Мастер-класс для педагогов «Увлекательное путешествие»
материал
Мастер-класс для педагогов «Увлекательное путешествие»
презентация по ссылке https://disk.yandex.ru/d/VjbHzV5bhYfpEg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 177.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Барбарина Ольга Александровна, воспитатель
МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск
Методическая разработка мастер-класса
«Подвижные игры народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной
деятельности с детьми с учетом направлений программы воспитания детского сада.
Задачи:
- Актуализировать знания педагогов по вопросам организации и методики обучения подвижным играм.
- Демонстрировать педагогам актуальность и практическую значимость применения народных подвижных игр в организации образовательной деятельности педагога с детьми с учетом требований ФГОС ДО.
- Мотивировать педагогов к систематическому использованию в своей практической
деятельности подвижных игр народов Урала.
Планируемые результаты:
- Педагог знает приемы и методы организации подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
- Педагог имеет элементарные представления о возможностях и практической значимости народных подвижных игр в организации образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.
- Педагог умеет планировать применение народных подвижных игр в образовательной деятельности с детьми с учетом поставленных целей и задач.
- Педагог готов систематически применять народные подвижные игры в организации образовательной деятельности дошкольников.
Предварительная работа:
- Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования;
- Изучение научно-методической литературы, интернет-ресурсов и видеоматериалов по данной тематике.
Оборудование: карта Урала или России; аудиозаписи с музыкой: русская народная, «Башкирская плясовая» (гармонь), татарская народная; шарфик, 1 колокольчик; 2 стойки или флажка, памятка для воспитателя по проведению игры, электронная подборка «Игры народов Урала» и картотека «Считалочки» для подвижных игр.
Ход мастер-класса
I этап «Организационный»
Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (Да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (Да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (Да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начинать.
Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Возможности подвижных игр народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками».
II этап «Основной»
Педагог. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Почему эта тема меня заинтересовала?
Во-первых, в целях духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Во-вторых, не все педагоги используют в своей профессиональной деятельности возможности народных подвижных игр по причине недостаточных знаний этих игр. Я считаю, что все это составляет актуальность представляемой темы.
На Урале проживает множество народов, давайте назовем их (коми, манси, ханты, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие), но больший процент составляют представители русской, башкирской и татарской национальностей. У каждого народа сложилась своя кладовая игр. Используя в своей практической работе по воспитанию детей, разнообразя подвижные игры, мы даем первое представление о детях народов нашей страны.
Народные подвижные игры служат средством воспитания, учат выносливости, ловкости, основам дисциплинированности и ответственности, развивают реакцию и смекалку. Движения в игровой форме помогают в решении общепедагогических задач, развивая у детей находчивость, воображение, творческую инициативу и т.д. В народных подвижных играх используются считалки, заклички, которые развивают память, мыслительные реакции. Очень часто игры связаны с народными праздниками и служат средством развлечения и забавы.
Таким образом, каждая народная игра решает не только определенные задачи направлений развития и образования детей, но и воспитательные.
Сегодня наш мастер-класс позволит вам актуализировать свои знания в организации народных игр с детьми.
Уважаемые, коллеги приглашаю Вас поиграть. Педагог вносит карту.
- Что это? (Предполагаемые ответы)
- Для чего нужна карта? (Предполагаемые ответы)
- Давайте рассмотрим карту России.
- Что такое Родина? (это страна, в которой мы живём)
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.
- Как называется край, в котором мы живём? (Урал)
- Как называется город, в котором мы живем?
- А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Урале? (русские, татары, ханты, манси, башкиры, коми-пермяки).
- Чем они отличаются?
- А вы хотите узнать, в какие игры играют ребята других национальностей?
Первое место, куда мы отправимся – это Урал. Место удивительное, сказочное. Не зря, народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Уральский край – многонациональный край, где издревле жил русский народ. Русские очень весёлые и дружные и играть любят все вместе и дети, и взрослые.
Условно можно выделить несколько типов подвижных народных игр, которые различны по содержанию, позволяют решать ряд задач и несут в себе разную социальную направленность. Игры, основанные на сказочном сюжете, способствуют развитию детской фантазии, дают простор для детской творческой выдумки. Звучит русская народная музыка, начинаем путешествие.
А сейчас для вас друзья - русская народная игра «Невод». Приглашаю участников выйти в зал.
Организация игры. Выбираются двое водящих по считалочке:
1,2,3,
Мы во двор пошли гулять,
Будем бегать и играть,
И друг друга догонять.
Бегать не умеет слон,
Выходи из круга вон!
Это - «рыбаки». Остальные игроки - «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» и «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки». Методические приемы: перед началом игры прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Место проведения: спортивный зал или спортивная площадка.
Развивать умение действовать по сигналу, учить дошкольников ориентироваться в пространстве, можно с помощью русской народной игры «Алёнушка да Иванушка».
Организация игры. Для игры нам нужно выбрать Иванушку, которому накладывают на глаза повязку, и Аленушку, которой в руки дают колокольчик. Для выбора воспользуемся загадками. Кто угадает, тот и будет «Иванушкой» и «Аленушкой».
На цветы она садится
И при этом шевелится.
Сама схожа на цветок,
Крылья, словно яркий шелк. (Бабочка)
Серый и зубастый,
Воет в день ненастный. (Волк)
Ведущий мастер – класса выбирает «Иванушку» и «Аленушку». Далее Иванушке завязывают шарфиком глаза, а Аленушка берет колокольчик.
Педагог. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам встать в хоровод, в центре которого находятся Иванушка и Аленушка. Ваша задача - не дать Аленушке и Иванушке выйти за пределы хоровода. Иванушка произносит следующие слова: «Аленушка, где ты?». Аленушка звенит в колокольчик и отвечает: «Я здесь, Иванушка». Иванушка идет на голос и звон колокольчика, а Аленушка старается убежать. Игра продолжается, пока Иванушка не поймает Аленушку.
Место проведения: спортивный зал или спортивная площадка.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит педагогов за участие.
Игры с элементами соревнования закрепляют не только навыки ловкости, но и развивают сообразительность и наблюдательность. А, мы отправляемся за играми дальше.
Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские, но и башкиры. Они вели кочевой образ жизни. Вся жизнь проходила у них в пути на конях и поэтому игры у них связаны с ними. Одна из них называется «Тышаулы атлар», то есть стреноженные кони. Чтобы кони не умчались во время пастьбы в вечернее время, им стреножат передние ноги. Звучит башкирская народная музыка.
Предлагаю Вашему вниманию следующую игру народов Башкирии «Спутанные кони».
Организация игры. Играющие выстраиваются за линией, напротив линии ставят стойки. По сигналу игроки начинают прыжки, обегают стойки и возвращаются обратно бегом. Затем прыгают снова все вместе.
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть 3-4 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
Место проведения: спортивный зал или спортивная площадка.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит педагогов за участие.
Татары – это тоже коренные жители Урала. В заключении поиграем в татарские народные игры, одна из них «Поймай коня за хвост». Звучит татарская народная музыка.
Правила игры: все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», а последний «хвост». По сигналу педагога «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост».
Место проведения: спортивный зал или спортивная площадка.
Есть игры познавательного характера, которые знакомят детей с окружающей средой.
Следующая татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Для этой игры нам необходимо выбрать ведущего. Для этого мы воспользуемся считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Водящий берет мяч и становится в центре зала.
Педагог. Уважаемые коллеги, мы с вами встаем в круг, в центре которого находится ведущий. Ведущий бросает мяч любому участнику, произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками над головой. Кто ошибся, выбывает из игры. Учитывается и быстрота реакции. Итак, начинаем игру! (играем 3 раза)
Место проведения: группа, спортивный зал, спортивная площадка.
Участники мастер-класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
Педагог. Уважаемые коллеги, спасибо за участие. Вот и поиграли мы в игры разных народов Урала, теперь пора и отдохнуть. Прошу Вас пройти на свои места.
Участники мастер-класса проходят на свои места и присаживаются на стульчики.
Предлагается сделать дыхательное упражнение.
Исходное положение – сидя. Спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
III этап «Заключительный»
Педагог. Все люди земли похожи друг на друга: они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве национальных игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, мы будем не только узнавать друг друга в различных образах, но и будем учиться любить друг друга.
В своей работе мы должны использовать культурное наследие и традиции народов, населяющих наш регион. В свою очередь, народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений побуждало людей создавать всевозможные игры, проявляя при этом творческую смекалку.
Подбирая народные игры народов, населяющих наш регион, мы помогаем детям понять, что объединяет людей разных национальностей, что особенности жизни и труда зависят от природно-климатических условий (на Севере распространено оленеводство, рыболовство; на Юге – коневодство, в тайге – охота и т.д.).
Нашу встречу я хотела бы завершить народным изречением: «Если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции и создавая фундамент для духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Таким образом, подвижные игры народов Урала являются одним из основных средств интеграционного подхода при ознакомлении детей с культурой другого народа.
Рефлексия Приём незаконченного предложения:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня поняла, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу применить…
Педагог. На память о нашем мастер-классе я хочу предложить вам «Памятка для воспитателя по проведению игр», электронную подборку «Игры народов Урала» и картотеку «Считалочки» для подвижных игр.
Литература:
Волшебный мир игры. Учебное пособие с методическими рекомендациями / Ангеловская М. А., Дмитриева Е. Ю. и др. – Челябинск: Ин-т ноосферного образования УрО РАО, 2005. – 134 с.
Детские подвижные игры народов СССР / А. В. Кенеман. – Москва: Просвещение, 1988. – 239 с.
Детские народные подвижные игры. Литвинова И.Н.- М., 1995.
Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе Ю.А. Кириллова
Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург 2016 год.
Интернет-источник: https://multi-mama.ru/zagadki-dlya-detej-6-7-let/
Составитель: Барбарина О.А.,
воспитатель ВКК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Увлекательное путешествие на пруд с. Смолькино Сызранского района".
Проведение опытов для педагогов в рамках окружного Фестиваля педагогических идей....
Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
Цель мастер-класса: знакомство с пластилинографией, получение новых знаний воспитателями и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение воспитателями нетрад...
мастер класс для молодых педагогов Сказочное путешествие.
мастер класс для молодых педагоговСказочное путешествиеЗадачи:Вовлечение в игровую ситуацию, умение соотносить предметы по цвету и размеру.Обучение приемам конструирования по заданной схеме. Умение сч...
Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
для воспитателей...
Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепно...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...