёх шагах от него). Когда все участники игры построятся, учитель командует: «По носкам - равняйся!», «Смирно!», «Прыжком направо!» «Шагом марш!». С началом движения, под ритм шага, ученики повторяют куплет. Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета учитель произносит: «Разойтись!». Ученики расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала. Затем учитель подаёт снова команду «Становись!», указывая ученикам новое направление для построения шеренги. Быстрота построения проверяется по громкому подсчёту учителя: «Раз, два, три и т. д.». Ученики, ставшие в шеренгу последними или прошедшие в колонне с плохой осанкой (опустив голову, сгорбившись), проигрывают.
Правила.
1. При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу.
2. Запрещается толкаться и «напором» занимать своё место.
Игра «Дерево дружбы»
Цель: воспитание дружбы, коллективизма, дисциплинированности.
Содержание: все берутся за руки. Один человек - «дерево». Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».
Игра: «Звонок на урок»
Цель: формировать дисциплинированность, собранность и ученическую ответственность.
Содержание: с обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы квадраты «порты» (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде руководителя начинают движение по кругу и произносят:
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
Бегут и стараются занять парты в своём классе. Выигрывает тот, кто не разу не опоздает на урок.
Игра «Белки, орехи, шишки»
Цель: воспитание коллективизма, дружелюбия, умение действовать вместе.
Содержание: играющие рассчитываются по три. Первые номера - белки, вторые - орехи, третьи - шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места - водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны поменяться местами.
Игра «Цветы»
Цель: воспитание дружелюбия, умения действовать вместе, возможность почувствовать себя членом коллектива.
Содержание: каждый игрок выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, тюльпан, лилия, пион и др.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По считалке или жребию выбранный цветок начинает игру. Например: Роза. Она вызывает какой-нибудь цветок, например - гвоздику. Гвоздика убегает, а мак его догоняет. Когда гвоздика чувствует, что может быть пойманной, она называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок. (Игроки могут называться не только названием цветов, но и рыб, животных и т. п.).
Игра «Заяц и морковь»
Цель: формировать ответственность, активность, сострадание, собранность.
До морковки
Дошла весть,
Что её зайчишка
Хочет съесть;
Брось, косой,
Не думай,
Бесполезно!..
Морковь поглубже
В чернозём залезла.
А чтоб не видно было
Головы,
Раскинула палатку
Из ботвы.
Содержание: играющие, взявшись за руки, выстраиваются по кругу. Выбирают двоих водящих - «зайку» и «морковь». Морковь становится в середине круга, зайка находится за кругом. Игру начинают по указанию ведущего. Зайка ловит морковку, которая, спасаясь от зайки, вбегает в круг и выбегает из круга.
Игроки, стоящие в кругу, дают возможность морковке подлезть под руки, но мешаю это делать зайке. Когда зайка поймает морковку или долго не сможет поймать её, выбирают других зайку и морковку.
Игра "Космонавты"
Цель: ознакомить с трудом космонавтов, привить любовь к труду. Формировать такие волевые качества, как выдержка, ответственность.
Содержание: по углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" нарисовали 4 кружка - "ракеты". Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" написали маршруты:
3 - Л - 3 (Земля - Луна - Земля)
3 - М - 3 (Земля - Марс - Земля)
3 - Н - 3 (Земля - Нептун - Земля)
3 - В - 3 (Земля - Венера - Земля)
3 - С - 3 (Земля - Сатурн - Земля)
В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил: начинать игру - только по установленному сигналу взрослого; разбегаться - только после слов: "Опоздавшим - места нет!" Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Как только произносилось последнее слово, все разбегались по "ракетодромам" и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет". Опоздавшие на "рейс" становились в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в "космосе". Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: "Опоздавшим - места нет!"
Игра "Белые медведи"
Цель: воспитание коллективизма, сочувствия, доброжелательного отношения к окружающему.
Содержание: площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место - льдина. На ней стоял водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем: "медвежонок" не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил "медведь"; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что "медведь" рычал: "Выхожу на ловлю!" - и начинал ловить "медвежат". Сначала он ловил одного "медвежонка" (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" брались за руки и начинали ловить остальных играющих. "Медведь" отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили "медвежат". Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все "медвежата". Последний пойманный игрок становился "белым медведем". Побеждал последний пойманный игрок.
Игра «Цыплята»
Цель: формирование дружелюбия, коллективизма, доброжелательности
Содержание: игроки распределяются на три группы. В каждой группе - наседка и цыплята. Выбранные считалкой три коршуна должны коснуться ладонями цыплят, после чего те выбывают из игры. Наседка защищает своих цыплят. Она не нападает на коршунов, но если при нападении наседка, защищая своих, коснется руками коршунов, то они выходят из игры.
Три группы цыплят двигаются цепочками, держась друг за друга и за наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята поют:
- Дружно держимся за друга,
Здесь, в колонне: друг - подруга!
Мы все смелые ребята,
Развеселые цыплята!
Нам не страшен хищный коршун.
С нами наша мать!
Мы идем с ней погулять,
Чудеса повидать!
При этом наседки делают различные повороты, ведя за собой цыплят. Если в этот момент цепь разрывается, на отстающих игроков нападают коршуны. Цыплята стараются опять выстроиться в цепь.
Правила игры: наседка касается коршуна только в момент его нападения. Коршун ловит лишь оторвавшихся от наседки цыплят.
Игра «Защитник»
Цель: воспитывать ответственность, дружелюбие, заботливое отношение к окружающим людям.
Содержание: на площадке чертится круг диаметром 2 - 3 м. В игре участвуют восемь - десять человек.
Двое из них по жребию идут в центр круга: один присаживается на корточки, а второй (защитник) кладет ему руку на голову и, не отнимая ее от головы, обходи сидящего товарища то справа, то слева. Остальные игроки, свободно расположившись за кругом, стараются коснуться сидящего рукой, а защитник стремится их осалить (коснуться ногой или рукой). Если защитнику удается это сделать, то осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитником, а последний присоединяется к остальным игрокам.
Игра каждой пары длится не более 2-3 минут.
Правила игры: осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего. Ногой разрешается осаливать только ниже колена. Мешать защитнику запрещается.
Игра «Кот и мышка»
Цель: формирование доброжелательности, отзывчивости, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей.
Содержание: игру ведут двое детей. Один игрок - кошка, а другой - мышка. Кошка становится возле одного конца скамейки, а мышка - у противоположного. Кошка спрашивает мышку, та отвечает:
- Мышка, мышка, где была?
- В кладовой.
- Что там делала?
- Масло ела.
- А мне оставила?
- Не оставила.
- А где ложечки положила?
- Под бочку сунула.
- А куда кувшин поставила?
- Разбился.
- Тогда я буду тебя ловить.
- Я убегаю.
Мышка старается убежать от кошки. Если кошка ее поймала, они меняются ролями. Если кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не может поймать мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега.
Правила игры: играют два человека. Но еще две пары могут наблюдать за игрой, а потом занять их место. Мышка и кошка бегают только вокруг скамейки. Мышка считается пойманной, если кошка дотронулась до нее рукой.
Игра «Лошадки»
Цель: воспитание дружелюбия, умения действовать вместе, возможность почувствовать себя членом коллектива.
Содержание: играющие делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую - кучера. Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят:
- Та-ра-ра, та-ра-ра,
Ушли кони со двора.
После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место - конюшню. Дети - лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить.
Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевают на них вожжи) и уезжают, говоря:
- Еду, еду на коне
По чудесной стороне,
По Молдавии зеленой,
Жарким солнцем опаленной.
Цок, лошадка,
Цок, Гнедок,
Цок подковой,
Цок, цок, цок.
Правила игры: кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время щелкать языком, пока их не поймают.
Игра «Сторож»
Цель: воспитание дружбы, коллективизма, дисциплинированности, активности, ответственности, формирование чувств.
Содержание: играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!». Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.
Правила игры: команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-нравственных качеств воспитанников через народные подвижные игры
Из опыта работы...
«Как я воспитываю нравственно-волевые черты личности в подвижной игре»
Сообщение на педсовете из опыта работы....
Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...
Подвижные игры соревновательного характера
Подвижные игры соревновательного характера...
Доклад «Освоение детьми первоначальных представлений социально-нравственного характера через сюжетно-ролевую игру»
Материал прадназначен воспитателям....
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...
Подборка подвижных игр соревновательного характера
Игры на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста...