Консультация для педагогов:"Построение ППРС в группе в соответствии с ФГОС ДО"
консультация
Данная консультация поможет организовать ППРС в каждой возрастной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Приморский край, Лазовский район, пгт Преображение,
МБДОУ детский сад «Солнышко»
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
« ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Выполнила:
А.О.Ташлыкова
пгт. Преображение
2017г.
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:
- Образовательная среда –
совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
- Предметно-пространственная развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
ППРС в младшем дошкольном возрасте:
для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
ППРС в среднем дошкольном возрасте:
организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
ППРС в старшем дошкольном возрасте:
в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. Д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:
- ПРОСТРАНСТВО
- ВРЕМЯ
- ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
- рабочая;
- активная;
- спокойная.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Насыщенность среды предполагает:
разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает:
возможность изменений ППРС в зависимости:
- от образовательной ситуации;
- от меняющихся интересов детей;
- от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
-наличие различных пространств;
- периодическую сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
- появление новых предметов.
Доступность среды предполагает:
-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Центры развивающей активности детей
Обстановку в группе нужно создавать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы должно быть разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Для социально – коммуникативного направления создать центры:
- центр активности (сюжетно – ролевые игры);
- центр ПДД;
- центр пожарной безопасности;
- центр трудовой деятельности.
Познавательного направления:
- центр «Мы познаём мир»;
- центр «Я знаю свои права»;
- центр «Экспериментирования»;
- центр патриотического воспитания;
- центр конструктивной деятельности;
- центр сенсорного развития;
- центр математического развития.
Речевого направления:
-центр театрализации;
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Здравствуй, книжка!».
Художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник»;
-центр «Умелые руки»;
-центр «Весёлые нотки».
Физическое направление:
- центр «Здоровейка»
- центр спорта «Будь здоров».
Целенаправленно организованная предметно пространственная -развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Благодаря правильно созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети становятся более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повышается познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация поможет педагогам дополнить и изменить среду группы...
Консультация для педагогов: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (в соответствии с ФГОС ДО)
Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 занятия.Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования....
Консультация для педагогов "Организация РПППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОбразовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и...
Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
В помощь педагогом...
Консультация для педагогов «Интеграция на физкультурных занятиях в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация рассказывает о том, каким образом возможно осуществить интеграцию фижического развития во все образовательные области....
Консультация для педагогов "Алгоритм оформления конспекта ОД в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов "Алгоритм оформления конспекта ОД в соответствии с ФГОС ДО"...
Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной Программой дошкольного образования»
Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в с...
- Мне нравится (1)