Конспект занятия по духовно - нравственному воспитатнию "Праздники на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сидорова Наталья Ивановна

          Занятие направлено на  формирование духовно-нравственного отношения детей старшего дошкольного возраста к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе

                                      «Праздники на Руси»

     Цель: формирование духовно-нравственного отношения к традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные: - знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий;

 - учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

-формировать представление детей о традициях празднования и символах народных православных праздников «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха»;

- обогащать фольклорный словарный запас детей: «колядки», «вертеп», «Вифлеемская звезда», «закликать весну», и т д.

Развивающие: - развивать познавательную активность, мышление, память;

-развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

-развивать воображение, творческие способности путем изготовления сувенира – ангела;

Воспитательные: - прививать любовь и интерес к праздничным традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры;

- воспитывать духовно-нравственные чувства: сострадание, желание подарить радость, любовь к традициям празднования народных православных праздников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Воспитатель:- Дети, сегодня хотела бы поговоритьо стране, в которой мы с вами живём. Как она называется? (Ответы детей: Россия)

- Да.Как вы уже знаете наша страна красивая и богатая. Она возникла очень - очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - богата также и мудрыми традициями и праздничными обычаями. Отгадайте загадку:

Поздравленья принимаем

И гостей мы угощаем.

Если он пришёл к нам в дом,

Будут рады все кругом.(Ответы детей: праздник)

Воспитатель:Дети, если сначала мы заговорили о нашей Родине – России, затем вы отгадали загадку о празднике, то как вы считаете, о чём будет наше занятие?

 (Ответы детей: о праздниках, которые отмечают в России; о русских праздниках)

Воспитатель:- Вы правы. Дети, вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?

Дети называютпраздники,воспитатель показывает их на мольберте.

  Воспитатель: - Согласна, праздники приносят нам радость, веселье. Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?Ответ детей, воспитатель показывает картинку –люди в русских народных костюмах.

Воспитатель: - Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, также как и вы, любили праздновать их,и многие старинные праздничные традиции дошли и до наших дней. Но праздновали немного по- другому, не как мы, современные люди. А хотите узнать как? Об этом нам расскажет волшебный экран, взгляните на него.

  «Волшебный» экран показывает помехи.

Воспитатель: - Но почему наш волшебный экран не показывает нам русские праздничные традиции? Наверное, что – то случилось.

Кадр сменяется, на экране картинка с хороводом. Анимация – летит Змей Горыныч и картинка с праздниками ломается, исчезает. Женщина в русском народном костюме произносит призыв о помощи в стиле былинного жанра:

«Ой вы, гой еси, дети русские! Что творится на Руси – матушке! Пролетел недобрый Змей над Россиею, чёрным вихрем пронёсся над Родиной.Стало грустно в ней и безрадостно - позабыли люди праздники русские, песен и хороводов не слышится; всё едино – что будни, что праздники. Надобно скорей вам, ребятушки, вспомнить, вернуть все традициипраздников земли родной. И тогда сохранятся они на будущие века».

Богатырь говорит:«Пусть колдовство злого Змея разрушится и радость снова вернётся к народу русскому!»Помехи; экран выключается.

Воспитатель: - Дети, что произошло, почему же волшебный экран так и не показал нам русские народные праздники? (Ответы детей: Змей пролетел над Россией и русские люди позабыли все праздники)

Воспитатель: - Кто к нам обратился за помощью?(Ответы детей: русские люди)

- Чем мы можем помочь?(Ответы детей: чтобы колдовство Змея разрушилось, нужно вспомнить, как отмечались праздники в нашей стране).

- А раз традиции праздников зародились в прошлом, то придётся нам вернуться назад, в прошлое нашего народа и там помочь вернуть праздники. Захватим с собой этот ларец.

Дети проходят через арку из, ярко разрисованную русскими народными узорами. Арку венчают часы, подвешен маятник.Чтоб пройти, нужно его качнуть – отодвинуть. Дети проходят и оказываются в мини - музее «Старинная изба».

2. Основная часть.

Воспитатель:- Мы оказались в старинной избе, топится печь, пахнет пирогами, самовар на столе. Наверное, хозяева готовились к празднику, но от змеева колдовства всё позабыли и ушли по своим делам. Ёлка в углу стоит неукрашенная, принесли её ине помнят, что за праздник и какая традиция его празднования, всё перепутал злой змей.Что же, будем скорее вспоминать.

    Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (Зима). Какие же праздники мы отмечаем в зимнее время года?(Новый год, Рождество)

Воспитатель: -Верно. Это в наше время мы отмечаем Новый год, а раньше, в том времени, где мы с вами оказались, новый отсчёт времени, новый год, шёл именно от Рождества Христова.Значит, какой праздник ждали хозяева? Зимой и в наши дни люди празднуют один из главных народных православных праздников - Рождество.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете. Что означает слово «рождество»? (Рождение, день рождения) Ребята, а кто же родился в этот день?(Боженька, Иисус)

- В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа.  Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей: ходили в церковь, ходили по домам)

- Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа.  Рождественская звезда обязательно была восьмиконечная. Она крепилась на верху шеста, им стучали в ворота или окошко. (Рассматривание иллюстраций, вынутых из ларца)

 На Рождество люди колядовали. Кто – то из вас колядовать ходил? (Ачто такое колядки?  (Ответы детей)

- Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

 Ребёнок с лукошком стучит палкой со звездой в домик:

- Коляда, коляда, отворяй ворота!

Открывайте сундучки, подавайте пятачки!

Блин да лепёшку в заднее окошко.

Выходит ребёнок – «хозяин»:

 -Вот вам, детки, пряники, конфетки.

Колядовщик:- Дай Бог тому, кто в этом дому!

Колядовщик: - Спасибо этому дому. Пойдём к другому!


Воспитатель:- Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.

(Рассматривание сюжетных картинок).

Воспитатель: - А ещё как праздновали Рождество? Как избу к празднику готовили? Верно, традиция украшения ёлки также сохранилась до наших дней. Только в наше время мы покупаем ёлочные игрушки в магазине. А раньше ёлку украшали игрушками, сделанными своими руками.

Кто с небес спустился

И сказал, что Бог родился?

(Рождественский ангел)

Воспитатель:- Да, – главным символом рождества является ангел. А кто такие ангелы?(Добрые духи)

Воспитатель:- Считалось, что в ветвях ёлки обитают ангелы.Поэтому свечами и бумажными ангелочками люди украшали ёлку. Дети, вы хотите украсить ангелочками ёлку? (Да)

Воспитатель:- Тогда я достану из своего ларца ножницы, клей и силуэты ангелов. По прямым линиям нужно прорезать, а по пунктирным сделать сгиб. Затем приклеить петельку к фигурке и повесить своего ангелочка на ёлку.

Продуктивная деятельность, звучит песня «Ангел летит».

 Дети размещают на ёлке ангелов.

Воспитатель: - Как вы думаете, будут ли рады хозяева, когда вернутся и увидят украшенную ёлку? Они сразу вспомнят о празднике Рождества. И о том , что в этот день случаются  чудеса.

Воспитатель: - Пролетели рождественские дни, а там уж и зима подходит к концу. Приближается Великий пост. А перед Великим постом всегда бывает самый весёлый предвесенний праздник. Пройдём с вами дальше.

Проходят в другой угол избы.

Воспитатель:- Смотрите, здесь стол накрыт, блюдо с блинами, самовар с кренделями. Какой же развесёлый предвесенний праздник здесь забыт и потерян?

Рассматривание иллюстраций из ларца с изображением праздничных гуляний на Масленицу  и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и  Н.Кустодиева «Масленица». 

 Воспитатель:- Как вы думаете, что за праздник изображен на этих картинах?  (Ответы детей).

 - Правильно, Масленица. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

 Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

 Масленицу называли широкой, веселой.

Как отмечают в наши дни? (Ответы детей: блинами угощают , наряжают чучело)

Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).

Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу?  (Ответы детей)

Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

А в как весну зазывали на Масленицу? (Ответы детей)

Закличка «Жаворонки» с жаворонками из теста или колесом.

Выставка пасхальных яицв другом конце избы

Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому  празднику.

Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей) смотрите. Здесь его ждали. Да тоже позабыли о нём.

Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами.  Красное яйцо – символ Пасхи.

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.

Дети забавлялись пасхальными играми. Игра перенеси яико.

Вот мы снова оказались у ворот времени, значит. Пора возвращаться.

А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)

Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.

3 заключительная часть

Где побывали. Зачем туда отправлялись. Посмотрим. Помогли ли. Волшебный экран. А зачем нужно помнить и беречь праздники и традиции.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе  "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...