Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
презентация к уроку (средняя группа)
Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий развития у дошкольников этических представлений, навыков культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, городу, Родине, уважению к людям разных национальностей, ветеранам войны, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Все вышесказанное можно решить во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как это воспитывает в ребенке не только нравственно - патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития у детей. Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский . Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек , Х.Литтон , С.А.Козлова , В.А.Петровский ) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития у детей. Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н.Ф и физические возможности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры . В поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания ученые представляют свои технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Изначально термин «музейная педагогика» подразумевал, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать свои собственные мини – музеи. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. В данных условиях ребенок активен, деятелен, самостоятелен в познании, словом - творец. Это ставит перед образованием новые задачи: расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, развития творческой личности; формирование национальной идеологии; сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.
Цель нашей работы - воспитание патриотизма у детей нашей группы посредством музейной педагогики. Задачи: - создать систему работы с детьми, родителями, педагогами по формированию у дошкольников патриотических чувств. - сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»; -расширять у дошкольников знания о Великой Отечественной войне; - развивать связную речь детей, расширять словарный запас (заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине); - развивать творческие способности детей; - воспитывать любовь к семье, малой Родине; - воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины; - сформировать активную позицию родителей.
Осознавая значимость проблемы, провели анкетирование родителей и опрос детей по данной теме. Опрос детей показал: дети имеют слабые знания о старой Руси, о славных битвах славян и т.д. Дети не понимают значение слова «патриотизм », имеют недостаточные представления о ВОВ. Слово музей детям знакомо, но они затрудняются объяснить, что такое музей, музейный экспонат. Дети не могут рассказать о музейных профессиях . Причины пассивности родителей: загруженность, неосознанность значимости проблемы. Делаем вывод – проблема существует, поэтому, глубже вникаем в тему, изучаем специальную литературу: - В своей книге: «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю . Новицкая , определяет совокупность духовных ценностей: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие чувство долга, память о предках, построивших великую Державу. - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л. Программа помогает определить ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Для себя отметила принципы создания мини-музеев:
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей. - Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.). - Принцип природосообразности –должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. - Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком. - Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок». - Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре,
общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве. - Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы. - Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира. - Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Для ознакомления с технологией по организации мини-музеев как инновационной в процессе патриотического воспитания дошкольников изучила методические рекомендации. «Мини – музей в детском саду» Н.А.Рыжова , Л.В.Логинова , А.И. Данюкова . В этой книге отражен опыт работы дошкольных учреждений по созданию и использованию мини – музеев; книга включает подготовку дошкольников к предстоящему посещению музея, последующую работу с детьми в детском саду. Свою работу выстраивали поэтапно.
I этап – организационно-подготовительный : -выявила проблему, поставила перед собой цель, сформулировала задачи; сделала подборку литературы, методического обеспечения для реализации поставленных задач; определила уровень развития патриотического воспитания дошкольников; обсудила с руководством краеведческого музея вопрос о сотрудничестве на предстоящий год и составление плана совместной деятельности; подобрала материал для проведения диагностики, вопросы для анкетирования, выявила уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. Вместе с детьми и родителями выбрали тематику мини - музеев в соответствии с общеобразовательной программой. Включила элементы музейной педагогики в организованную деятельность детей. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье; истории и культуре своей страны; ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Предварительная работа по организации мини – музея, прежде всего, заключается в совместной деятельности детей, воспитателя и родителей. Дети и родители ощущают свою причастность к созданию мини – музеев: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, готовят выступления.
Для расположения мини-музея используем часть групповой комнаты, где экспонаты наиболее удачно вписываются. В процессе работы в музее весь материал систематизируется и дополняется. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини – музеях не только можно, но и нужно брать их в руки и рассматривать! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. II этап –практический: Первые занятия, были направлены на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры; музейных экспонатах; музейных профессиях; правилах поведения в музее и др. Для каждой возрастной группы были созданы свои мини-музеи, с целью патриотического воспитания, расскажу о некоторых из них. Направление музея «Мой родной край» в гр. «Озорные бабочки» имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста, знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок достопримечательностями родного города Калининграда
Направление музея «Мой родной край» в гр. «Озорные бабочки» имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста, знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок ; достопримечательностями родного города Калининграда
В мини- музее " Города россии " с ребятами гр. Солнышко . Любовь к родине- многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к её истории, гордость за достижения нашей национальной культуры. Патриотическое воспитание- часть формирования личности маленького человека.
В рамках работы мини-музея кукол «Кукольный дом" (гр. Озорные бабочки» ) было проведено занятие. Ребята рассмотрели кукол "ДАМЫ ЭПОХИ" ... уточнили, какую одежду носили раньше дамы. Итогом занятия... Организована выставка рисунков "одежда для дамы."
В группе «Звездочки» появилось своё НАСТОЯЩЕЕ море! А точнее, мини музей «Сокровища Б алтийского моря». Благодаря стараниям детей и родителей, экспозиция музея пополняется новыми экспонатами .
В группе « Лунтики " открылся мини-музей «Чайная история". Дети с удовольствием послушали и рассмотрели какой бывает чай, в каких баночках и пачках он попадает к нам на чайную церемонию.
Мини - музей в старшей группе (гр. Забавные подсолнухи) « Р усская изба» - знакомство с русским народным бытом; с традициями, с народным творчеством, игрушкой и костюмом. Здесь же выставляются совместные творческие работы детей и родителей.
Например , дети инсценировали сказки, колядовали, играли на народных музыкальных инструментах (трещотки, ложки, рубель, колотушка, бубенцы); была оформлена выставка кукол, сделанных руками детей и родителей
В гр. "Забавные подсолнухи" есть мини- музей «Колокольчик ", в нем собрано около 80 колокольчиков, ребята путешествуя с родителями привозят из той или иной страны колокольчик для музея, делятся впечатлениями о поездке, рассказывают много нового и интересного
Функционируют мини-музеи «Народное творчество" в группе «Ромашковая» , «Чудо-дерево" в группе «Радужная«.
В группе « М уравьишки » обновлён мини - музей собак « Дай лапу, друг!». Теперь у каждой собачки - экспоната есть свой домик.
Мини - музей в нашей группе «Боевой славы» - знакомство с подвигом нашего народа во время великой отечественной войны . Цель : сформировать у детей чувство гордости за подвиг нашего народа во время ВОВ. Задачи : 1.Создать условия для «погружения и проживания» детьми и родителями ситуации военного времени через музейные экспонаты. 2.Рассказать детям о войне, защитниках Родины, празднике «День Победы». 3.Привить бережное отношение к семейным фотографиям. 4.Воспитывать уважение к старшему поколению. 5. Развивать умения отражать впечатления в творческой исполнительской деятельности: пении, игре, художественном слове, продуктивной деятельности. 6.Обобщить знания и представления детей о российской армии: родах войск, военной технике, военных профессиях. 7. Привлечь родителей к патриотическому воспитанию, убедить их в важности сохранения семейных традиций, праздновании Дня Победы .
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития связной речи, обогащения словаря, художественных, изобразительных навыков. Этот музей включил в себя следующие разделы: «Спасибо деду за Победу», «Боевые награды», «Рода войск», «Сделай сам». Например, в разделе «Спасибо деду за Победу», накануне дня Великой Победы, стало традиционным оформление детьми и родителями «Книги памяти», в которую вошли фотографии и рассказы детей о прадедах, участниках ВОВ . В своей работе мы использовали следующие методы и приемы обучения: игровой - именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Игры использовала разные: «Народные промыслы», «Путешествие в старый Калининград», «Герб города», «Богатство земли».
Формы деятельности: поисковая; игровая; экспозиционная; познавательная. Оформление мини- музея Оборудование: музыкальный центр, проектор, стеллаж, баннер с военной тематикой, фотографии воевавших родственников, карта, рация, шифровка, георгиевские ленточки, видео-кадры, парные картинки «Профессии военные», военные атрибуты, слайды кадров военных событий, орденов, воинов, импровизированный костер. Предварительная работа проходит в два этапа: Подготовительный этап : определение темы и названия музея; информирование родителей, включение их в работу; выбор места для музея; оформление музея; сбор и оформление экспонатов, альбомов, символов музея, оформление конспектов занятий, экскурсий, игр, оборудования, составление творческих рассказов о своих прадедах – ветеранах (фото и рассказ ), подбор художественных произведения, стихов о войне, картинок орденов и медалей, разучивание песен военных лет, экспонатов, иллюстраций, связанных с военной тематикой (солдатский котелок, пилотка, плащ-палатка, форма, фляжка, кружка и т.д.). Альбомы с картинками военных профессий, видеофильмы, слайды и т.д. Практический этап: открытие мини-музея; приглашение гостей и родителей; проведение образовательной деятельности в мини- музее; разработка различных видов экскурсий в мини- музее; пополнение экспонатами.
Разделы и экспонаты музея : 1. Раздел «Спасибо деде за Победу ». Материалы раздела: Фотографии своих родственников-ветеранов с рассказами, где служили во время войны, интересные события фронтовой жизни . 2.Раздел «Рода войск» Материалы раздела: Альбомы с родами войск, Дидактические игры «Парные карточки», «Лото», слайды, фильмы. 3. Раздел «Боевые награды». Материалы раздела: Изображения орденов и медалей с описанием, фото и видеоматериалы, раскраски, дидактические игры «Собери орден » 4. Раздел «Сделай сам». Материалы раздела: Материал для самостоятельной детской деятельности: бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, наборы наклеек или вырезанных картинок, схемы этапов самостоятельного изготовления книги
Новизна Новизна педагогического опыта работы заключается в патриотическом воспитании детей через создание технологий . Результат : Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. Встреча с музеем в рамках д интерактивных мини-музеев в группе. В разработке конспектов, картотек, новых игр, моделей - ассоциаций. В использовании интерактивных, игровых и информационно-коммуникационных еятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых Дети знают, что такое малая Родина, Отечество, могут объяснить, что такое «патриотизм»; у них появился интерес к природе, к истории, героическому прошлому нашей страны Мини – музеи в нашем саду позволили нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Дети способны самостоятельно развернуть сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Выставочный зал» и т.д. Родители стали активными участниками всех совместных познавательно-тематических мероприятий .
Важно проводить целенаправленную работу по патриотическому детей дошкольного возраста. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для ребенка, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи . В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем, они сохранили то, что сберегли для них наши предки.
Литература: Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37. Малюшова , Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29 Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка -Пресс, 2008 Трунова , М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. Чумалова , Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. Чумалова , Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63. Антонов Ю.Е., Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – АРКТИ, 2003М.: Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Князева О.П., Махнаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., Детство – Пресс, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру»
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру» ...
Воспитание патриотизма у дошкольников, средствами музейной педагогики
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В данной работе рассматривается роль игровой деятельноcти в образовательном процессе и воспитании детей. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего разви...
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного...
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
Статья посвящена вопросам воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием музейной педагогики. Автор рассматривает музей ДОО как уникальную образовательную среду, способствующую ф...