проект "Воспитание сказкой"
проект (старшая группа)
проект направлен на приобщение детей к русским-народным сказкам, к книге
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitanie_skazkoy.docx | 56.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский
Проект, совместный с родителями, на тему:
«Воспитание сказкой»
(старшая группа ЗПР)
разработал:
воспитатель:
Кирюшина О.Н.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
(Сухомлинский В. А.)
Актуальность
Одно из основных направлений современной педагогики нацелено на формирование у дошкольников духовно-нравственных качеств, в том числе у детей с задержкой психического развития. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением культурных традиций, исторической преемственности поколений и воспитанием бережного отношения к историческому наследию России. Одно из ценных наследий и сокровищниц россиян – это русская-народная сказка, которая одновременно является благодатным и не заменимым источником воспитания ребенка-дошкольника. Ведь дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а также это возраст, в котором закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений. ДОУ активно решает задачи по формированию духовно-нравственной личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный.
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что в новой группе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития выявился низкий уровень знаний и интереса к русской-народной сказке. Из общения с детьми и родителями нам, педагогам, стало ясно, что в большинстве семей отдается предпочтение просмотрам зарубежных мультфильмов, а русская-народная сказка, особенно в книжном варианте, остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердило и анкетирование родителей, показавшее, что в семье чтению сказок и детских книг, уделяется очень мало времени, в некоторых семьях вообще нет детской библиотечки. Возникшая ситуация требовала решения проблемы, а именно - объединение усилий педагогов и родителей для привития и сохранения устойчивого интереса у детей к русской-народной сказке через реализацию совместного проекта под названием «Воспитание сказкой». Также, творческий проект должен быть нацелен на признание родителями сказки «добрым помощником» в воспитании дошкольников, на понимании, что сказка – это не только развлечение, но и извлечение положительного урока, поэтому данному проекту определена важная роль и место в образовательном процессе.
Наряду с современными образовательными технологиями в работе с дошкольниками активно использую древний педагогический метод – сказкотерапию, и считаю его особенно эффективным в работе с детьми с ЗПР, так как сказка является увлекательным, интересным, доступным, ненавязчивым средством, способным решить целый спектр коррекционно – развивающих и воспитательных задач.
Реализация проекта педагогами осуществлялась через все образовательные области и занимала значительное место в воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах: на НОД продуктивной деятельности; в утреннее и вечернее время велась индивидуальная работа с детьми по развитию речи с использованием с дидактических игр, мнемотаблиц по мотивам русских-народных сказок. Доброй традицией группы стало чтение сказок и слушание аудио сказок перед сном; организация игры в «Кинотеатр» для просмотра мультфильмов-русских-народных сказок; чтение и драматизации по сюжетам сказок с обязательным последующим обсуждением. Особое значение в реализации проекта уделено участию детей в мероприятиях (конкурсы, викторины разных уровней), где дети смогли продемонстрировать знание русских-народных сказок.
Совместное творчество педагогов, детей и родителей – важная часть работы, которая дала практический продукт проекта и поменяла отношение родителей к сказке, как средству воспитания и развития детей.
Если сказка правильно подобрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей и будет способствовать формированию духовной нравственности в сознании маленького человека. В группе для детей с ЗПР подбор сказок осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, обязательно учитываются пожелания детей при выборе вечерней сказки. Родителям даны рекомендации по подбору сказок и проведению бесед по содержанию сказки, чтобы каждая прочитанная сказка принесла пользу маленькому читателю.
Все формы работы, использованные педагогами в рамках проекта, были изначально ориентированы на социально-педагогический эффект: обучение, развитие, воспитание детей с помощью сказки, а также формирование семейных ценностей. Поэтому, положительными результатами проекта стало: возросший интерес у детей к русской народной сказке, сплочение семей и осознание родителями (выявлено с помощью повторного анкетирования), что сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и остаться с ним на всю жизнь.
Условия реализации проекта:
Активное участие всех детей, родителей и педагогов старшей группы ЗПР в реализации проекта.
Продолжительность проекта: долго-срочный (6 месяцев).
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети 5-6 лет, старшей группы ЗПР, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проблемы: У детей старшей группы ЗПР наблюдается низкий уровень интереса к русской – народной сказке.
Название итогового мероприятия, форма: спектакль совместный с родителями «Старая сказка на новый лад».
Цель проекта:
Формирование у детей устойчивого интереса и воспитание любви к русским-народным сказкам. Признание родителями русской-народной сказки, эффективным средством обучения, развития и воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1. Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и отвечать на вопросы по их содержанию.
2. Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
3. Обучать с помощью сказок диалогической и монологической видам речи.
4. Учить детей пересказывать русские-народные сказки с помощью мнемотаблиц.
5. Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских-народных сказок; узнавать и рассказывать сказки (с учетом индив. возможностей).
6. Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских-народных сказок.
7. Закреплять умение определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских-народных сказок – «Найди нужный домик».
8. Закреплять счет в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских-народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
9.Учить детей рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
10. Обучать навыкам владения различными видами театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр-оригами.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами, различных видов театра.
2.Развивать способность подражать сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).
3. Развивать творческие способности детей и родителей через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).
4. Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.
5. Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).
Воспитательные:
1. Прививать детям с ЗПР любовь к чтению русских-народных сказок.
2. Формировать у детей интерес к драматизации русских-народных сказок.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к положительным сказочным героям.
4.Формировать нравственные качества: доброту, послушание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.
5. Формировать у детей дружеские взаимоотношения в группе.
6. Воспитывать уважительное отношение к маме, родителям, к своей семье.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Для родителей:
1. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье – сбор детской библиотечки сказок.
2. Сформировать потребность в систематическом семейном чтении сказок.
3.Сформировать привычку обсуждать с ребенком прочитанное художественное произведение.
4. Принять активное участие в творческих выставках по теме проекта.
5. Самостоятельно развивать дома совместное творчество с детьми.
6. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
7. Интересоваться жизнью группы своего ребенка, принимать в ней активное участие.
8. Принять участие в изготовление атрибутов к спектаклю «Старая сказка на новый лад».
Для педагогов:
1. Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
2. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Направления работы по проекту:
1. Методическая работа педагогов:
Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом; разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.
2.Формы работы с детьми в ДОУ:
Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.
3.Формы работы с родителями: привлечение родителей к участию в проекте с помощью бесед, информационно-наглядной агитации; организация практической деятельности.
Ход работы над проектом.
1 этап проекта - организационно-подготовительный
1. Анализ проблемы.
2. Подбор и обзор литературы по теме проекта.
3. Разработка плана работы по проекту.
4. Подбор методов работы над проектом.
5. Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
6. Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских-народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»
7. Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.
8. Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.
9. Заинтересовать родителей предстоящей работой над проектом.
2 этап проекта – практический
1.Формы работы с детьми:
1 . Чтение русских-народных сказок перед сном, в вечерние часы. Беседы по содержанию сказок.
2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки мне читали дома», «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских-народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка» и др).
4. Чтение сказок с использованием театров: настольного, пальчикового, бибабо.
5. Обучение детей рассказыванию сказок, с помощью мнемотаблиц.
6. Внесение новых дидактических игр по мотивам русских-народных сказок. Обучение игре с учетом индивидуальных возможностей детей.
7. НОД - рисование, лепка, аппликация на темы: «Герои русских-народных сказок»
8. Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».
9. Раскраски по сюжетам русских-народных сказок (в вечерние часы).
10. Распределение и разучивание ролей для спектакля «Старая сказка на новый лад».
11. Экспериментальная деятельность «Строительство избушки для Лисы из ледяных кубиков».
12. Лепка «Мебель для трех медведей», «Посуда для трех медведей»;
13. Конструирование. Обучение детей технике оригами-создание сказочных героев для театра «Оригами».
14. Драматизация сказки «Теремок» для родителей группы (театр Оригами).
15. Викторины по мотивам русских-народных сказок.
16. Участие детей в интернет-конкурсах на тему «Сказки».
17. Этические беседы о дружбе, взаимопомощи на основе сказок, слайдпрезентаций, иллюстраций.
18. Участие детей в литературной викторине ДОУ «Путешествие по сказкам».
19. Экскурсия в библиотеку МАДОУ, детскую городскую библиотеку.
20. Строительные игры «Избушки для зайчика и лисы»; «Теремок для зверей», «Мебель для трех медведей».
21. Корригирующая гимнастика на оздоровительной дорожке «Сказка Теремок».
2.Формы работы с родителями:
- Акция с участием родителей группы по сбору русских-народных сказок для групповой библиотечки - «Подарите детям сказку».
- Создание домашних библиотечек сказок.
- Совместное творчество детей и родителей – участие в выставке «Мой любимый сказочный герой».
- Обучение родителей технике оригами для создания домашних театров (Мастер-класс).
- Совместное творчество детей и родителей – создание книжки-самоделки на тему: «Моя любимая русская-народная сказка».
- Изготовление оздоровительной дорожки по сказке «Теремок».
- Изготовление атрибутов к спектаклю «Воспитание сказкой».
- Участие родителей в спектакле (роль Волка).
3 этап проекта – заключительный
1. Итоговое мероприятие проекта – Спектакль с участием детей и родителей «Старая сказка на новый лад».
2.Обобщение опыта по реализации проекта.
3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
4. Вынесение благодарности родителям, принявшим активное участие в проекте.
5. Опрос родителей о результате совместного проекта (анкетирование).
Продукт проекта:
1. У детей возрос интерес к чтению русских-народных сказок; дети научились внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их содержанию.
2. Большинство родителей осознали значимую роль русской-народной сказки в воспитании детей.
3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими-народными сказками.
4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
5. Часть детей научилась пересказывать русские-народные сказки с помощью мнемотаблиц.
6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились собирать разрезные картинки по сюжетам русских-народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок: («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились складывать фигурки оригами – героев русских-народных сказок.
9. Дети стали бережнее относится к книге.
10. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры.
11. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились соотносить количество сказочных героев на картинке с соответствующей цифрой в пределах 10 с помощью дидактической игры.
12. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к драматизации сказок.
13. Часть детей научилась рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
14. У детей стали активнее проявляться нравственные качества по отношению друг другу: доброта, послушание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.
15. В группе пополнилась предметно - развивающая среда: библиотечка, дидактические игры, мнемотаблицы, поделки, книжки-самоделки, театр оригами, шапочки сказочных героев, оздоровительная дорожка «Теремок».
16. Дети и родители были вовлечены в совместную творческую деятельность.
17. Дети, задействованные в спектакле, выучили слова героев.
18. Большинство детей научились конструировать, рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских-народных сказок.
19. В группе укрепились взаимоотношения между детьми.
20. Дети и педагоги получили дипломы победителей, участников викторин, интернет-конкурсов на темы «Русские-народные сказки».
Итоговое мероприятие к проекту: Спектакль «Старая сказка на новый лад- «Волк и семеро козлят» (Автор Кирюшина О.Н.)
Слова автора: В мире много сказок, грустных и смешных И прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло старомодное,
вот и песня зазвучала, ну почти народная:
Коза (Надя): Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки
В поле я иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую.
Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.
Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся,
ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.
Козленок (Дима): Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.
(Коза уходит)
Автор: Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.
Волк (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.
Козленок (Артем): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.
(Волк уходит)
Автор: Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса,
мог зверям дарить на счастье он любые голоса.
Волк (голосом козы): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.
Автор: Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу
загорелся волчий взгляд.
(волк входит в дом под фонограмму «Песня волка»)
Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».
Козленок (Надя): Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать,
ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.
Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?
Козлята (Аня): Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.
Автор: А еще мама – Коза их с любовью испекла,доброту, тепло вложила и про ласку не забыла. Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк.
Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!
Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать!
Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.
(Волк уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)
Автор: Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом»
А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.
Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули?
Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.
(Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук)
Автор: Пред козою на поляне дружно здравствует народ
Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.
Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала никогда,чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму?
От чего и почему?
Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь и забота - вот теперь моя работа!
Автор: Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Уголок книги – библиотечка с подборкой русских-народных сказок;
- Сборник мультфильмов русских-народных сказок;
- Слайдпрезентации по сказкам;
- Разные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый), ширма;
- Иллюстрации по сюжетам русских-народных сказок;
- Уголок художественного творчества;
- Серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок;
- Маски, шапочки сказочных героев;
- Уголок ряженья.
- Раскраски по мотивам русских-народных сказок.
- Оздоровительная дорожка по сказке «Теремок».
2. Методическая литература:
1. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - под редакцией С.Г.Шевченко.
2.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
3. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
4.«Ознакомление детей с художественной литературой»;
5.« Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
6.«Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
7.«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
8. «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т.С. 2015 г.
3. Атрибуты к спектаклю:
костюмы героям, гитара, лавка, коврик, печь, стол, самовар, блюдо с пирожками, корзина с капустой, дерево, дверь, ширма, деревья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...