Самообразование 2022-2023г
методическая разработка (младшая группа)
Тема: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование 2022-2023г. | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
СОШ№20 ДО "ПЧЁЛКА"
г.о. Химки Московской области
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Савельева Любовь Николаевна
Воспитатель
Тема: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».
2022-2023 уч.г. вторая группа раннего возраста( 2-3 года).
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Образование среднее,
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского 07.02.2020г.
Специальность: воспитатель детей дошкольного возраста.
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.
Педагогический стаж – 2 года и 8 месяцев.
Перспективный план самообразования:
Учебный год | Тема самообразования | Этап | Форма и срок отчёта |
2022/2023 | «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» | Практический | Презентация |
2022/2023 учебный год
Тема: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»
Вторая группа младшего возраста
Этап практический
Цель: Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.
Задачи:
- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
- Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
- Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
- Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
- Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».
Актуальность выбранной темы
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка. Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл.
Они направлены на решение следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Литература по теме:
- Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, № 4, 7, 10
- М.Н. Мельников Русский детский фольклор 1987 М. Просвещение
- В.Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры 2005 М. : ЦГЛ
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры 2008 сПб
- Сост. В. Аникин. Русский фольклор 1985 М
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет 2009 М
Раздел плана | Сроки | Форма работы (игры) | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | Отчёт об исполнении |
Работа с детьми | ||||
сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. | 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | проведено | |
октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; | 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; |
| |
ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; 3. Изготовление фланелеграфа; | 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие « Репка» | ||
Декабрь-Январь |
| 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 5. Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); | ||
Февраль-Март | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; 3. Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам; 4. Ремонт настольно – печатных игр по сказкам; | 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игрыдраматизации); 6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); | ||
Апрель - Май | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 6. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»;
| ||
Работа с родителями | ||||
Ноябрь | Проведение анкетирования на тему «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста» | Выявить уровень развития речи у детей. Довести до родителей значимость устного народного творчества в развитии речи у детей раннего возраста. | ||
Январь | Консультация «Развитие речи у ребёнка» | Презентация проекта | ||
Март | Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки» | Выставка | ||
Апрель | Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; | Презентация | ||
Работа с педагогами | ||||
сентябрь, октябрь | Публикация материалов. | выставка | выполнено | |
ноябрь | Подборка сказок, потешек, кукольного и пальчикового театров | Ознакомительная экскурсия для педагогов в группу. | ||
февраль | Круглый стол «Развитие речи детей раннего возраста» | беседа | ||
апрель | Отчет по теме самообразования. | Презентация |
Отчёт о проделанной работе по самообразованию за 2022-2023 гг
Практическая реализация темы по самообразованию
Мной была проведена диагностика детей группы по развитию речи и проведено анкетирование родителей на тему «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста». Так же была проведена консультация с родителями детей группы по данной теме. Мной была оформлена папка-передвижка на тему «Устное народное творчество. Потешки». Была собрана и оформлена картотека дидактических игр и потешек по развитию речи детей. В группе был организован уголок ряжения, изготовлен театр кукол и пальчиковый театр, а так же пополнен театр на фланелеграфе. Был пополнен книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям. С помощью родителей детей был произведён ремонт и закупка настольно-печатных игр по сказкам В конце года родителям был показан ролик «Потешки в жизни нашей группы».
В течении года была публикация материалов по данной теме.
Проведение Круглого стола для педагогов: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» и произведена подборка сказок, потешек, изготовление кукольного и пальчикового театра для малышей.
Результативность:
В результате проведения комплексной работы по развитию речи детей раннего дошкольного возраста, у них появилась и улучшалась речь. У детей появился интерес и желание к прослушиванию сказок, просмотру кукольных театров по русским народным сказкам. Дети с удовольствием стали играть в пальчиковые игры и потешки ко всем режимным моментам. У малышей значительно увеличился словарный запас, как активный так и пассивный. Играя в различные игры, дети стали лучше контактировать друг с другом, у них пропало стеснение и боязнь общения. Ребята проявили интерес к уголку ряжения и театра. Заучивая короткие потешки, сказки, считалки у детей улучшилась память. Играя в настольные печатные игры, у ребят появилась усидчивость и интерес к игре в подгруппах.
Вывод: Видя положительную динамику в развитии речи у детей раннего возраста, в ходе использования в работе с ними устного народного творчества, вижу целесообразность увеличения количества и разнообразия потешек, народных игр, сказок в своей работе с детьми как в свободной деятельности малышей так и на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование 2022-2023г.
laquo;Ознакомление дошкольников с биоценозом леса»...
самообразование 2022-2023г.
Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме....
План работы по самообразованию 2022-2023г
Самообразование...
План самообразования 2022 - 2023г. Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»
План самообразования Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» ...
План по самообразованию 2022-2023г
Пальчиковая гимнастика как средства развития речи детей раннего возраста...
План работы по самообразованию 2022-2023г.
План по самообразованию на тему: "Плавание как средство закаливания детского организма и формирования его личности"....
Отчёт по самообразованию 2022 - 2023г.
ЦЕЛЬ: Формирование у детей культурно-гигиенические навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и ...