Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для детей 4-5 лет.
рабочая программа (средняя группа)

Горбова Любовь Николаевна

Методическая разработка рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №30 «Родничок»

 

 

 

 

 

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»

по образовательной области «Познавательное развитие»

                                          («Формирование элементарных математических представлений», «Мир природы»)

(дети 4-5 лет)

 

Составитель воспитатель МБДОУ

«Детский сад №30 «Родничок»

               Горбова Л.Н.

 

 

п. Ушаково.

Содержание:

 

п/п

 

Наименование раздела

 

 

Стр.

 

 

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4.

Значимые характеристики для разработки и реализации программы

5

1.5.

 

Характеристика возрастных особенностей познавательного развития детей по освоения образовательной области

«Познавательное развитие»

5

 

1.6.

Планируемые результаты освоения программы

5

2.

Содержательный раздел

6

2.1.

Содержание образовательной деятельности

6

2.2.

Учебный план

7

2.3.

 

Календарно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»

ОД «Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)»

8

 

2.4.

 

Календарно-тематический план третьего года освоения по образовательной области «Познавательное развитие»

ОД «Мир природы»

13

 

2.5.

Взаимодействие с родителями воспитанников

14

3.

Организационный раздел

15

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

15

3.2.

Программно-методическое обеспечение Программы

17

 

 

1. Целевой раздел

                 1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей третьего года освоения образовательной области «Познавательное развитие» и рассчитана для детей 4-5 лет. Включает в себя обязательную часть на основе   примерной основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.  

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок».

                 1.2. Цель и задачи Программы

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование познавательных действий, становление сознания.

 Задачи:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
  2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
  3. Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
  4. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
  5. Обогащать социальные представления о людях — взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
  6. Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
  7. Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
  8. Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

 1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

  1. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.
  2. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
  3. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
  4. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  5. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

                   7.Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

                   8 . Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

       В МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок» разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные, психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры

 и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 ОД. Требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.1-2 ОД в течение дня не более 20 минут каждое. Перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут.  Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.

1.5. Характеристика возрастных особенностей познавательного развития детей третьего года освоения образовательной области

         «Познавательное развитие»

   В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.          

   В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).          

             В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5 - 6 предметов (из 10 - 15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

         На этапе завершения третьего года освоения образовательной области «Познавательное развитие» ребенок:

1.Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

  1. С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
  2. Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении
  3. Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи. 5. Откликается на красоту природы, родного города.

 

 

 

 

 

2. Содержательный раздел

         2.1. Содержание образовательной деятельности

Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам, неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. В основе лежит комплексно -тематический принцип организации образовательного процесса.

Непосредственная образовательная деятельная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя: «Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)»; «Мир природы».          

«Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)».  

Различение и называние цветов спектра -красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий). Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей. Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый). Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3-м признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3 -4-м основным свойствам. Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности.

Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина). Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий). Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов-заместителей. Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.

«Мир природы». Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т. д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т. д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства. Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т. д.) в наблюдении и экспериментировании. Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут). Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т. д.). Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность. Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т. д.). Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т. д.). Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т. д.), установленн ые связи, усвоенные обобщения, красоту природы.

Проявление интереса к особенностям своего организма, заботы о нем. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве Родной город: освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город». Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.

2.2. Учебный план

ОД

 

Третий год освоения образовательной области

в неделю   

в месяц

в год

Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)

 

        1          

         

        4          

         

36

 

Мир природы

 

        0          

         

        1          

         

9

 

 

2.3. Календарно-тематический план третьего года освоения образовательной области

«Познавательное развитие»

ОД «Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)»

Сентябрь 

Тема недели

Образовательная деятельность

Программное содержание

Количе ство

часов в

неделю

Литература

1неделя «Здравствуй детский сад»

ФЭМП

«Сравнение предметов

Цель. Развитие воображения, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

1

В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.4

2 неделя «День знаний»

ФЭМП

«Числа 1,2»

Цель. Развитие воображения, наблюдательности, умения решать логические задачи, составлять узор путем комбинирования цвета и формы. Познакомить с образованием числа.

1

В.П. Новикова «Математика в детском саду» с. 6

3 неделя

«Мои друзья»

ФЭМП

«Геометрические фигуры»

Цель. Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать, закреплять знания геометрических фигур.

 

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.8

4 неделя

«Осень»

ФЭМП

«Ориентировка в пространстве2

Цель. Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления, ориентировка в пространстве.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.10

Итого:

 

 

4

 

Октябрь 

1 неделя

 «Осенний лес»

ФЭМП

«Число 3»

 

Цель. Уточнить представление о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины, познакомить с образованием числа 3.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.13

2 неделя

«Огород-овощи».

ФЭМП

«Сравнение по высоте2

Цель. Развитие внимания, творческого воображения, умения делать логические выводы. Упражнять в счете в пределах 3.

 

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.15

3 неделя  

ФЭМП

Цель. Развитие комбинаторных способностей, творческого

1

 «Сад-фрукты»

«Треугольник»

воображения, логики мышления. Закреплять названия геометрических фигур.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.17

4 неделя «Грибы-ягоды»

ФЭМП

«Куб, шар»

Цель. Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения, знакомство с геометрическими телами.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.20

Итого:

 

 

4

 

Ноябрь 

1неделя  

«Одежда»

ФЭМП

«Порядковый счет»

Цель. Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, упражнять в счете по порядку.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.22

4 неделя  

«Обувь»

ФЭМП

«Число 4»

Цель. Развитие комбинаторных способностей, умения обобщать и сравнивать. Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.25

5 неделя

«Игрушки»

ФЭМП

«Прямоугольник»

Цель. Развлечения с использованием игр и упражнений. Познакомить с прямоугольником, учить различать геометрические фигуры.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.26

 

6 неделя  

«Дорожная азбука»  

ФЭМП

«Геометрические фигуры»

 Цель. Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, преобразовывать, делать логические выводы.

 

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.29

Итого:

 

 

4

 

                                                                                                                        Декабрь 

1 неделя

«Зима»  

ФЭМП

«Состав числа 4»

Цель. Развитие творческого воображения, смекалки. Умение воссоздавать модель по образцу. Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.31

2 неделя  

«Зимующие птицы»  

ФЭМП

«Счет в пределах 4»

Цель. Развитие творческого воображения, сообразительности, комбинаторных способностей, внимания. Упражнять в счете в пределах 4.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.33

3 неделя

«Зимние забавы»  

ФЭМП

«Геометрические фигуры»

Цель. Развитие пространственного воображения, смекалки. Умения составлять задачи на преобразование.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.35

4 неделя

 «Новогодний праздник»

ФЭМП

«Сравнение предметов по величине»

Цель. Освоение приемов мнемотехники, развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму. Величину – и находить предметы с заданными свойствами.

 

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.37

Итого:

 

 

4

 

                                                                                        Январь

1 неделя  

«Домашние животные

ФЭМП

«Продолжение сравнивать предметы по величине»

Цель. Развитие пространственных представлений, аналитических способностей, освоение понятия итогового числа

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.37

2 неделя

«Домашние животные»  

ФЭМП

«Сравнение предметов по высоте»

Цель. Развитие умения запоминать, комбинаторных способностей; называние и сравнение чисел в пределах десяти, учить моделировать предмет из палочек одной длины.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.40

3 неделя

«Дикие животные»  

ФЭМП

«Ориентировка во времени»

Цель. Развитие пространственного воображения, образного мышления, умения выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, величина) и отсутствие одного из них, умения составлять число из двух меньших.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.42

4 неделя

«Комнатные растения»

ФЭМП

«Ориентировка во времени (продолжение)»

Цель. Развитие пространственного воображения, образного мышления, умения выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, величина) и отсутствие одного из них, умения составлять число из двух меньших.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.42

Итого:

 

 

4

 

Февраль

1 неделя

«Транспорт»

ФЭМП

«Число 5»

Цель. Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развитие пространственного воображения. Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.44

2 неделя  

«Военные профессии»

ФЭМП

«Число 5 (продолжение)»

Цель: Продолжать знакомиться с цифрой 5, упражнять в сравнение полосок по длине.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.44

3 неделя

 «День защитника Отечества!»

ФЭМП

«Счет в пределах 5»

Цель. Формирование временных представлений, развитие внимания, творческого воображения, упражнять детей в счете в пределах 5.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.46

4 неделя

«Наши добрые дела»  

ФЭМП

«Измерение предметов»

Цель. Освоение временных понятий. Развитие внимания, творческого воображения, учить сравнивать два предмета с помощью условной мерке.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.48

Итого:

 

 

4

 

Март

1 неделя

 «Мамин праздник»

ФЭМП

«Измерение предметов (продолжение)»

Цель. Развитие умения предвидеть результат деятельности, умения сравнивать, воображения

1

В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.50

 

2 неделя  

«Книжкина неделя»  

ФЭМП

«Сравнение предметов по высоте»

Цель. Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.52

 

3 неделя

«Первые весенние цветы»  

ФЭМП

«Продолжение сравнивать предметы по высоте»

Цель. Закрепить знание порядкового сета в пределах 10, развивать остроту мышления, слуховое внимание.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.52

4 неделя

«Семья»  

ФЭМП  

«Порядковый счет»

Цель. Упражнять детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.54

Итого:

 

 

4

 

Апрель

1 неделя

«Пожарная безопасность»

ФЭМП

«Продолжение изучать порядковый счет»

 

Цель. Словесно определить место каждой цифры в ряду цифр от самой маленькой до самой большой.  

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.54

2 неделя

 «Перелётные птицы»  

ФЭМП  

«Ориентировка в пространстве»

Цель. Учить складывать из частей разной формы квадрат.

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.57

3 неделя

«Насекомые»    

ФЭМП

«Ориентировка в пространстве – интегрированное»

Цель. Учить детей складывать из частей одну картинку.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.57

4 неделя

«Аквариумные рыбки»  

ФЭМП

«Величина»

 

Цель. Учить самостоятельно «записывать» признаки тех или иных геометрических фигур, упражнять в сравнение предметов по величине.

1

В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.60

Итого:

 

 

4

 

Май

1 неделя

 «Весна. День Победы»

ФЭМП

«Ориентировка во времени»

 

Цель. Углублять навыки, подбирать сочетания цветов, учить детей помогать друг другу, закреплять представление о времени суток.

1

В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.62

 

2 неделя

 «Достопримечательность

Нашего края»  

ФЭМП

«Геометрические фигуры»

Цель. Способствовать закреплению знания цифры, развитию наблюдательности, памяти. Закреплять знание геометрических фигур.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.63

3 неделя

«Правила дорожного движения»

ФЭМП

«Сравнение предметов по величине»

 

Цель. Закрепить знание овощей и фруктов; развивать образное восприятие, воображение, учить сравнивать предметы по величине.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.66

4 неделя

«Цветы вокруг нас. Лето»    

ФЭМП

«Повторение материала»

 

Цель. Решать логические задачи, развивать умение преобразовывать, воображение.

1

 В.П. Новикова «Математика в детском саду» с.67

Итого:

 

 

4

 

Всего часов в год:

 

 

36

 

  

 

2.4. Календарно-тематический план третьего года освоения образовательной области «Познавательное развитие» ОД «Мир природы»

Месяц

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов в неделю

Литература

Сентябрь

««Какой я? Что я знаю о себе?»»

Тема: «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»

Цели. Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 99

Октябрь

«Наши друзья – животные»

Тема: «Беседа о домашних животных»

Цели. Формировать представления о домашних животных. Развивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать интерес к домашним животным.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 119

Ноябрь

«Поздняя осень»

Тема: «Как зимуют дикие звери»

Цели. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.  

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 106

Декабрь

«Зимушка – зима»

Тема: Беседа «Как живут растения зимой»

Цели. Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям, о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 112

Январь

«Юные волшебники»

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Цели. Обобщить знания о том, ка проводят зиму звери, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей. Развивать доказательную речь. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 116

Февраль

«Наши мужчины – защитники Отечества!»

Тема: «Как узнать растение»

Цели. Обобщить представления о типичной морфологии растений. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 118

Март

«Искусство и культура»  

Тема: «Посадка гороха в уголке природы»

Цели. Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий.

Формировать практические навыки посадки растений.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 120

Апрель

«Пернатые соседи и друзья»    

Тема: «Птицы»

Цели. Обобщать у детей представление о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 125

Май

«Путешествия по экологической тропе»

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цели. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь детей. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

1 раз в месяц

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», с. 126

Всего часов в год:

 

 

 

9

 

 

         2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников

Для осуществления полноценного познавательного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей. -  обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников;

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах познавательного развития, экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка-дошкольника, в раздевальных комнатах групп предусмотрено оформление информационных стендов, проведение тематических собраний, бесед, консультаций.

Сотрудничая с родителями в вопросах познавательного развития, воспитатель может:

  • реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме;
  • использовать методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий; -  рассматривать детские энциклопедии и книги;
  • использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»;
  • коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности;
  • сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность;

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация работы Родительского клуба,

проектная деятельность с привлечением родителей.

 

 

3. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение Программы

         Технические средства обучения

 1. 

Магнитофон

 2. 

Переносная мультимедийная установка

 3. 

Ноутбук

         Дидактические материалы

 1. 

Мир природы. Животные. - СПб.: «Детство – Пресс», 2018 г.

2. 

 

Добро пожаловать в экологию. Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет. Воронкевич. О.А. . – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 г. 

 3. 

Домашние птицы. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.

 4. 

Животные Арктики и Антарктиды. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.

 5. 

Животные Африки. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.

 6. 

Животные Австралии. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.

 7. 

Деревья и листья. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.

 8. 

Морские обитатели. Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2017 г.

 9. 

«Времена года»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2017 г

10.          

«Родная природа» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2017 г

11.          

«Осень»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2017 г

12.          

«Зима»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2017 г

13. 

«Весна»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2017 г

 

 14. 

Осень. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 15. 

Зима. С. Вохринцева серия «Окружающий мир» , 2018 г

 16. 

Весна. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 17. 

Лето. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 18. 

Лесные ягоды. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 19. 

Растения водоемов. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 20. 

Комнатные растения. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 21. 

Деревья и листья. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 22. 

Полевые цветы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 23. 

Ядовитые грибы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 24. 

Садовые ягоды. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 25. 

Овощи. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 26. 

Фрукты. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 27. 

Насекомые – 1. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 28. 

Насекомые – 2. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 29. 

Пресмыкающиеся и земноводные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 30. 

Домашние животные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 31. 

Дикие животные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 32. 

Животный мир Австралии. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 33. 

Обитатели Арктики и Антарктики. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 35. 

Животные Африки. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 36. 

Жители океана. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 37. 

Перелетные птицы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 38. 

Хищные птицы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

 39. Домашние птицы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г

         Плакаты

1.

Сурки (суслик и лесной хорек)

20.

Петух, курица (гуси)

2.

Кабан (норка, писец)

21.

Канарейки (секретари)

3.

Лось (изюбрь)

22.

Голуби (перепела)

4.

Заяц (шакал)

23.

Индюк и индейки (утки с утятами)

5.

Бобр (выдра)

24.

Чем питаются

6.

Ночница (енот)

25.

Животный мир (звери, птицы)

7.

Сурки (кабан)

26.

Дикие животные и птицы. Домашние животные и птицы

8.

Еж (крот)

27.

Домашние животные (Чьи это малыши? Кто это?)

9.

Лиса (волк)

28.

Дикие птицы

10.

Белый медведь (бурый медведь)

29.

Зимующие птицы

11.

Выдра (бобр)

30.

Круговорот воды в природе

12.

Птицы

31.

Времена года

13.

Лошадь с жеребенком (корова с телятами)

32.

Растения (деревья, кусты, травы)

 

14.

Коза, козел, козлята (овца, баран, ягнята)          

 

 

33.

Что растет в саду и огороде

15.

Свинья с поросятами (морские свинки)          

34.

Съедобные грибы. Несъедобные грибы

16.

Кошка с котятами (собака со щенятами)          

35.

Фрукты

17.

Кролики (хомяки)          

36.

Ягоды

18.

Олени с олененком (верблюды)          

37.

Целое и часть

19.

Чем питаются          

38.

Учимся определять время

                  Развивающая предметно-пространственная среда в группах

1.

Математический уголок (наполняемость смотреть в паспорте группы)          

2.

Уголок природы и экспериментирования (наполняемость смотреть в паспорте группы)

Программно-методическое обеспечение Программы

           

 

Программы для организации основной деятельности

 1.  

         

Детство: Примерная основная образовательная         программа дошкольного образования.   Т.И.  Бабаева.  – СПб.  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.                         

2.  

ООП МБДОУ «Детский сад/с №30 «Родничок»                                    

         

         Учебные пособия, технологии

 1.  

         

МАТЕМАТИКА в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5лет. Новикова В.П. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

2.   

         

Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Воронкевич

О.А.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.                                         

 3.  

         

Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г

4.  

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. Уланова Л.А. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014 г.

5.  

Атлас Земли. Светлова И.Е. – М.: Эксмо, 2011 г.                                    

6.  

Атлас животных. – М.: Эксмо, 2012 г.                                    

7.  

Детская энциклопедия животных. Маленькие и пушистые. Т. Моррис ООО «Издательская Группа Аттикус», 2009 г.

8.  

Периодические издания:                                    

     9.  

         

         

         

Журнал «Дошкольное воспитание»            

Журнал «Воспитатель ДОУ»                    

Справочник старшего воспитателя                           

                   

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по образовательным областям для детей 2-3 лет. Срок реализации 1 год.

Настоящие рабочие учебные программы по образовательным областям для детей раннего возраста составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «ЦРР –детский сад № 65»  г. Во...

Рабочая программа платной образовательной услуги "Обучение детей рисованию" для детей 4-7 лет

Настоящая программа способствует решению следующих задач:-       Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности для детей 1,5-3 лет

Настоящая Рабочая Программа (далее РП) является нормативным документом воспитателей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным о...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей подготовительной группы

Рабочая программа - это программа педагогов дошкольной образовательной организации, разработанная для возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольног...

Рабочая программа платной образовательной услуги "Обучение детей рисованию" для детей 4-7 лет

Настоящая программа способствует решению следующих задач:-       Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов...