Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
консультация

Серобабина Марина Леонидовна

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Одним из важнейших принципов технологии реализации основной образовательной программы является совместное сотрудничество с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Воспитатели определяют, какие задачи более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.

Вместе с тем, в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Взаимодействие с родителями педагоги строят в соответствии с индивидуальными особенностями каждой семьи, их интересами и потребностями. При выборе форм работы с родителями педагоги учитывают следующее:

Тип семьи:

  • полная (наличие обоих родителей);
  • неполная (мать и дети, отец и дети);
  • псевдосемья (полная семья, но с постоянным отсутствием родителей в связи с пребыванием на работе или детей в стенах дома).

Сущностные характеристики семьи:

  • проблемная семья (низкая самооценка ее членов; обощение неопределенное; скрытость, жесткость в отношениях);
  • зрелая семья (высокая самооценка; общение прямое, ясное, стиль общения уравновешенный; открытость, гуманность в отношениях);
  • образ жизни (открытый или закрытый);
  • национальность.

Социальные факторы семейного воспитания:

  • жилищные условия;
  • образование родителей;
  • возраст родителей;
  • трудовая занятость родителей;
  • экономическое положение семьи.

Работа педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьями направлена на развитие педагогики сотрудничества, в основу которого положены следующие принципы:

  • единого подхода к процессу воспитания ребёнка;
  • открытости дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимного доверия во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважения и доброжелательности друг к другу;
  • дифференцированного подхода к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов;
  • целенаправленности, систематичности, плановости;
  • доброжелательности, открытости.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

  • Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
  • Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
  • Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
  • Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
  • Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
  • Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление      родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях,      анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление      родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое,      психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие      в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы      родительского комитета;
  • целенаправленную      работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных      формах;
  • обучение      конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах      детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых      занятиях.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУО решается в четырех направлениях:

  • работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом;
  • участие в управлении образовательной организации.

Перспективный план взаимодействия с родителями:

1. Организационное родительское собрание «Наш сад.  Наши дети. Наше будущее».

2.Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания

3. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса».

4. Материал в уголок для родителей : «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе».

5. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».

6. Участие родителей в акции «Белый цветок».

Октябрь

1. Консультация «Здоровье всему голова».

2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду. Советы психолога ».

3. Папка-передвижка «Мама я сам!»

 4.Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни».

5.Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на тему:

- одежда детей в группе

- формирование навыков одевания и кормления

6. Участие в конкурсах и акция, проходящих в ДОУ.

Ноябрь

1. Консультация «Капризы и упрямство». 

 2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости        

     проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?».

4. Папка-передвижка «Ко Дню матери»

5. Материал в уголок для родителей:

         « Сезонные заболевания».

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 

2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. В уголок для родителей поместить информационный материал «Плохое поведение у ребенка после детского сада» .

4.Консультация «Что делать когда ребёнок плачет?»

5.Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику,  украсить группу, подготовить новогодние подарки.

6.Папка-передвижка« Сенсорное развитие»

7. Участие в конкурсах и акциях, проходящих в ДОУ.

Январь

1.Консультация «Понимаем ли мы друг друга ». 

2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок»

3.В уголок для родителей поместить информационный материал

- Закаляйся, если хочешь быть здоров.

- О плаксах.

4.Проводить беседы с родителями

- о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском   саду, приводить детей к 8 часам

 - необходимости отказаться от памперсов

5.Попросить родителей сделать пособия для развития мелкой моторики рук.

6. Памятка для родителей.  «Родительские заповеди».

7.Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники»

Февраль

1.Консультация « Как помочь ребенку заговорить?»

2. В уголок для родителей поместить информационный материал:

    -Малыш боится темноты. Что делать? Ответ психолога.

3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?».

5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания».

6. Родительское собрание: « Игры, развивающие познавательную активность детей»

7. Папка-передвижка  « 23 февраля»

Март

1.Коллективная поделка к празднику 8 Марта

2. Папка – передвижка 

 - «8 Марта»

 - «Светофор»

- «Азбука пешеходов».

3. Консультация « Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

4.Консультация «Гендерное воспитание дошкольников». 

5.Поделки родителей и детей «Наши увлечения»

6.Попросить родителей принести баночки, коробочки с крышками разных цветов

Апрель

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?».

3. Памятка для родителей.

4. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»

5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?».

6. Папка-передвижка  «Весна»

Май

1. Итоговое родительское собрание.

2. Открытое занятие для родителей воспитанников.

3. Консультации  

 - «Игры с детьми на отдыхе в летний период». 

 –  «Питание ребенка летом.»

4. Буклет «Что нужно знать о насекомых?»

6.Папка - передвижка  « День Победы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...

Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Открытость      дошкольного учреждения для родителей....

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями). Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива-с семьями воспитанников в старшей группе

Совместная деятельность педагогов и родителей, в том числе мероприятия по развитию взаимодействия с социальными партнерами...