Консультация для педагогов:"Построение ППРС в группе в соответствии с ФГОС ДО"
консультация

Ташлыкова Анна Олеговна

Данная консультация поможет организовать ППРС в каждой возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приморский край, Лазовский район, пгт Преображение,

МБДОУ детский сад «Солнышко»

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

« ПОСТРОЕНИЕ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

                                                                         Выполнила:

А.О.Ташлыкова

пгт. Преображение

2017г.

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

      Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- Образовательная среда –

 совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

-  Предметно-пространственная развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами,  оборудованием и инвентарём  для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

     В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

     В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

     Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн  современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    ППРС в младшем дошкольном возрасте:

для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППРС в среднем дошкольном возрасте:

организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППРС в старшем дошкольном возрасте:

в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. Д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

- ПРОСТРАНСТВО

- ВРЕМЯ

- ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

      Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.

 В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

- рабочая;

- активная;

- спокойная.

 Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

 - содержательно-насыщенной;

-  полифункциональной;

 - трансформируемой;

 - вариативной;

 - доступной;

 - безопасной.

 Насыщенность среды предполагает:

разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

 Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

 Трансформируемость пространства обеспечивает: 

возможность изменений ППРС в зависимости:

- от образовательной ситуации;

- от меняющихся интересов детей;

- от возможностей детей.

 Вариативность среды предполагает:

-наличие различных пространств;

- периодическую сменяемость игрового материала;

- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

- появление новых предметов.

 Доступность среды предполагает:

-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

 Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группе нужно создавать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы  должно быть разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

 Для социально – коммуникативного направления создать центры:

- центр активности (сюжетно – ролевые игры);

- центр ПДД;

- центр пожарной безопасности;

 - центр трудовой деятельности.

 Познавательного направления:

- центр «Мы познаём мир»;

- центр «Я знаю свои права»;

- центр «Экспериментирования»;

- центр патриотического воспитания;

- центр конструктивной деятельности;

- центр сенсорного развития;

- центр математического развития.

 Речевого направления:

-центр театрализации;

-центр «Будем говорить правильно»;

-центр «Здравствуй, книжка!».

 Художественно – эстетического направления:

-центр «Маленький художник»;

-центр «Умелые руки»;

-центр «Весёлые нотки».

 Физическое направление:

- центр «Здоровейка»

- центр спорта «Будь здоров».

   Целенаправленно организованная предметно пространственная -развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

 Благодаря правильно созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети становятся более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повышается познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

  Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (в соответствии с ФГОС ДО)

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 занятия.Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования....

Консультация для педагогов "Организация РПППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Особенности организации развивающей  предметно-пространственной средыОбразовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и...

Консультация для педагогов «Интеграция на физкультурных занятиях в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация рассказывает о том, каким образом возможно осуществить интеграцию фижического развития во все образовательные области....

Консультация для педагогов "Алгоритм оформления конспекта ОД в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация  для педагогов "Алгоритм оформления конспекта ОД в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной Программой дошкольного образования»

Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в с...