Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
материал (старшая группа)
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov_sredstvami_muzenoy_pedagogiki.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию;
формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.
Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
Почему музейная педагогика стала ныне так востребована? Ответ на вопрос очевиден. Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому нужно организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство.
Слайд 2
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Слайд 3
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Слайд 4
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Слайд 5
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Слайд 6
Задачи:
- Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Развитие речи, расширение активного словаря;
- Воспитание культуры поведения.
Слайд 7
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам;
- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Слайд 8
На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее;
для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предъявляется готовый мини - музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.
На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея. Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов.
Слайд 9
Методы, используемые, в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как
- погружение в прошлое,
- манипулирование с музейными предметами,
- вопросно-ответный метод,
- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
- обыгрывание ситуаций,
- мини-спектакли,
- смена интерьеров,
- экскурсия по выставке,
- демонстрация экспонатов,
- эвристическая беседа и так далее.
Слайд 10
Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:
Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)
-Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д. )
Познавательное развитие
Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.
Речевое развитие
Расширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари.
Художественно – эстетическое развитие (Изобразительная деятельность)
- Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.
Социально – коммуникативное развитие
- Решение задач нравственного воспитания: воспитание чувства уважения к Родине и своему народу, чувство гордости за талант народных мастеров.
Художественно – эстетическое развитие (музыка)
Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.
Слайд 11
Правила музейной педагогики
Правило первое: серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.
Правило второе: четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Слайд 12
Экскурсионная работа в мини-музее
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Слайд 13
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Слайд 14
Презентация
Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному.
Воспитанники старшей группы №12 МАДОУ детский сад №5 «ПИН и ГВИН» посетили краеведческий музей нашего города Агидель. Цель данной экскурсии - формирование у детей нравственно-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей. Для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залу музея с разными экспозициями, которые помогали понять и увидеть быт народа, мир старинных вещей.
Детям рассказали о родном городе, истории его возникновения, о первых строителях, которые строили наш город.
Воспитанники с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали экспонаты. Особенно ребятам понравился стенд «Боевой славы», посвященный Великой Отечественной войне. В этом зале были представлены фотопортреты ветеранов войны, списки награжденных орденами и медалями. В витринах - награды и наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста как можно больше узнали о трагических событиях 1941- 1945 годов.
Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов. По окончании экскурсий дети поблагодарили Ирину Ринатовну, Альфию Абузаровну за подробный рассказ о выставочных работах, задавали вопросы.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан
Семинар – практикум
«Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики»
Воспитатель
высшей категории
Галеева Гульнара Раисовна
Агидель, 2020г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики
На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....
Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...
Воспитание патриотизма у дошкольников, средствами музейной педагогики
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики...
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
Статья посвящена вопросам воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием музейной педагогики. Автор рассматривает музей ДОО как уникальную образовательную среду, способствующую ф...