Конспект занятия по духовно - нравственному воспитатнию "Праздники на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие направлено на формирование духовно-нравственного отношения детей старшего дошкольного возраста к традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе
«Праздники на Руси»
Цель: формирование духовно-нравственного отношения к традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные: - знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий;
- учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
-формировать представление детей о традициях празднования и символах народных православных праздников «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха»;
- обогащать фольклорный словарный запас детей: «колядки», «вертеп», «Вифлеемская звезда», «закликать весну», и т д.
Развивающие: - развивать познавательную активность, мышление, память;
-развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;
-развивать воображение, творческие способности путем изготовления сувенира – ангела;
Воспитательные: - прививать любовь и интерес к праздничным традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры;
- воспитывать духовно-нравственные чувства: сострадание, желание подарить радость, любовь к традициям празднования народных православных праздников.
Ход занятия
- Вводная часть.
Воспитатель:- Дети, сегодня хотела бы поговоритьо стране, в которой мы с вами живём. Как она называется? (Ответы детей: Россия)
- Да.Как вы уже знаете наша страна красивая и богатая. Она возникла очень - очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - богата также и мудрыми традициями и праздничными обычаями. Отгадайте загадку:
Поздравленья принимаем
И гостей мы угощаем.
Если он пришёл к нам в дом,
Будут рады все кругом.(Ответы детей: праздник)
Воспитатель:Дети, если сначала мы заговорили о нашей Родине – России, затем вы отгадали загадку о празднике, то как вы считаете, о чём будет наше занятие?
(Ответы детей: о праздниках, которые отмечают в России; о русских праздниках)
Воспитатель:- Вы правы. Дети, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники?
Дети называютпраздники,воспитатель показывает их на мольберте.
Воспитатель: - Согласна, праздники приносят нам радость, веселье. Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?Ответ детей, воспитатель показывает картинку –люди в русских народных костюмах.
Воспитатель: - Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, также как и вы, любили праздновать их,и многие старинные праздничные традиции дошли и до наших дней. Но праздновали немного по- другому, не как мы, современные люди. А хотите узнать как? Об этом нам расскажет волшебный экран, взгляните на него.
«Волшебный» экран показывает помехи.
Воспитатель: - Но почему наш волшебный экран не показывает нам русские праздничные традиции? Наверное, что – то случилось.
Кадр сменяется, на экране картинка с хороводом. Анимация – летит Змей Горыныч и картинка с праздниками ломается, исчезает. Женщина в русском народном костюме произносит призыв о помощи в стиле былинного жанра:
«Ой вы, гой еси, дети русские! Что творится на Руси – матушке! Пролетел недобрый Змей над Россиею, чёрным вихрем пронёсся над Родиной.Стало грустно в ней и безрадостно - позабыли люди праздники русские, песен и хороводов не слышится; всё едино – что будни, что праздники. Надобно скорей вам, ребятушки, вспомнить, вернуть все традициипраздников земли родной. И тогда сохранятся они на будущие века».
Богатырь говорит:«Пусть колдовство злого Змея разрушится и радость снова вернётся к народу русскому!»Помехи; экран выключается.
Воспитатель: - Дети, что произошло, почему же волшебный экран так и не показал нам русские народные праздники? (Ответы детей: Змей пролетел над Россией и русские люди позабыли все праздники)
Воспитатель: - Кто к нам обратился за помощью?(Ответы детей: русские люди)
- Чем мы можем помочь?(Ответы детей: чтобы колдовство Змея разрушилось, нужно вспомнить, как отмечались праздники в нашей стране).
- А раз традиции праздников зародились в прошлом, то придётся нам вернуться назад, в прошлое нашего народа и там помочь вернуть праздники. Захватим с собой этот ларец.
Дети проходят через арку из, ярко разрисованную русскими народными узорами. Арку венчают часы, подвешен маятник.Чтоб пройти, нужно его качнуть – отодвинуть. Дети проходят и оказываются в мини - музее «Старинная изба».
2. Основная часть.
Воспитатель:- Мы оказались в старинной избе, топится печь, пахнет пирогами, самовар на столе. Наверное, хозяева готовились к празднику, но от змеева колдовства всё позабыли и ушли по своим делам. Ёлка в углу стоит неукрашенная, принесли её ине помнят, что за праздник и какая традиция его празднования, всё перепутал злой змей.Что же, будем скорее вспоминать.
Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (Зима). Какие же праздники мы отмечаем в зимнее время года?(Новый год, Рождество)
Воспитатель: -Верно. Это в наше время мы отмечаем Новый год, а раньше, в том времени, где мы с вами оказались, новый отсчёт времени, новый год, шёл именно от Рождества Христова.Значит, какой праздник ждали хозяева? Зимой и в наши дни люди празднуют один из главных народных православных праздников - Рождество.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете. Что означает слово «рождество»? (Рождение, день рождения) Ребята, а кто же родился в этот день?(Боженька, Иисус)
- В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей: ходили в церковь, ходили по домам)
- Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. Рождественская звезда обязательно была восьмиконечная. Она крепилась на верху шеста, им стучали в ворота или окошко. (Рассматривание иллюстраций, вынутых из ларца)
На Рождество люди колядовали. Кто – то из вас колядовать ходил? (Ачто такое колядки? (Ответы детей)
- Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.
Ребёнок с лукошком стучит палкой со звездой в домик:
- Коляда, коляда, отворяй ворота!
Открывайте сундучки, подавайте пятачки!
Блин да лепёшку в заднее окошко.
Выходит ребёнок – «хозяин»:
-Вот вам, детки, пряники, конфетки.
Колядовщик:- Дай Бог тому, кто в этом дому!
Колядовщик: - Спасибо этому дому. Пойдём к другому!
Воспитатель:- Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.
(Рассматривание сюжетных картинок).
Воспитатель: - А ещё как праздновали Рождество? Как избу к празднику готовили? Верно, традиция украшения ёлки также сохранилась до наших дней. Только в наше время мы покупаем ёлочные игрушки в магазине. А раньше ёлку украшали игрушками, сделанными своими руками.
Кто с небес спустился
И сказал, что Бог родился?
(Рождественский ангел)
Воспитатель:- Да, – главным символом рождества является ангел. А кто такие ангелы?(Добрые духи)
Воспитатель:- Считалось, что в ветвях ёлки обитают ангелы.Поэтому свечами и бумажными ангелочками люди украшали ёлку. Дети, вы хотите украсить ангелочками ёлку? (Да)
Воспитатель:- Тогда я достану из своего ларца ножницы, клей и силуэты ангелов. По прямым линиям нужно прорезать, а по пунктирным сделать сгиб. Затем приклеить петельку к фигурке и повесить своего ангелочка на ёлку.
Продуктивная деятельность, звучит песня «Ангел летит».
Дети размещают на ёлке ангелов.
Воспитатель: - Как вы думаете, будут ли рады хозяева, когда вернутся и увидят украшенную ёлку? Они сразу вспомнят о празднике Рождества. И о том , что в этот день случаются чудеса.
Воспитатель: - Пролетели рождественские дни, а там уж и зима подходит к концу. Приближается Великий пост. А перед Великим постом всегда бывает самый весёлый предвесенний праздник. Пройдём с вами дальше.
Проходят в другой угол избы.
Воспитатель:- Смотрите, здесь стол накрыт, блюдо с блинами, самовар с кренделями. Какой же развесёлый предвесенний праздник здесь забыт и потерян?
Рассматривание иллюстраций из ларца с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».
Воспитатель:- Как вы думаете, что за праздник изображен на этих картинах? (Ответы детей).
- Правильно, Масленица. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.
Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)
Масленицу называли широкой, веселой.
Как отмечают в наши дни? (Ответы детей: блинами угощают , наряжают чучело)
Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).
Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).
Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)
Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.
А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.
В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.
А в как весну зазывали на Масленицу? (Ответы детей)
Закличка «Жаворонки» с жаворонками из теста или колесом.
Выставка пасхальных яицв другом конце избы
Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.
Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей) смотрите. Здесь его ждали. Да тоже позабыли о нём.
Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.
Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.
Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.
Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.
Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.
Дети забавлялись пасхальными играми. Игра перенеси яико.
Вот мы снова оказались у ворот времени, значит. Пора возвращаться.
А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)
Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.
3 заключительная часть
Где побывали. Зачем туда отправлялись. Посмотрим. Помогли ли. Волшебный экран. А зачем нужно помнить и беречь праздники и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа
Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...