Коммуникативная игра как средство развития готовности к совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок»

Городского округа Стрежевой»

Проект: «Коммуникативная игра как средство развития готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Мухаметкулова Раушания Наиловна

воспитатель I кв. категории

г. Стрежевой, 2019

Пояснительная записка

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Одним из ведущих в процессе формирования личности ребенка остается проблема приобщения к социальному миру.  Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.

Социально-педагогический уровень актуальности обосновывается социальным заказом общества, который находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДОО (2013),  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в «Конвенции о правах ребенка» (1990)

Научно-теоретический уровень – находит отражение в исследованиях зарубежных и отечественных специалистов в области развития социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в деятельности. Исследованием проблем социального развития и совместной деятельности занимались такие ученые как Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фильдшейн и др.

Исследование проблемы развития готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к данному вопросу, как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

Обращаясь к актуальности проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что вопросы взаимодействия и совместной деятельности детей дошкольного возраста рассматриваются в Р.С. Буре, Т.С. Комаровой, М.В. Крулехт,  М. И. Лисиной, Д.В. Менджерицкая, Г.А. Репиной и др.

Но формирование и развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста изучено не достаточно. Это и определило тему исследования – «Коммуникативная игра как средство развития готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность нашего исследования также определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:

  • социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием социально активной личности, способной к совместной деятельности со сверстниками и отсутствием достаточных теоретических обоснований для реализации такого заказа; 
  • необходимостью развития готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса;

Гипотеза исследования: развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если:

- еженедельно будут использованы следующие виды коммуникативных игр: игровые пятиминутки, интерактивные игры, игры для формирования культуры общения, игровые этюды, направленные на снятие конфликтности, игры на преодоление эгоцентризма, игры, направленные на развитие понимания партнера, моделирование проблемных ситуаций.

Для развития готовности к совместной деятельности и сплочения детского коллектива, уменьшения числа непринятых детей и предупреждения конфликтов нами был разработан и апробирован проект.

        Цель – содействовать развитию готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности.

Задачи:

1. Пробуждать интерес к окружающим людям, содействовать развитию чувства понимания и потребности в общении, чувства принадлежности к коллективу;

2. Содействовать развитию у детей навыков общения и готовности к совместной деятельности в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, умений устанавливать контакт с окружающими людьми;

3. Содействовать развитию адекватной оценочной деятельности, самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

4. Создавать условия для выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развития навыков эффективного общения, необходимых при осуществлении и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива – развитие групповой сплоченности.

5. Создавать условия для формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

Содержательная часть.

I этап - подготовительный

  • Подборка диагностического материала, проведение диагностики готовности к совместной деятельности (Приложение 1)
  • Разработка системы игр для развития навыков взаимодействия и готовности к совместной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста.
  • Разработка примерных конспектов игровых занятий.
  • Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

II этап – основной

Перспективный план работы по развитию готовности  к совместной деятельности со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. (Содержание игр находится в Приложении 2)

Дата

Содержание деятельности с детьми

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Игровые пятиминутки

«Шляпа», «Доброе животное»

«Комплименты», «По дороге в детский сад», «А у нас…»

«Узнай меня», «Шляпа»,

«Я начну, ты продолжай», «На что похоже?»,

Интерактивные игры

«Глаза в глаза»

«Бумажные мячики»

«Привидение»

«Горячая картошка»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

«Аплодисменты по кругу»

«Возьми себя в руки»

«Жучок»

«Ругаемся овощами»

СРИ (метод принятия роли как метод преодоления эгоцентризма)

Магазин: «Товары для дома»,  «Маленькая фея»

«В библиотеке», «Старенькая бабушка»

«Поварята»

«Конкурс красоты», «Морское путешествие»

Театрализованные игры

Изготовление настольных кукол – конусов и инсценировка сказки РНС «Репка»

Подготовка и инсценировка сказки «Яблоко»

 В. Сутеева

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игровые пятиминутки

«Улыбка», «Ладошка к ладошке»

«По дороге в детский сад…», «Я скажу, ты продолжай»

«Найдем дружочка», «Детективы»,

«Комплименты», «Улыбка», «Как мне повезло, что я…»,

Интерактивные игры

«Как живешь?», «Найди пару»

«Водяной», «Шмель»

«Угадай, чей голосок?»

«Кого не стало?»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

«Обнимашки»

«Медвежата»

«Доброе животное»

«Дотронься до…»

СРИ (метод принятия роли как метод преодоления эгоцентризма)

«Журналист»

«Зоопарк»

«Больница» «Скорая помощь»

«Салон красоты»

Театрализованные игры

Изготовление настольных кукол и инсценировка «Сказки  о глупом мышонке» С.Я. Маршака

Подготовка и инсценировка сказки

«Кот, петух и лиса»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игровые пятиминутки

«Зеркало», «Отгадай настроение»

«Сделай наоборот», «Какие мои друзья»

«Любопытный», «Какой, какая?»

«Радио», «Колпачки»

Подвижные народные игры

«Волк и гуси»

«Цепи кованые»

«Гори-гори ясно»

«Ручеек»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

«Кричалки, шепталки, молчанки»

«Ловим комариков»

«Король сказал…»

«Сиамские близнецы»

СРИ (метод принятия роли как метод преодоления эгоцентризма)

«В гостях у Мальвины»

«Корабль приплыл в Африку»

«Космонавты»

«Готовимся к Новому году»

Моделирование конфликтных ситуаций

«Ссора Мальвины и Буратино»

«Знайка и Незнайка»

«Филя и Хрюша»

«Если тебе подарили не то, что ты хотел…»

        Данные игры направлены на сплочение коллектива, чувства принадлежности к коллективу, содействию развития самоконтроля, развития навыков эффективного общения и развитию готовности к совместной деятельности. В ходе реализации проекта были разработаны конспекты игровых развивающих занятий (Приложение 3)

III этап – обобщающий

  • Подведение итогов  работы с детьми.
  • Изготовление фотоальбома «Будем крепко мы дружить»

Рефлексивный анализ

Еще раз отметим, что актуальность данного проекта было определено тем, что в последние годы в нормативно-правовых документах особое внимание уделяется развитию готовности к совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе всестороннего анализа отечественной и зарубежной литературы по теме совместной деятельности были уточнены понятия. В данном проекте под «совместной деятельностью» мы подразумевали такую деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризующимся единством по месту, времени и действию, общей целью. Готовностью к совместной деятельности мы считаем способность ребенка слышать и понимать сверстника, уступать ему в чем-то, отстаивать свою позицию и принимать совместные решения и действовать вместе.

Также мы выяснили, что наиболее подходящим средством развития готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста являются коммуникативные игры (игровые пятиминутки, интерактивные игры, подвижные народные игры, использования СРИ как метод преодоления эгоцентризма и моделирование конфликтных ситуаций)

Использование коммуникативных игр, по нашему мнению, способствует развитию навыков общения и готовности к совместной деятельности со сверстниками детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.

Мы считаем, что реализация проекта существенно повысит готовность к совместной деятельности со сверстниками детей, что будет основой для развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь. [Текст] /Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
  2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания детей. [Текст] /Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 136с.
  3. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012. - 270с.
  4. Коломинский, Я.Л., Жизневский, Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский. // Вопросы психологии. -2006. - №5. -С.38-44.
  5. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  6. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками[Текст]: Психология дошкольника: хрестоматия для студентов / А.Г. Рузская. -  М.: Академия, 1997. – 19с.
  7.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155. - http://www.firo.ru/?page_id=11003
  8. ФЗ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  9. Цукерман, Г.А. Диагностика умения учиться. [Текст]/ Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова.  – М.: Авторский клуб, 2016. – с. 64
  10. Шилоносова, Т.В./ Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/03/kommunikativnye-igry-kak-sredstvo-sotsialnogo-razvitiya-detey

Приложение 1

1. Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Методика «Секрет» (Цукерман Г)

Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере. Психолог находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.

Далее психолог дает ребенку три картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Психолог просит ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставит условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор).

Затем психолог говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики, а другие ребята положат картинки тебе».

Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить картинки тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть или с которыми ты хотел бы играть».

После того как испытуемый положит все картинки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил… Маше?» (Называет имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку А.)

В заключение взрослый задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей может подарить картинки тебе?»

В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки сверстникам; имена детей, которым испытуемый отдал свои картинки, и время реакции выбранных детей; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки,

когда играли в игру «Секрет»?

На результаты исследования особенно с детьми дошкольного возраста влияет то, в какой степени испытуемые принимают предложенную им задачу. Поэтому большое внимание следует уделить тому, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к методике. Для этого игре придается характер таинственности, секретности. Для того чтобы дети, уже принявшие участие в проведении методики, не общались с теми, которые еще в ней не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.

Особое внимание при выполнении данной методики необходимо уделять предупреждению возможного отрицательного воспитательного эффекта. Для этого по окончании проведения методики взрослый просматривает все шкафчики, вынимает из них картинки, фиксирует в протоколе все обозначения, имеющиеся на их оборотной стороне, подсчитывает общее количество баллов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевалку, могли их забрать.

Понятно, что в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам не пользуются симпатией сверстников. Некоторые из них уже осознают и эмоционально переживают свое положение среди сверстников. Поэтому детям, не получившим ни одной картинки, психолог подкладывает в шкафчик один-два подарка.

Вместе с тем слишком большое число подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях группы. В этом случае следует несколько уменьшить число подарков, полученных этими детьми.

Интерпретация методики

Для удобства обработки полученных данных рекомендуется сделать таблицу, в которой напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса (таблица 9).

В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, количество баллов, при начислении которых учитывались как степень выборов, так и их взаимность.

При отсутствии взаимности выборы первой степени, обозначенные в таблице буквой А, оцениваются в 5 баллов, второй степени (выбор Б) – в 4 балла, третьей (В) – в 3 балла. При взаимности цена выборов удваивается.

Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе – значение полученного количества баллов, которое высчитывается по формуле: m (индекс социометрического статуса) = m/5 (N+2), где m – суммарная оценка полученных выборов (выраженная в баллах), а N – число детей в группе.

По величине индекса социометрического статуса (значению, полученному по формуле) все дети делятся на 3 группы: высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные.

При обработке полученных данных также высчитываются коэффициенты взаимности выборов, выражаемые отношением взаимных выборов ребенка к общему количеству полученных выборов, и общегрупповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении. Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов на общее число выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа дошкольников, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выбор.

Также информативным является соотношение ожидаемых выборов и выборов, полученных ребенком в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Степень осознанности ребенком своего социометрического статуса в группе определяется как соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.

Приложение 2

1. Игровые пятиминутки

        Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

 «Шляпа». Когда играет музыка - дети передают друг другу шляпу. Музыка остановилась, обладатель шляпы пожимает руки каждому ребенку (можно повторить 3-4 раза)

«Как мне повезло!». Каждый участник загадывает какой-либо предмет. Затем он защищает свой выбор, начиная со слов «как мне повезло». Например: «Как мне повезло, что я телевизор, я передаю людям новости!».

«Детективы» Дети по парам изучают внешность друг друга 5 секунд. Затем они поворачиваются друг другу спиной и описывают внешность партнёра.

«Какой, какая?..» Дети стоят в кругу. Ведущий (педагог) называет любое слово (существительное). Ребенок называет признак данного объекта (прилагательное). Ведущий придумывает другой объект обладающий таким же признаком, следующий участник называет признак и т. д. Например получается такая цепочка: портфель—тяжёлый—камень—мокрый—вода—холодная—мороженное – белое и т. д.

«Любопытный». Дети стоят в кругу. Ведущий — «любопытный». Он поочередно обращается с вопросами кто?, с чем?, с кем? и т.д. играющие должны давать ему ответы. Кто замешкается— выбывает.

«Какие мои друзья?» Каждый участник придумывает себе характеристику (прилагательное) с той буквы, с которой начинается его имя. Например, Инна-интересная, Дима-добрый, Стас-серьезный и т.п. Затем первый участник называет своё имя-характеристику, второй повторяет его и называет своё имя-характеристику, третий повторяет предыдущее имя и называет своё и т.д.

«Наоборот» Участники делятся на пары, стоя друг к другу лицом. 1-й участник показывает движение (например, руки вверх), другой делает все наоборот (в данном случае, руки вниз)

«Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Комплименты». Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». После того, как все получили комплименты, ведущий подводит итог проведенным играм, спрашивает, что понравилось детям, во что они хотели бы поиграть в следующий раз. Затем проводится ритуал прощания «Солнышко». Правило – не повторяться!

«Радио». Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок ( подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Колпачки».  Ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.

«Зеркало» Ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

 «Ладонь в ладонь» Авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

2. Интерактивные игры

Горячая картошка. Автор - К Фопель. 

Эта игра позволяет почувствовать и понять, что иногда в жизни неудача неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина (мяч)

Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)

Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

Магнит. Автор - К Фопель.

 Эта игра также подчеркивает принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.

Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.

Инструкция детям. Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей)?

Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?..

Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом.

Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент — магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!»

Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.

«Бумажные мячики» Автор - К.Фопель.

В этой игре дети получают прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм. Делаем мячики из старых газет, которыми можно будет играть как в снежки. Обозначаем линию, разделяющую две команды. Расстояние между командами — примерно четыре метра. По команде дети начинают бросать мячи в сторону противника: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!»,  дети прекращают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. Обращать внимание на соблюдение правила: не перебегать  через разделительную пинию. (2-3 минуты)

 «Маленькое приведение». Авторы  Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.

Игра учит детей в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.  Детям предлагается  играть роль маленьких приведений и слегка напугать друг друга. Две команды, пугают и боятся по очереди по  хлопку-сигналу воспитателя. Показ воспитателем как примерно надо делать руками и произносить страшным голосом «УУУУ». Когда хлопок тихий, то дети пугают тихо, а когда громкий, то пугают  громко. «Но мы добрые приведения и хотим только пошутить!». После игры обсуждение впечатлений.

         «Глаза в глаза».   Н.Л.Кряжева

Развивает в детях чувство эмпатии, настраивает их на спокойный лад. Дети берутся  за руки парами и смотрят друг другу только в глаза и, чувствуя руки, пробуют молча  передать разные состояния, такие как  «Я грущу», а потом «я хочу с тобой играть» или «Я обиделся!» и так далее. После игры обсуждается с детьми, какие состояния передавались, какие было легко передавать? Почему? Какие состояния было передавать легко? Почему?

«Шмель» 

Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве  при  выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.

Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого  (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный  поворачивается спиной в круг.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка».

        

«Узнай по голосу»

Цель: развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

Водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

«Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты,…(имя), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».

Ведущий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Угадай, чей голос» 

Цель: развивать слуховые качества, физические качества.

Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Угадай, чей голосок

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Водяной»

Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества.

Дедушка - Водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час.

Угадай кого из нас!

Запрещается подглядывать. Можно усложнить игру - выбрать 2 водяного

Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка».

3. Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

 «Сиамские близнецы» (Автор – К. Фопель)

        Цель: Развитие коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, а затем связывают правую руку одного ребенка и левую руку другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети договариваются, что они будут рисовать. Время на рисование 5 -6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» должен руководить движениями «незрячего»

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может комментировать действия участников по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших во время рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

«Два барана»

 Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Рано, рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются лбами и ладонями друг в друга, задача противостоять друг другу, не сдвигаться с места. Кто сдвинулся - проиграл. Можно издавать звуки «беее…»

Примечание: следите чтобы бараны не расшибли себе лбы.

«Ругаемся овощами» 

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

«Жучок» 

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1.        лидер;

2.        товарищ лидера («прихвостень»);

3.        неприсоединившийся оппозиционер;

4.        покорный конформист («баран»);

5.        «козел отпущения».

 «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

Ход игры: Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг: Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

«Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

«Дотронься до…»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колес а, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

«Король сказал»

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать любые движения, а играющие должны их повторить только в том случае, если он произнесет: «Король сказал». Когда начнется игра, ведущий, чтобы запутать игроков, может говорить «Король приказал», «Король велел», «Пожалуйста» и т. д. Тот, кто ошибется и повторит движение поел «неправильной» фразы, выбывает из игры.

«Кричалки—шепталки—молчалки». Автор – И.В.Шевцова.

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка»— синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«Сиамские близнецы» Кряжева Н.Л.

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы третья нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

«Ловим комаров» Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

4. СРИ (метод принятия роли как метод преодоления эгоцентризма)

Поварята. Автор — Н. Кряжева

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Старенькая бабушка. Автор — Н. Кряжева.

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Фотоальбом :"Организация работы по развитию речи в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагога"

Фотоальбом по совместной деятельности воспитателя с детьми в образовательной области ''РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"....

Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....

Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время взрослые не уделяют должного  внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для даль­нейшего развития....