Мини-музей в ДОУ.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей детского сада. Что такое мини-музей в ДОУ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
« Мини-музей в ДОУ»
Подготовила : воспитатель Гордиенко Г.Н.
Г.Комсомольск-на-Амуре
2023 год
Что такое мини-музей?
Что означает слово «музей»?
Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ.
Но что такое мини-музей?
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;
«мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора;
он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;
мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:
1этап Подготовительный .
а. постановка целей и задач
б. выбор помещения (места расположения)
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, цели задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.
Возраст детей.
Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» может появится в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек – забав», в спортзале - музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т.д.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать: различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, холлы д/с и даже прогулочные участки, музыкальные залы, педкабинеты, и т.д.
Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
!МНОГО МУЗЕЕВ НЕ БЫВАЕТ. Каждый педагог, работающий в детском саду может создать свой мини-музей, привлекая детей и родителей. Но и здесь работает другое правило:
Главное не количество, а качество!
2-й этап Практический .
а. сбор экспонатов
б. оформление музея
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.
Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить.
! Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т.д – все что связано с темой музея.
Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.
На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для администрации ДОУ, для гостей и родителей.
3. этап Заключительный
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:
• проведение обзорных и тематических экскурсий,
• проведение познавательных бесед и мероприятий,
• организация выставок.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.
2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.
3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.
Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- беседы;
- рассказ педагога;
- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);
- дидактические игры;
- викторины;
- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- игры – экспериментирования;
- чтение и обсуждение произведений;
- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;
- экскурсии по мини – музею;
- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
- вечера загадок;
- народные праздники;
- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;
- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);
-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;
-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.
Виды мини – музеев в ДОУ.
1. Мини – музеи природы.
- экологические мини – музеи (мини – музей моря, подводного мира, леса);
- палеонтологические мини – музеи (мини – музей истории планеты и природы);
- мини – музеи астрономии (мини – музей космоса);
- музеи отдельных компонентов природы (мини - музей солнца, мини – музей «Волшебница – вода» и др.);
- мини – музеи живой природы (мини – музей насекомых, домашних животных, диких животных, мини – музей «Буренушка», мини – музей «Курочка Рябушка», мини – музей овечки).
2. Мини – музеи народной культуры.
3. Исторические мини – музеи.
- мини – музей, посвященный истории страны;
- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;
- мини – музей, посвященный истории родного края;
- мини – музей, посвященный истории детского сада;
- мини – музей, посвященный истории одного предмета (мини – музей часов, мини – музей новогодних игрушек, мини – музей игрушечных солдатиков, мини – музей кукол, мини – музей хлеба, мини – музей «Куклы наших бабушек»)
- мини – музей государственной символики.
4. Литературные мини – музеи.
- музей сказки;
- мини – музей любимой сказки;
- мини – музей писателя (поэта);
- мини – музей книги;
- мини – музей сказочных персонажей;
- мини – музей научной книги;
- мини – музей букваря (азбуки);
- мини – музей букв и цифр.
5. Мини – музеи искусства.
- мини – музеи художественного творчества;
- мини – музей декоративно – прикладного искусства;
- музыкальный мини – музей (музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов);
- мини – музей театрального искусства (мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол).
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.
Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.
Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...